Лекция 14. Формирование идеальных действий. Ему делать. Когда мы берем этот процесс в более жесткие рамки, то он начинает протекать совершенно иначе


П. Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Ему делать. Когда мы берем этот процесс в более жесткие рамки, то он начинает протекать совершенно иначе. И тогда снимается тот чрезвычайно глубокомысленный вопрос, каким образом половое созревание связано с формированием понятий. Все зависит от того, как организуется сам процесс формирования этих понятий.

Еще один важный факт, который здесь нужно отметить: традиционная методика обучения сначала разъясняет новое понятие, затем оно дается на выучивание, потом идет его применение сначала к решению типовых задач, а затем применение на практике. Если вы не знаете других возможностей, то такое построение учебного процесса представляется разумным, и я хотел бы вас предостеречь против чересчур пренебрежительного отношения к современной методике обучения. Если не знаешь ничего другого, то все кажется очень разумным, потому что вы же должны разъяснить новое задание. Чтобы пользоваться им, школьник же должен его сначала усвоить, ведь как же он им будет пользоваться, если он его не усвоил? Значит, надо дать заучить. Ну а дальше закрепить его на типовых задачах, где нужные понятия выступают наиболее отчетливо. И только после этого можно переходить к широкому многообразию задач, которые встречаются на практике. Все это логично и правдоподобно, но, к сожалению, действительность не всегда логична.

Поэтому в отношении правдоподобного процесса обучения можно поступать несколько иначе. Можно производить усвоение не предварительным заучиванием с последующим применением заученного по памяти Это усложняет и ограничивает дело, потому что объем того, что вы можете заучить одновременно, очень небольшой А вот если вы пользуетесь непроизвольньш запоминанием в планомерно формируемом действии, тогда получается совсем другой результат Оказывается, что объем того, что можно дать на карточке, даже трудно определить. Как пример можно привести карточку для уяснения некоторых юридических понятий. Объем информации, содержащейся на этой карточке, очень велик, и заучить его просто невозможно. Но если карточку не просто дать на заучивание, а разъяснить, как ею пользоваться, а затем дать ряд задач на применение всей информации, содержащейся на этой карточке, то такая карточка усваивается за полтора часа занятий, а затем люди перестают сами на нее смотреть при последующем решении задач. Так что объем того, что доступно непроизвольному запоминанию, в


ядп

Действии несравненно превосходит то, что мы себе раньше представляли. Это во-первых.

Во-вторых, само усвоение не так уж трудно: ведь информация у тебя перед глазами. Тут же идет ее применение — жестко, по определенной системе. Этим непроизвольным запоминанием раньше пользоваться боялись. Американцы называют это запоминание случайным, т. е. запоминается что-то самб по себе, случайно. Так что и тут можно понять опасения традиционного обучения. Ведь нельзя же строить весь учебный процесс, рассчитывая«а что-то случайное. Но дело в том, что непроизвольное запоминание можно сделать неслучайным благодаря систематическому применению специальных материалов к решению задач, производимому до тех пор, пока учащиеся сами не перестают пользоваться этим материалом на карточках.

Теперь несколько слов относительно того, что же мы получаем. В конце процесса систематического поэтапного формирования понятий очень ясно выступает своеобразное явление, отмечаемое во многих прежних исследованиях. Это вот что: едва человек знакомится с предъявляемым ему новым материалом, как он сразу видит данное понятие. Например, он видит существительное. Но существительное же нельзя видеть, можно видеть написанное слово, но что оно есть существительное — это ведь его понятийная характеристика. Но ученик-то видит существительное, т. е. возникает картина непосредственного видения. Это описывалось и старыми авторами, у них это получалось в результате стихийного процесса Ну а что же такое непосредственное восприятие объекта как воплощения какого-то понятия"'' Процедура формирования заключается в последовательном выделении в объекте существенных признаков с общим выводом, что по совокупности этих признаков данный объект принадлежит к такому-то понятию или не принадлежит к нему. Процесс происходит последовательно, а сменяется он так называемым симультанным одновременным процессом, т е. как будто объект выступает сразу в совокупности этих самых признаков. Как себе представлять такой механизм? Очевидно, такой механизм заключается вот в чем когда мы проводим систематическое исследование объектов, относящихся и не относящихся к кругу данного понятия, то получается выделение системы признаков, которые образуют так называемый динамический стереотип Это понятие ввел Павлов Оно заключается в том, что система признаков, которая устанавливается


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: