Значения, понятия и категории

Таблица 1

   
Гегель Категории – всеобщи, служат для более точного определения, являются сокращениями
Кант Категории – не знания, а формы мышления, служат для создания знаний из наглядных представлений, как логические функции, руководят проявлениями рассудка в опыте.
Бредли Понятия – творения разума, элементы целого, застывшие в самостоятельности.
Леонтьев За значениями стоят общественно выработанные способы.
Бланшар В восприятии осуществляется подведение под универсалии.
Наторп Понятия – это не разговор о вещах, а о чистых закономерностях мышления.
Мах Понятия – замена реального опыта, экономия сил.
Мариген Понятия – средство познания.
Дьюи Понятия формулируются в терминах операций.
Куайн Понятия – конвенциональны, системы удобных связей, могут быть пересмотрены.
Айдукевич Изменение понятий ведет к изменению формулировок проблем при тех же данных.
Давыдов Понятие – это средство обнаружения скрытого.
Домбская Изменение конвенции ведет к изменению вопросов и ответов при том же опыте.
Мейерсон Идеальные объекты – схемы, руководящие усилиями разума.
Бриджмен Понятие – совокупность операций.
Кассирер Понятия – ориентиры в многообразии явлений, выходят за данное в созерцании, строгие.
Буслаев Лурия Значения – появляются через понимание, абстрагирование, обобщение первичных представлений.
Шахматов Значения определяются через отношения с другими знаками.
Карцевский Значения – результат схематизации представлений.
Резников Это конструктивный концепт.
Рижский Это выражение существенного.
Шпитцер Звегинцев Значение предопределяется культурными условиями.
Фолсом Щедровицкий Зависит от социальных коопераций, является конвенциальным.
Соссюр Якобсон Значение постоянно до его конструктивного изменения.
Бенвенист Ельмслов При делении знаков делится и значение.
Звегинцев Значение зависит от требований коммуникации.
Блумфилд Щедровицкий Деление значений – конструктивная процедура.
Бозанкет Значение состоит из универсалий, опирающихся на тождество.
Рубинштейн Понятие это и конструкция мысли, и отображение бытия.
Кант Категории чистые понятия рассудка, условие возможности опыта, доопытные и применимы ко всем элементам опыта, сообщают единство чистому синтезу.
Горский Понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки объекта, образуемая словом, это – огрубление.
Щедровицкий Значение является средством понимания текста, конструкция, созидаемая для трансляции, является замещением смысла.
Гамезо Понятия – выражают сущность явлений, опираясь на инструментальные свойства абстрактных знаков
Строгович Понятие возникает в обобщении, выделении существенного в группе объектов.
Асмус Понятие объединяет группу существенных признаков как содержание, определение понятия.
Якобсон Связь означающего и означаемого в языке является заученной и закрепленной обычаем, обязательной для всех членов языкового коллектива.
Карцевский Понятие – схематический продукт интеграции, общий тип.
Баженов Бирюков Значение знака предполагает соотнесение общества, языка и человека.
Бриджмен Значение – применение понятия в конкретной ситуации.

Мы видим, что представления этого типа создаются в мыслекоммуникативных взаимодействиях, когда первичные, индивидуальные, ситуационные и т.п. представления перестают быть эффективными в понимании, в критике, не могут обслужить требования, возникающие в общении, в коммуникации, в познании, организованном как социокультурный процесс, в социокультурной критики и т.п. Иначе говоря, когда появляется потребность в социокультурных содержаниях, в средствах преодоления эгоцентризма индивидуального мышления, в результатах "коллективного" мышления, в доказательности и несубъективной убедительности, тогда "смыслы" перестраиваются, обобщаются, конструктивно замещаются и т.п. и становятся значениями. Они утверждаются в согласовании (конвенции) всех заинтересованных сторон в дискуссии или конструируются с направленностью на будущее утверждение согласующимися. Так как первичные представления возникают, прежде всего в познании, а все иные направленности использования образов объектов опираются на "познанность", на выявленность объектной сущности, то переход к "значениям" сопровождается и усилением познавательного эффекта, углублением, приближением к отражению сущности.

Сам переход к "глубине", к сущности меняет субъективную ситуацию в человеке, трансформирует содержание сознания, сам механизм сознания и самосознания, так как без такой трансформации нельзя привести индивидуальные состояния и динамику смыслов в соответствие с требованиями языка, языковых значений, нового типа содержаний. Тем более что сама "техника" оперирования значениями (понятиями, категориями) требует от человека, его сознания, самосознания, воли и т.п. высших механизмов психики иного бытия и самоорганизации. Изнутри определяемые действия становятся подчиненными внешним критериям, внешней организации, подчинением нормам оперирования, создающимися извне. Тем самым, и со стороны содержания представлений, и со стороны организации языкового и коммуникативного поведения человек ищет опоры и приобретает извне, им подчиняется, меняется в ходе подчинения, приобретает качественно новые свойства.

Для интеллектуального саморазвития важен переход от смыслов к значениям путем самостоятельных усилий. Для этого человек должен войти в позицию строителя языка, семантической стороны языка, точнее – семантической парадигмы. Заимствование подобной позиции стимулируется арбитражной потребностью, возникающей в практике дискуссий. В самоорганизации внешний характер стимулов к арбитражности и самой дискуссионности, критическим отношением в версии автора заменяется внутренним стимулированием. Следовательно, человек должен обладать способностью к активизации себя в критическом отношении к своей предшествующей версии, к организации самопротиводействия, к обнаружению общего в версиях и к использованию общего в качестве средства успешного завершения "дискуссии". Естественно, что без соответствующего развития "Я", его самодвижимости, без опыта совмещения активности "Я" с внешними требованиями хода мышления в коммуникации, рефлексии, решении задач и проблем, достигнуть указанного эффекта невозможно.

На фоне арбитражной активности меняется характер и базовых процессов – изложения и понимания точек зрения, критики точки зрения.

1.2. форма мышления и логика

Вместе с включением в мышление языковых средств и закреплением за знаками языковых значений сам мыслительный процесс перестает быть зависящим только от внутренних факторов, а в реагировании на внешнее – их рассмотрение как случайного набора условий. Появляется внешнее предопределение, в том или ином объеме, самого хода процессов. Появляется внешняя предписывающая форма мышления, которой приходится подчиняться. Персонификация организационного отношения, введение внешнего организатора очевиднее всего обнаруживается в связи с освоением языка как системы
средств,
содержащих предписывающую силу. Организатор процесса усвоения организует и само оперирование знаковыми средствами, формирует соответствующие операциональные стереотипы, соответствующую рефлексивную самоорганизацию.

В мышлении, имеющем организованность, форму процессов, особую роль играет языковое средство. Эта роль во многом раскрывалось в логике. Приведем ряд исходных идей логики, ее "сущности".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: