В погоне за большей прибылью банки могут не обращать внимания на «перегрев» экономики и выдают избыточные кредиты. В результате растущий спрос на товары и услуги превышает достигшее предложение, и цены поднимаются. С возможными мерами государства против подобного развития событий связана политика «дешевых» и «дорогих» денег. Этой политики придерживаются кейнсианцы.
Политика дешевых денег Политика дорогих денег
направлена | · Против недоиспользования хозяйственных ресурсов · Против спада производства · Против увеличения безработицы | Против растущей инфляции |
предполагает | увеличение предложения денег через: 1. Покупку государством у банков и населения гособлигаций (образование «лишних» денег). 2. Уменьшение нормы резервного капитала коммерческих банков. 3. Понижение учетной ставки. Следовательно, кредитные возможности банков увеличиваются | сокращение предложения денег через: 1. Продажу гособлигаций банкам и населению («связывание» свободных денег). 2. Увеличение нормы резервного капитала коммерческих банков. 3. Повышение учетной ставки Следовательно, кредитные возможности сокращаются |
в итоге | · Предложение кредитов растёт, они становятся дешевыми и доступными · Инвестиции, совокупные расходы и товарный спрос увеличиваются · Производство и занятость растут | · Ссудный процент по кредитам растёт, из доступность снижается · Инвестиции, совокупные расходы и товарный спрос сокращаются · Цены и инфляция уменьшаются |
Политика дешевых и дорогих денег предполагает активное кредитно-денежное регулирование экономических процессов со стороны государства.
|
|
«Денежное правило» монетаристов.
Монетаристы больше полагаются на известную рыночную самонастройку и считают активное государственное вмешательство в экономику неэффективным. Их представитель – американский либеральный экономист Милтон Фридмен.
Государству не следует активно регулировать хозяйственные процессы, так как:
· Из-за временных лагов, которые разрывают во времени момент приятия государством регулирующих мер и момент начала их реального действия. В результате эти меры, возможно, окажутся запоздалыми и могут сработать уже в новой ситуации, когда они или не нужны, или даже вредны.
· Рациональные ожидания. В современном обществе потребители способны заранее «просчитать» ход развития рыночной ситуации. Исходя из этого, потребители могут изменить своё экономическое поведение и тем самым дезорганизовать мероприятия государства.
· Двигатель экономики – предложение товаров и услуг, а налоги и госпособия его дестимулируют.
· В условиях стагфляции (спад производства и инфляция) политика дешевых и дорогих денег попросту неприемлема.
Отсюда, по мнению монетаристов, макрорегулирование следует ограничить соблюдением «денежного (монетарного) правила». Согласно ему, масса денег в обращении должна иметь тот же темп роста, каким растет реальный объем производства и изменяется скорость обращения денег.