Некоммерческое партнерство как субъект гражданского права

Некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности, называется некоммерческим партнерством.

Этот вид юридических лиц неизвестен ГК и впервые введен в оборот Законом «О некоммерческих организациях». Можно полагать, что содействие в ведении членами некоммерческого партнерства общеполезной деятельности будет в основном заключаться в выполнении тех или иных хозяйственных функций, не ориентированных на извлечение прибыли. Так же как и общественные организации, некоммерческие партнерства базируются на принципе членства. Но если первые создаются для достижения тех или иных общеполезных целей, то последние играют лишь роль вспомогательного инструмента в достижении этих целей. Кроме того, члены общественных организаций, по общему правилу, не имеют никаких прав в отношении имущества этих организаций. Тогда как в некоммерческом партнерстве объем имущественных прав участников весьма велик. В частности, в случаях выхода, исключения из партнерства или его ликвидации участник вправе требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано членами в собственность некоммерческого партнерства (если иное не предусмотрено его уставом).

Некоммерческое партнерство является собственником переданного ему имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание членов.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона РФ «О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об известной близости этих правовых форм.

57. Государственные корпорации и государственные компании.

ермин "государственная корпорация" обычно отражает понятие "корпорация, которой владеет государство". Англоязычные аналоги этого термина - "government-owned corporation", "state-owned enterprise", "federal government chartered corporation" и "federal government acquired corporation" (США), "government business enterprise" (Австралия), "crown corporation" (Канада) - обычно обозначают предприятие, находящееся в государственной собственности (либо учрежденное государством, либо перешедшее в его собственность), причем, как правило, подразумевается "корпорация", то есть акционерное общество, 100% акций (или контрольный пакет акций) которого принадлежат государству. Если государство владеет предприятием через холдинговую структуру, используют термин "government-linked company".
В международных документах упоминается, при необходимости, фраза "частные и государственные корпорации, в том числе транснациональные корпорации", как, например, в Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, утвержденной Резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. <1>.
--------------------------------
<1> Официальный отчет Генеральной Ассамблеи, 51 сессия. - Дополнение N 49 (А/51/49). С. 173.

