#G0 | Стратегическая цель | Показатель | Конкретное значение |
Финансы: Положение компании с точки зрения инвесторов | Достижение нормы прибыли на используемый капитал выше средней по отрасли | Прибыль на используемый капитал | Не менее 24% |
Обеспечение темпов роста продаж выше рыночных | Прирост продаж | Свыше 13% | |
Увеличение притока наличности | Дисконтированная норма поступления наличности | Прирост 15% в год | |
Клиент: положение компании с | Поддержание имиджа компании как новатора | Доля новых товаров и услуг в продажах | Доля продукции моложе двух лет свыше 60% |
точки зрения клиента | Улучшение соотношения цены и качества товаров и услуг | Оценка клиента | 1-е место (с точки зрения не менее 60% клиентов) |
Положение приоритетного поставщика | Доля продаж постоянным клиентам | Свыше 50% | |
Процессы: хозяйственные процессы для | Заблаговременное влияние на потребности клиента | Консультации до начала предложения продукции | Прирост 5% в год |
достижения максимальных | Развитие регионального рынка А | Количество новых клиентов в регионе А | Прирост 30% в год |
результатов | Быстрое налаживание аппаратного обеспечения | Рабочие дни между выдачей заказа и наладкой компьютера | 90% менее 10 дней |
Резкое улучшение управления проектами | Доля проектов без просрочки | 90% | |
Инновации, персонал, обучение: | Постоянное улучшение | Значение индекса прироста стоимости предприятия | Ежегодное улучшение на 10% |
сохранение гибкости и возможности | Повышение удовлетворенности сотрудников | Индекс удовлетворенности сотрудников | Более 80% |
улучшения положения компании | Количество инновационных предложений на одного сотрудника | Более 20 предложений на человека |
ССП включает в себя ряд подпроцессов:
- перевод инновационной политики и стратегии в форму конкретных критериев оперативного управления;
- перевод стратегии на более низкие уровни иерархии управления компании с помощью разработанных критериев управления;
- превращение стратегии в планы, в том числе бюджетные;
- налаживание обратной связи для проверки гипотез и инициирования процессов обучения.
В крупных компаниях ССП реализуется "сверху вниз". Считается, что система должна начинать работать на уровне всего предприятия, а затем спускаться на уровни хозяйственных подразделений и даже отдельных сотрудников компании.
Внедрение рассматриваемой концепции означает широкую перестройку всего процесса осуществления инновационной стратегии.
В этой связи важны два следующих обстоятельства: во-первых, применение ССП - это процесс не только разработки стратегической инновационной политики, но и ее реализации; во-вторых, ССП надо рассматривать не столько как систему критериев, сколько как всеохватывающую систему управления; это не проект оценки, а проект, рассчитанный на изменения.
Процесс реализации состоит из четырех этапов:
1) разработка ССП - преобразование перспективных планов и инновационной политики в совокупность целей и мероприятий. После разработки система должна быть интегрирована в управленческий процесс;
2) согласование - увязка всех иерархических уровней управления путем выстраивания соответствующих целей и критериев, организация стратегической коммуникации, поощрение инициативных решений;
3) планирование - определение путей достижения запланированных результатов на год, квартал, месяц и т.д. посредством конкретных плановых заданий, распределения ресурсов, проектирования стратегических мероприятий;
4) обратная связь и обучение - мониторинг хода реализации инновационной политики и обновление последней с отражением полученных знаний.
Первая реализация ССП представляет собой сложный проект, структурирование и управление которым должно быть поручено группе, состоящей из представителей разных подразделений компании. Внедрение новой системы может включать следующие этапы (срок исполнения - квартал):
1) создание условий для внедрения системы (уровень предприятия);
2) определение основных процессов (уровень предприятия);
3) достижение согласованности стратегических целей (пилотный уровень);
4) определение единиц измерения и целевых показателей (пилотный уровень);
5) определение программ действий (пилотный уровень);
6) установление плана ввода проекта в действие и свертывание работ.
С точки зрения практики ССП имеет следующие преимущества: увязка оперативного и стратегического инновационного менеджмента; образование всеохватывающей схемы реализации инновационной политики предприятия по всем его иерархическим уровням с учетом четырех основных аспектов (клиентского, внутрифирменного, инновационного и финансового); объективный характер дискуссий относительно реализации инновационной политики, обусловленный необходимостью нахождения единиц измерения и так называемой стратегической картой; ориентация на обучение и инновации по всем уровням предприятия; интеграция с системой управленческого учета и увязка с методами управления, нацеленными на повышение акционерной стоимости компании.
В целом ССП является эффективным инструментом, позволяющим полномасштабно увязать инновационную политику предприятия с оперативным бизнесом; кроме того, новая система дает возможность принимать вполне объективные решения в области распределения ресурсов.
С помощью подбора ключевых показателей результативности (Key Performance Indicator, KPI) компания получает хорошо сбалансированную картину кратко- и среднесрочных целей, финансовых и нефинансовых показателей деятельности, показателей лидерства или отставания, а также внешних и внутренних перспектив. В случае включения специальных отраслевых KPI компания получает дополнительное преимущество от интегрированной в данную концепцию компоненты бенчмаркинга.
Комплексная система управления была разработана только на основе подхода, базирующегося на измерении результативности. Данная система управления, ориентированная на цели компании, включает в себя все - от видения общей цели до индивидуальных конкурентных стратегий, а также формулировку и контроль мероприятий с использованием хорошо сбалансированных KPI. Вот почему ССП - это больше чем референтная система для управления результативностью. Она способствует взаимосвязи стратегий компании и их реализации для постоянного стратегического развития (двойной цикл развития).