Общетеоретические исследования права занимают важное место в советской юридической науке. Проводимые в соответствии с принципами диалектического и исторического материализма, они служат логической основой для углубленного анализа исторических типов права, и в первую очередь для всестороннего изучения права в социалистическом обществе. Важное условие успешного решения общетеоретических вопросов — плодотворные дискуссии, научные споры и обмен мнениями по актуальным проблемам правовой науки и практики. В данной статье предпринята попытка дать анализ некоторых спорных вопросов общего учения о праве и путях его реализации.
1. О сущности права первого и следующих порядков. В. И. Ленин отмечал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца». Данное положение относится не только к явлениям природы, но и к обществу, в том числе и праву. Если это так, то наличие у права сущностей разного порядка можно объяснить, видимо, тем, что оно надстроечное явление и потому имеет основание не в самом себе, а в соответствующих материальных условиях жизни классового общества. Начиная исследование, с поверхности юридической действительности, мы углубляем познание права до его сущности первого порядка, а затем стремимся выяснить ее собственную основу, которая находится в сфере социально-экономических отношений.
|
|
Сущность права первого (и для специфики права самого важного) порядка выявлена и четко сформулирована К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». Здесь речь идет о сущности права как такового, о том, что право — материально детерминированная и возведенная в закон воля господствующих классов. «Возведение в закон» господствующей воли надо понимать в широком смысле, что означает придание ей качества общезначимости, необходимости, непререкаемости, наивысшей обязательной силы, нормативности, противопоставленных простому случаю и произволу.
Такое понимание воли в праве полностью соответствует известному положению К. Маркса о том, что урегулированность и порядок должны рассматриваться как форма упрочения данного способа производства, эмансипирующая его от случая и произвола. Просуществовав в течение известного времени, эта форма упрочивается как обычай и традиция и, наконец, санкционируется как положительный закон.
Это генетический аспект вопроса. Вместе с тем широкая трактовка употребляемого в «Манифесте» слова «закон», неосновательность его восприятия лишь в виде юридического закона, как одного из источников права, прямо вытекает из не менее известного предостережения К. Маркса и Ф. Энгельса против сведения права к законодательству. Принципиальное значение широкой трактовки формулы «возведенная в закон воля господствующих классов», убедительно доказано советской общей теорией права, и возвращаться к ней приходится лишь-потому, что время от времени все же встречаются случаи отождествления права и законодательства.
|
|
Трудно переоценить огромную роль для теории и практики содержащейся в «Манифесте» формулы сущности права. Однако классики марксизма-ленинизма никогда не ограничивались сущностью права первого порядка. При необходимости они всегда раскрывали ее глубинное основание, лежащее за пределами юридической формы общественных отношений. Собственно говоря, и в «Манифесте» обращалось внимание на то, что содержание воли в праве определяется материальными условиями. В «Предисловии „К критике политической экономии"» обращается внимание не только на то, что правовые отношения коренятся в материальных жизненных отношениях, но и сами отноше- ния собственности трактуются как юридическое выражение производственных отношений. «Предисловие» не дает никаких оснований для отождествления права и отношений собственности, поскольку тут же К.Маркс подчеркивает, что юридическая надстройка возвышается над экономическим базисом. Суть, очевидно, в том, что в реальной жизни материальное содержание и юридическая форма отношений собственности представляют единое целое. К. Маркс доказывает это и тогда, когда в «Капитале» отмечает, что вещи относятся друг к другу как товары, поскольку их владельцы обоюдно признают себя собственниками и осуществляют куплю-продажу. Отношение товаровладельцев, пишет он, — «юридическое отношение, формой которого является договор, — все равно закреплен он законом или нет, — есть волевое отношение, в котором отражается экономическое отношение». Далее К. Маркс с иронией отмечает, что «сфера обращения, или обмена товаров, в рамках которой осуществляется купля и продажа - рабочей силы, есть настоящий эдем прирожденных прав человека». Конечно, неверно полагать, что складывающиеся в отношениях распределения и обмена права и обязанности сами по себе являются юридическими обязанностями и субъективными правами. Для этого они должны приобрести стабильность, общезначимость, нормативность, обязательность, гарантированную государственным признанием в законодательстве, в прецедентном или обычном праве, т. е. превратиться в возведенную в закон волю господствующих классов. Но именно в области экономических отношений возникает социально-фактическая модель права и правоотношений, которая, возможно, и оказывается сущностью права второго или следующих порядков, коль скоро упомянутые отношения собственности являются материальной основой самой возведенной в закон воли господствующих классов.
Здесь имеет смысл оговорить следующее. Сущность права второго и следующих порядков получает реальное бытие лишь в той степени, в какой данный вид отношений собственности требует юридического опосредования и таковое получает. Сущность не формированная, не выраженная в соответствующих явлениях (в данном случае — в праве), не реальна. «Сущность должна являться», «...сущность является. Явление существенно», «явление... есть проявление сущности».
Игнорирование глубинной сущности права может привести к волюнтаризму и к узконормативной трактовке права. Напротив, не учитывая сущность права первого порядка, легко утратить специфические свойства права и растворить его в правоотношениях, а то и в фактических отношениях. Представляется, что постановка вопроса о сущности права разного порядка соответствует подразделению содержания права на непосредственное (волевое) и материальное, которое находится вне собственно права, в экономике. Последнюю Ф. Энгельс и В. И. Ленин характеризуют в качестве содержания всех надстроечных явлений. Предлагаемое для обсуждения понимание сущности права разного порядка дает возможность более широких позиций подойти к понятию и определению права.
|
|
2. О понятии права. Марксизм-ленинизм рассматривает понятия и научные определения как известный результат познания и «ступеньки» его дальнейшего развития. В. И. Ленин писал: «Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность...», «человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливаются одно в другое, без этого они не отражают живой жизни». Дефиниции по сравнению с научным понятием ограничены, имеют больше прикладное значение, в кратком определении трудно охватить всю многогранность предмета, «дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах». Эти ленинские положения применимы и к праву, научное понятие которого развивается соответственно движению общественной жизни и углублению научных исследований. Вероятно, возможны и разные дефиниции права.
Из приведенных ленинских высказываний следует также, что понятие должно открывать (фиксировать) в непосредственных явлениях их сущность. И тут надо сразу заметить, что понятие права не может охватывать любые компоненты юридической надстройки, речь должна идти только о явлениях самой сущности права — о сущности права первого порядка и ее непосредственном проявлении в том, что есть собственно право как центральная часть юридической надстройки. Что же такое собственно право? Из анализа сущности права вытекает, что право составляют лишь те части надстройки, которые обладают свойствами общезначимых и государственно обязательных масштабов поведения, непосредственно выражающих возведенную в закон волю господствующих классов. Такими свойствами не обладают ни правосознание, ни правоотношения. Сами по себе требования правосознания могут быть нормативны, но они не гарантированы организованным принуждением со стороны государства и не всегда предстают в качестве воли господствующих классов. Правоотношения—разновидность, общественных отношений и потому их непосредственным содержанием является фактическая деятельность, а не ее масштабы. Общественные отношения, писал В. И. Ленин, слагаются из действий людей. Правосознание и правоотношения имеют вполне самостоятельное и большое значение, но считать их непосредственно правом едва ли возможно.
|
|
Свойства общезначимости, общеобязательности и меры поведения получают наиболее концентрированное выражение в юридических нормах, в их совокупности (системе) ясно просматриваются коренные свойства права, обусловленные его сущностью первого порядка. Поэтому широко распространенное в советской науке утверждение, что право есть система юридических норм, правильно, обоснованно и практически целесообразно. Вместе с тем дополнительные исследования и обобщения исторической практики свидетельствуют о том, что полное отождествление права с юридическими нормами (с объективным правом) таит в себе односторонность, слабо отражает связь права с субъектами общественных отношений, недостаточно учитывает глубинную сущность интересующего нас социального феномена классового общества. Видимо, не случайно, большинство ученых, выступавших по общим вопросам права на научно-координационной конференции, организованной ИГПАНом в декабре 1973 г., отмечали те или иные недостатки сведения права к юридическим нормам. На этой конференции отстаивал полноценность общепринятого понятия права А. Ф. Шебанов, исходивший из позиции, которые обычно излагал Н. Г. Александров. Против включения в понятие права правоотношений и правосознания выступил и С. Н. Братусь. Расширение понятия права, указывал он, «таит угрозу ухода от изучения права как системы норм и тех закономерностей, которые присущи этой системе, короче — от изучения действующего законодательства». Опасения С. Н. Братуся частично обоснованны. Но существует ли в действительности такая жесткая альтернатива: либо сведение права к юридическим нормам, либо включение в него правовых отношений и. правосознания? Можно ли обеспечить широкий подход к понятию права и при этом избежать растворения его в иных явлениях общественной жизни? Разве, к примеру, С. С. Алексеев, Д. А. Керимов, Е. А. Лукашева, призывающие ныне подумать над более широким пониманием права, стремятся отойти от его юридической специфики? Нормативно-классовый характер права не исключает многоаспектного к нему подхода и, в частности, более внимательного отношения к связи между объективной и субъективной сторонами (моментами) права. Признание правом системы юридических норм, по-видимому, не исключает признания таковым и комплекса закрепленных в нормах субъективных прав участников регулируемых отношений. Представляется, что возведенная в закон воля господствующих классов непосредственно проявляется в диалектически взаимосвязанных объективном и субъективном праве. Тогда последнее не будет выглядеть как некий второстепенный «придаток» права.
Права субъектов имеют юридический характер, являются тем, что на юридическом языке называют субъективным правом, поскольку они зафиксированы в правовых нормах, в объективном праве. Последнее в свою очередь оказывается действующим правом, регулятором общественных отношений лишь потому, что воплощено в правах (юридических обязанностях) участников фактических отношений. В истории общества и в настоящее время в различных странах процесс правооб-разования (возведения в закон господствующей воли) идет разными путями, но действующим всегда оказывается право в единстве его объективированных и персонифицированных компонентов. Будучи выражением единой сущности, система юридических норм и комплекс юридических прав субъектов обладают едиными существенными свойствами: общезначимостью, нормативностью, гарантированной государством обязательностью. Но это не идентичные проявления сущности права — в одном случае речь идет об общих масштабах поведения, объективированных в качестве юридических норм, в другом — о персонифицированных масштабах поведения. С точки зрения общественного развития объективное н субъективное право в одинаковой степени, как и вся юридическая надстройка, составляют субъективный фактор истории. Их соотношение нельзя воспринимать через парные философские категории объективного и субъективного. Если угодно, то связь между объективным правом и правами субъектов правильнее выражать посредством таких категорий диалектики, как конкретное и абстрактное.
Двуединое непосредственное проявление сущности права обусловлено особенностью предмета правового регулирования. Нельзя регулировать общими масштабами общественные отношения, не воздействуя при этом на поведение их субъектов (граждан, организаций). Невозможно влиять на деятельность последних, не оказывая воздействия на те общественные отношения, содержанием которых является такая деятельность. Именно потому «всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям». Важно обратить внимание, что в этих ленинских словах подчеркивается не только одинаковость масштаба, но и то, что право есть его применение к субъектам общественных отношений. Равный масштаб содержат юридические нормы, приложение данного масштаба к различным людям (их организациям) — права субъектов.
Предлагаемый вариант многоаспектного подхода к праву, разумеется, нельзя считать бесспорным.
Право в реальной жизни существует не только в качестве юридических норм, но ив виде комплекса наличных юридических прав участников регулируемых отношений, которые могут их использовать сами или требовать от других юридически должного поведения, выполнения обязанностей. Признание такого положения вещей теперь можно найти и у С. С. Алексеева.