Особый правовой статус приобретают организации, осуществляющие в процессе децентрализации государственного управления государственные функции и именуемые иногда "полунеправительственными организациями" <2> (quango), или "quasigovernmental corporation (agency)". Эти организации, будучи формально независимыми от государственных институтов власти, наделяются, в соответствии с законодательными актами, правом выполнять некоторые управленческие функции (например, в Великобритании).
Сочетание правового статуса самостоятельного субъекта гражданского оборота, в том числе и международного коммерческого оборота, и органа, выполняющего некоторые государственные функции, привело к появлению организационно-правовой формы российской государственной корпорации.
Практика использования термина "государственная корпорация" в названиях российских государственных унитарных предприятий (например, ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения (ОрВД) в Российской Федерации", "подведомственная организация" Федеральной аэронавигационной службы <3>) объясняется не только акцентом на статус имущества, передаваемого этим организациям, но и особыми финансовыми отношениями их с государством (так, Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2009 г. N 124 <4> утвердил Правила предоставления субсидий из федерального бюджета упомянутому ФГУП в 2009 г. для "возмещения затрат, связанных с функционированием Координационного центра системы сбора информации о воздушной обстановке Российской Федерации и взаимодействии с координационным центром НАТО").
Государственная корпорация по ныне действующему российскому законодательству - одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она появилась в результате поправки в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <5>, введенной в 1999 году Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ <6>. Поправка была решением ad hoc <7>, принятым с целью придания особого статуса созданному тогда Агентству по реструктуризации кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" <8> (который утратил силу в 2004 г. по Федеральному закону от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ <9>) и ставшему первой государственной корпорацией в Российской Федерации.
Организационно-правовая форма государственной корпорации не упоминается в п. 3 ст. 50 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <10>, по которому юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться как в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, так и в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Естественно, эта новая форма стала объектом внимания исследователей юридической науки <11>. Различные аспекты их создания и деятельности нашли отражение в научных статьях, посвященных этой тематике <12>.
Итак, в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не может отвечать по обязательствам РФ, а Российская Федерация соответственно не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если не предусмотрено иное законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов (п. 1).
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации, и может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации (п. 2). Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации (п. 3).
На основании этой статьи выделяются следующие принципиально важные особенности правового статуса государственной корпорации.
Во-первых, ввиду расплывчатости формулировки целей создания государственных корпораций не существует принципиальных юридических ограничений на функции государственных корпораций, кроме ограничений, подразумеваемых Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Например, государственная корпорация не может выступать в качестве органа исполнительной власти (это противоречило бы ст. 110 Конституции РФ о том, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ), но может принимать на себя частные функции в сфере регулирования надзора и контроля.
Во-вторых, имущество и денежные средства, переданные государством как учредителем государственной корпорации, перестают быть объектом государственной собственности. То есть государство не имеет ни вещного права на имущество государственной корпорации (в отличие от унитарного предприятия), ни обязательственных прав в отношении этой государственной корпорации (в отличие от акционерного общества с участием государства в его капитале или некоммерческого партнерства).
В-третьих, отсутствуют общие механизмы влияния учредителя на деятельность государственной корпорации. В отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным законом. Иными словами, нормативное регулирование государственных корпораций подменяется индивидуально-правовым. Минимальные же требования в отношении контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены на низком уровне - требование ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества имеет силу в соответствии с законом, предусматривающим создание конкретной государственной корпорации, и такой закон может свести контроль до минимума, что может повлечь за собой различные злоупотребления <13>. Впрочем, априори возможность злоупотреблений, естественно, не может наличествовать в целеполагании при создании этих новых форм некоммерческих организаций.
--------------------------------
<13> Такого мнения придерживаются, в частности, составители Экспертного доклада комитета Совета Федерации по промышленной политике "Государственные корпорации в современной экономике" (2008 г.). См.: Талапина Э.В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 2
В 2003 г. в России началась административная реформа, важной составляющей которой является повышение самостоятельности бюджетных учреждений, что подразумевает уменьшение контроля за статьями расходов в рамках бюджетной классификации, отказ от Единой тарифной сетки при регулировании оплаты труда и возможность переноса неизрасходованных денежных остатков на последующие отчетные периоды. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" <14> в качестве одного из приоритетных направлений реформы определил "организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам" (п. 1). При создании государственных корпораций, которым делегируются функции государственных органов, принцип организационного разделения функций частично соблюдается, так как на эти новые структуры возлагаются в основном функции управления имуществом, передаваемым от государства.
В 2003 г. появилась вторая государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <15>. Ситуация продолжила свое развитие в сторону выполнения функций государственного регулирования, надзора и контроля негосударственной организацией, в значительной части финансируемой за счет своей коммерческой деятельности.
В 2006 г. в российское правовое поле вошла новая организационно-правовая форма - автономное учреждение в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"
И государственная корпорация, и автономное учреждение являются некоммерческими организациями. В частности, они обязаны использовать прибыль от своей деятельности на цели, ради которых они были учреждены. Обе формы обладают достаточной самостоятельностью для решения задач повышения эффективности оказания услуг физическим и юридическим лицам. Принципиальное различие между ними состоит в том, что имущество, которым распоряжается автономное учреждение, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества автономного учреждения является РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением передачи денежных средств и имущества другим юридическим лицам в качестве учредителя. Особому контролю со стороны учредителя подвергаются крупные сделки автономного учреждения. Учредитель устанавливает автономному учреждению задания в соответствии с уставной целью деятельности и обеспечивает их бюджетное финансирование, что создает возможности контроля за результатами его деятельности и стимулирования к выполнению возложенных на него функций. В законах же о создании государственных корпораций последним могут предоставляться широкие возможности для передачи их имущества и денежных средств другим юридическим лицам в качестве учредителя. Контроль за крупными сделками законами не предусмотрен; в отдельных случаях возможно утверждение Правительством РФ долгосрочных программ, в которых детализируется роль государственных корпораций.
Так или иначе форма государственной корпорации показалась более привлекательной российскому законодателю. В 2007 г. появляются сразу шесть государственных корпораций:
государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" <17>)
В 2009 г. возникла еще одна форма некоммерческой организации, введенная Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ <23>. Эта новая форма - государственная компания. В соответствии с ст. 7.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.
Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление (п. 2).
Имущество, переданное государственной компании РФ в качестве имущественных взносов, имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом (п. 3).
Государственная компания не отвечает по обязательствам РФ, а Российская Федерация не отвечает по ее обязательствам, если федеральным законом не предусмотрено иное (п. 4).
Государственная компания использует имущество для тех целей, которые определены федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании (п. 5).
В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации (п. 6).
Таким образом, государственная компания не слишком отличается от государственной корпорации. "Управленческие функции" государственной корпорации для государственной компании не предусмотрены, зато акцент сделан на оказании "государственных услуг" и доверительном управлении государственным имуществом. Обе создаются Российской Федерацией на основе имущественных взносов и на основании федеральных законов.
Имущество, как переданное им, так и созданное либо приобретенное ими, является собственностью государственной корпорации (компании), за исключением доходов от доверительного управления. Для государственной компании предусмотрено "государственное финансирование", а вот порядок формирования органов управления может не быть прописан в федеральном законе, а устанавливаться в ее учредительных документах.

Принципиальная схожесть обеих форм подтверждается, в частности, поправкой в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <24>, внесенной Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 173-ФЗ <25>, о том, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество... государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям (ст. 17.1).

В 2009 г. была создана одна государственная компания - "Российские автомобильные дороги", но этот список, очевидно, будет пополняться.

Вообще восприятие российским законодателем государственных (в понятийном смысле) организаций можно проиллюстрировать на примере ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" <26>, в которой к "организациям с участием государства" отнесены юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации или субъекта РФ составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект РФ имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям

По Указу Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 560 <27> граждане, которые претендуют на замещение руководящих должностей, или лица, замещающие руководящие должности в государственных корпорациях, предоставляют сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в обязательном порядке на себя, своего супруга и несовершеннолетних детей точно так же, как и граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральные государственные служащие. Вполне вероятно, что соответствующие поправки будут внесены и по отношению к руководству государственных компаний.

Важно отметить, на наш взгляд, особую составляющую правового статуса государственных корпораций и компаний. Франклин Делано Рузвельт, 32-й Президент США, инициатор создания государственных компаний в США, утверждал, что, как общее правило, развитие экономики есть функция частной инициативы и частного капитала, но из этого правила бывают жизненно важные исключения, требующие государственного вмешательства; именно для этого могут понадобиться государственные компании; так, по его мнению, их важное отличие от частных фирм - "корпорация, облеченная властью правительства, но гибкая и инициативная, как частное предприятие"

Цель делегирования определенных властных полномочий таким субъектам просматривается довольно ясно и в российском законодательстве. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <29>, государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", например, наряду с федеральными органами исполнительной власти обеспечивает исполнение указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля. Скорее всего, схожие функции будут возлагаться и на другие государственные корпорации в их "зоне ответственности".

Таким образом, в правовой оборот вошли формы некоммерческой организации, которые можно именовать государственно-частными: в плане целеполагания и функционального назначения государственные корпорации и компании исполняют роль государственных органов, в связи с чем наделяются некоторыми властными полномочиями; в плане хозяйственной деятельности они выступают как частные организации.

58. Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.

59.

Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Статья 127. Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/5_18.html
© КонсультантПлюс, 1992-2013

60. Объекты гражданских прав: понятие, общая характеристика.

Объекты гражданских прав - это то, по поводу чего возникают и на что направлены гражданские права и обязанности.

2. Различают следующие виды объектов гражданских прав:

· вещи – объект гр. прав, имеющий материальную осязаемую форму товара: недвижимые - все, что неразрывно связано с землей и воздушно морские суда, космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги – движимые.