Постановка вопроса о понятии права, включающем одновременно объективное и субъективное право, пригодна для самого общего определения права любой классовой общественной формации. Она требует дальнейшей конкретизации применительно к развитой юридической действительности социалистического общества, которая характеризуется ведущим значением законодательства, всесторонним закреплением в нем прав и обязанностей субъектов права, благоприятными предпосылками использования субъективных прав и выполнения юридических обязанностей, режимом социалистической законности. Отмеченная постановка вопроса соответствует двуединому пониманию социалистической законности как строжайшей охраны прав граждан и строгого соблюдения всеми советского законодательства.
3. Осуществление права в практической деятельности. Право в самом широком плане может быть интерпретировано как одна из форм духовного освоения общественного бытия. Известно, что К. Маркс различал логическое, (научное), художественное и практически-оценочное познание окружающего мира. Он писал и о том, что духовное производство «проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики...». Именно поэтому правовые памятники прошлого так много говорят историкам о существовавшем в далекие времена общественном строе. Поэтому право может рассматриваться как идеологическая категория, в определенном аспекте как концентрированное выражение достижений культуры, несет в себе при известных социальных условиях значительный гуманитарно-прогрессивный потенциал и может оказывать просветительно-воспитательное воздействие. И все же специфика права и его обратного воздействия на общественные отношения не объясняется «чистыми» свойствами общественного сознания отражать общественное бытие. Воля в праве есть активное, деятельно-практическое, целенаправленное выражение потребностей, интересов, сознания господствующих классов. Конспектируя гегелевскую «Науку логики», В. И. Ленин записывает: «Очень хорош § 225 Энциклопедии, где „познание" („теоретическое") и „воля", „практическая деятельность" изображены как две стороны, два метода, два средства уничтожения „односторонности" и субъективности и объективности». Тут проводится не только тонкая грань между сознанием и волей, но, что особенно интересно, воля и практическая деятельность берутся как однопорядковые явления. Эта однопорядковость воли и деятельности подчеркивается В. И. Лениным и в других местах конспекта. Становится ясным, почему еще К. Маркс говорил о воле в ее теоретической и практической энергии и показывал, что законодательство — социальная сила более высокого порядка, чем общественное сознание.
Будучи возведенной в закон волей, право по самому своему существу нацелено на реализацию в практической деятельности. Право (объективное и субъективное) имеет незначительную общественную ценность, если не находит реализации в деятельности людей и их организаций. С философской точки зрения юридические нормы есть лишь абстрактная возможность по отношению к фактической деятельности тех, к кому они обращены, т. е. к действительности. Субъективное право во всех его модификациях (правоспособность, всеобщие и абсолютные права, правомочия субъектов правоотношений) — различные ступени, конкретизации и персонализации абстрактной юридической возможности, то звено, которое связывает наряду с юридическими обязанностями эту возможность с практической деятельностью. Осуществление права в качестве завершившегося процесса знаменует переход от возможности (должного) к действительности (к сущему). В системе «общественные отношения — право» последнее выступает как одно из специфических средств превращения общественных возможностей в действительность, как момент перехода первых во вторую. Наиболее успешно подобную миссию право выполняет в случаях, когда; такое превращение выражает объективную необходимость, закономерность социального развития на данном его историческом этапе. В этом смысле юридически гарантированные возможности (а не только обязанности) есть необходимость общественного состояния. Во всяком случае, в социалистическом обществе использование прав столь же важно обществу, как и исполнение обязанностей.
От общеидеологического, информативного воздействия права на поведение людей и деятельность организаций надо отличать его осуществление, в процессе которого происходит специфически-юридическое регулирование общественных отношений. Особенность правового регулирования в том, что оно имеет своим предметом общественные отношения определенного вида, соответственно чему формируются и методы регулирования. Особенность правового регулирования и в том, что оно непременно связано с использованием субъективных прав и выполнением юридических обязанностей. Абстрактные и конкретные (общие и персонифицированные) масштабы поведения превращаются в практическую деятельность субъектов регулируемых отношений. Право находит свое практическое осуществление.
Может ли правовое регулирование иметь место вне правоотношений? Традиционно считалось, что нет. Так думают и теперь многие ученые. Есть и иное мнение. Его мы пытались доказать, развивая при этом суждения Д. М. Генкина, С. Н. Братуся, С. Ф. Кечекьяна. Видимая слабость первой точки зрения проявляется в том, что теперь некоторые из ее сторонников предлагают ввести в научный оборот категорию «всеобщих» правоотношений (С. С. Алексеев, Н. И. Матузов), чтобы охватить ими основные (конституционные) права и обязанности граждан, которые нельзя, конечно, трактовать только как правоспособность и неюридическую персонифицированную обязанность всех людей. Однако «всеобщие» правоотношения и есть особые правового характера связи. И решение проблемы переносится в область социально-философского понимания различия между понятиями «общественное отношение» и «общественная связь». К тому же столь широкое понимание правовых отношений логически ведет к признанию во многих случаях их субъектом государства (в целом), что напоминает идею «трехчленности» правового отношения, не нашедшую своего подтверждения. Дискуссии на эту тему продолжаются, и все больше ощущается потребность уточнения философского и социологического понимания общественных отношений.
В данном случае важно подчеркнуть и другой аспект, осуществления права. Советские ученые единодушны в том, что правоотношения следует рассматривать как особо специфическую форму реализации объективного и субъективного права. Тогда оказывается, что изучающий правовые отношения собственности на средства производства ведет анализ на уровне тех материальных факторов, которые являются в конечном счете основой возведенной в закон воли господствующих классов, т. е. на уровне сущности права второго или следующих порядков. Указанное обстоятельство чрезвычайно интересно в познавательном и практическом плане.
Во-первых, оно свидетельствует о том, что правоотношения нельзя воспринимать в качестве маловажного юридического явления. Если в ранние эпохи становления классовых общественно-экономических формаций или в периоды их революционной смены они играют роль «зачатков» юридического опосредования фактических отношений, то теперь, преобразовавшись в необходимую форму реализации права, правовые отношения обеспечивают, помимо всего прочего, постоянную обратную связь развитых правовых систем с породившими их общественными отношениями, наполняют законодательство реальным соци- альным содержанием, сигнализируют о назревших потребностях совершенствования или обновления правового регулирования.
Во-вторых, отмеченное обстоятельство показывает, что знакомство с правом не может ограничиваться знанием юридических нормой предполагает исследование динамичной и полнокровной сети правовых отношений, без чего трудно познать сущность действующего права и то, в каком виде оно находит свою реализацию в обществе. Правоотношения — это право в действии, в его социальном бытии.
О действующем в стране правопорядке нельзя судить только по юридическим нормам, надо раскрыть закрепленные ими субъективные права и юридические обязанности, а также выявить, каким образом и в какой степени используются эти права, исполняются юридические обязанности гражданами, организациями и учреждениями, органами государства и иными субъектами права. Ни объективное, ни субъективное право нельзя отождествлять с правоотношениями, но было бы неправильно их отрывать друг от друга. Следует подчеркнуть, что общая теория государства и права исследует правовые отношения еще недостаточно, и они представляют, пожалуй, наиболее трудный этап познания юридической действительности. Объясняется это многими причинами, в том числе той глобальной метаморфозой, которую они испытали не только в далеком прошлом, но которую испытывают часто и в наше время, особенно в странах, где развито прецедентное право и судебная практика оказывается важным источником юридических установлении. Речь идет об уже упомянутом преобразовании правоотношений в форму реализации юридических норм. Затрудняет познание правоотношений и то, что они подразделяются на такие, которые опосредуют фактически существующие отношения, и на правоотношения, вне которых никаких общественных отношений не существует. Ясно, что содержание и роль тех и других правоотношений не идентичны, но этот вопрос требует самостоятельного рассмотрения. (Правоведение. – 1976. - № 1)