· Деньги

· Ценные бумаги – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.

· иное имущество, в том числе имущественные права –1 предприятия, а именно имущественный комплекс используемый для использования предпринимательской деятельности. Входят: недвижимые им-ва, движимые, обязательственные права, требования, долги, исключительные права, индивидуализирующие предприятие. 2 Плоды – вещь полученная в результате естественного приращения им-ва. Продукция – вещь полученная в результате технического использования им-ва. Доходы – вещь полученная в результате эк приращения им-ва. 3 Животные – применяются общие правила об им-ве.

· работы и услуги;

· информация – составляют служебную или комм тайну, если она имеет действительную комм ценность в силу неизвестности ее 3 лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности;

· результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключитель­ные права на них (интеллектуальная собственность) – исключительное права гражданина и ЮЛ на результат инт д-ти и приравненные к ним средства индивидуализации ЮЛ, продукции выполняемых работ или услуг;

· нематериальные блага (ст. 128 ГК).

В зависимости от оборотоспособности объекты гражданских прав делят­ся на:

· объекты, изъятые из оборота, отчуждение которых не допускается. Та­кие объекты должны быть прямо указаны в законе (например, ядерное оружие);

· объекты, ограниченные в обороте, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обо­роте допускается по специальному разрешению (например, огне­стрельное оружие). Такие объекты определяются в порядке, установ­ленном законом;

· свободно обращаемые объекты, которые могут свободно отчуждаться в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом.

61. Понятие, классификация вещей.

1. Вещи - это материальные объекты окружающего мира, по поводу кото­рых возникают гражданские права и обязанности. Признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товары. Вещи являются результатами труда, имеющие в силу этого определенную экономическую ценность.

2. Классификация вещей:

· оборотоспособность, т.е. способность служить объектом имущественного оборота (сделок) и менять своих владельцев (собственников). С этой точки зрения вещи делятся на 3 группы: а) вещи, разрешенные в обороте – свободное обращение, без специального разрешения публичной власти; б) вещи, ограниченные в обороте – могут принадлежать только определенным участникам оборота (оружие), либо находится в обороте по специальному разрешению (валютные ценности); в) вещи, изъятые из оборота – не могут быть предметом сделок и менять собственника (природные ресурсы, принадлежащие государству).

По естественным свойствам:

недвижимые вещи: земельные участки, участки недр, обособленные вод­ные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их хозяйственному назначению невозможно, а также иное имущество, отнесенное зако­ном к недвижимости (например, морские и воздушные суда, суда внут­реннего плавания, космические объекты); права на недвижимое иму­щество, ограничения этих прав, их переход, а в определенных случаях и сделки с таким имуществом подлежат государственной регистрации. Условия, порядок и органы, осуществляющие регистрацию, определе­ны Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним" от 17 июня 1997 года. движимое имущество, то есть вещи, не отнесенные законом к разряду недвижимости. Законом предусмотрена государственная регистрация сделок с определенными видами движимых вещей (как правило, ограниченными в обороте). Нельзя путать с технической регистрацией транспортных средств, которая влияет только на осуществление гражданских прав, но не на их возникновение, изменение или прекращение.

По возможности раздела без изменения первоначального назначения:

делимые вещи – раздел кот возможен без изменения назначения

неделимые вещи, раздел которых невозможен без изменения их назна­чения (например, произведения искусства);

простые вещи – составные части сложной вещи или самостоятельные вещи;

сложные вещи, состоящие из разнородных предметов, образующих еди­ное целое, предполагающее его

главная вещь – картина, принадлежность, которая предназначена для обслуживания главной вещи и следует ее судьбе (например, весла от лодки);

По способам юр индивидуализации:

индивидуально-определенная вещь, характеризуемая индивидуальными признаками, позволяющими выделить ее из ряда других; (дом № на такой-то улице, автомобиль конкретной марки под конкретным №)

вещи, определяемые родовыми признаками: весом, числом, мерой; (10 т стали определенной марки, 5 грузовых автомобилей «Газель»). ИОВ – юридически независимы, в случае их гибели от виновного можно требовать возмещения убытков, но нельзя предоставление аналогичной вещи. ВОРП – юридически зависимы, что дает право требовать ее замены аналогичной вещью.

По степени сохранения потребительских качестве в процессе использования:

потребляемые вещи, которые уничтожаются в процессе их одноразово­го использования (топливо, продукты питания и пр.); непотребляемые вещи, которые не уничтожаются в процессе их одно­разового использования (станки, автомобили и т. п.).

Одушевленные (животные (чаще домашние)) и неодушевленны е вещи.

62. Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских прав.

Деньги – объект таких ГП сделок как договоры займа, дарения, кредитные договоры. Главная особенность денег - будучи всеобщим эквивалентом, могут заменить любой объект имущественных отношений, носящих возмездный характер. Деньги - родовая, заменимая, делимая вещь. Платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Ценные бумаги - признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы (реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. ЦБ как документ относится к категории движимой вещи. Признаки: 1) Необходимость презентации ЦБ – предъявления обязанному лицу для реализации выраженного в ЦБ права; 2) Абстрактность обязательства – право, вытекающее из ЦБ, не за­висит от причины его возникновения, поэтому даже недействитель­ность сделки, по которой выдана ЦБ, не влечет недействи­тельность самой ЦБ 3) Формализм – отсутствие обязательных реквизитов или несоответствие форме влечет ее ничтожность. 4) удостоверяет имущественные права.

Классификация: предъявительские ЦБ – права принадлежат предъявителю ЦБ, именные ЦБ – права принадлежат названному в ЦБ лицу. Передача прав осуществляется в порядке установленным для уступки требований (цессии). Лицо передающее право несет ответственность за действительность требований, но не за его исполнение. Ордерные ЦБ – права удостоверенные ЦБ принадлежат названному в ЦБ лицу, кот само может осуществить эти права или назначить своим распоряжением другое управомоченное лицо. Передача прав по ЦБ осуществляется путем совершения на ней передаточной надписи – индоссамента. Он может быть бланковым (без указания лацци кот передается право) и ордерный (с указанием). При этом лицо передающее право по ЦБ (индоссант) несет ответственность не только за существование права, но и за его осуществление

63. Виды ценных бумаг

. Виды ЦБ:

1. Акция - ценная бумага, удостоверяющая право акционера на участие в управлении акционерным обществом (за исключением привилегирован­ных акций), на получение части прибыли общества (дивиденда) и соот­ветствующей части имущества, оставшегося после ликвидации общества.

Правом выпускать акции обладают только акционерные общества. Ак­ции могут эмитироваться как в документарной, так и бездокументарной форме. Закон "Об акционерных обществах" разрешает выпуск только имен­ных акций.

Наряду с простыми существуют привилегированные акции, которые не дают их владельцу права на участие в управлении обществом, однако пре­доставляют возможность преимущественного перед другими акционерами получения фиксированного дивиденда и части имущества, оставшегося после ликвидации общества.

2. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на по­лучение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквива­лента, а также фиксированного в ней процента от номинальной стоимос­ти, либо иные имущественные права (ст. 816 ГК).

Облигации могут быть:

· именными или предъявительскими;

· государственными или негосударственными;

· краткосрочными или долгосрочными.

3. Вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселеда­теля либо иного указанного в качестве плательщика лица выплатить вексе­ледержателю по наступлении определенного срока обусловленную сумму денег.Виды векселей:

· простои вексель, удостоверяющий обязательства самого векселедателя;

· переводной вексель (тратта), по которому плательщиком выступает не векселедатель, а третье лицо. Обязательство третьего лица возникает с момента совершения акцепта векселя (отметки на векселе о согласии уплатить, подписанном этим лицом).

Вексель - строго формальный документ, и отсутствие хотя бы одного обязательного реквизита, влечет недействи­тельность векселя. Вексель может быть как именным, так и предъявительским или ордерным.

Платеж по векселю может быть обеспечен полностью или частично посредством вексельного поручительства (аваля).

4. Чек - ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произве­сти платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В качестве плательщика может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чек также является строго формальным документом, и несоблюдение любого из указанных реквизитов лишает его силы чека. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение ко­торого он выдан, следовательно, например, в случае отказа банка опла­тить чек чекодержатель не лишается права требовать уплаты долга от чеко­дателя. Чек может быть именным, ордерным или предъявительским. Именной чек не может быть передан другому лицу. Существуют расчетные чеки, оплата по которым производится только в безналичной форме.

5. Коносамент - товарораспорядительный документ, оформляющий дого­вор морской перевозки груза и удостоверяющий право его держателя полу­чить у морского перевозчика указанный в коносаменте груз и распоря­жаться им. Существуют и другие виды ценных бумаг: депозитные и сберегательные сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя и др.

64. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.

К объектам гражданских прав ГК относит такие нематериальные блага, принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, как жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; за гражданами признаются право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя и иные права и свободы (ст. 150 ГК).
Все эти объекты права объединяет совокупность общих черт: отсутствие материального содержания, невозможность имущественной оценки, а также неразрывная связь с личностью и неотчуждаемость от нее. В связи с этим гражданско-правовое регулирование отношений по поводу указанной категории объектов сводится в основном к обеспечению их защиты (п. 2 ст. 2 ГК).

Нематериальные блага становятся объектами особой категории субъективных прав - личных неимущественных прав. К примеру, носитель имени обладает личным неимущественным правом на имя. Ввиду неотделимости этих благ от носителя они, напомним, не являются объектами гражданского оборота.

Обладание перечисленными нематериальными благами может порождать имущественные последствия лишь в случае, если соответствующее субъективное право нарушено. Вообще же личные неимущественные права, возникающие в отношении этих объектов, не связаны с имущественными.

Личные неимущественные права могут возникать и в отношении нематериальных объектов иного рода - объектов интеллектуальной собственности. Однако обладание личными неимущественными правами в отношении таких объектов сопровождается наличием прав имущественного характера. К примеру, право авторства позволяет его обладателю использовать объект авторского права в имущественном обороте. Право на фирму и иные исключительные права в определенных случаях могут быть переданы иным лицам. В рамках договора купли-продажи предприятия может быть отчуждено право на фирменное наименование, товарный знак и др. - п. 2 ст. 559 ГК, по договору коммерческой концессии эти права могут быть переданы в пользование - п. 1 ст. 1027 ГК.

Нематериальными благами, а также личными неимущественными правами обладают как граждане, так и юридические лица. Так, деловой репутацией может обладать как физическое, так и юридическое лицо. Право на жизнь и здоровье принадлежит каждому физическому лицу от рождения.

Специфика объектов личных неимущественных прав предопределяет особенности их защиты. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК). Например, общие способы защиты гражданских прав - возмещение убытков и компенсация морального вреда (физических и нравственных страданий) применимы и в случаях нарушения неимущественных прав. Причинение вреда здоровью влечет возникновение права на возмещения указанного вреда, компенсацию дополнительных расходов по восстановлению здоровья (п. 1 ст. 1085 ГК), а также возможность компенсации морального вреда. Для защиты чести, достоинства, деловой репутации, нарушенных распространением порочащих сведений, носитель этих нематериальных благ вправе заявить специальный иск - об опровержении этих сведений (п. 1 ст. 152 ГК), а также потребовать возмещения морального вреда. Правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в случаях распространения таких сведений в отношении юридического лица*(131).
Несмотря на неотчуждаемость этих нематериальных благ и личных неимущественных прав, их осуществление и защита могут в случаях и в порядке, предусмотренных законом, реализовываться не самим правообладателем, а иными лицами. Например, родственники умершего имеют право на защиту его чести и достоинства (п. 1 ст. 152 ГК).
Защита личных неимущественных прав осуществляется не только в рамках отрасли гражданского права, но также обеспечивается нормами конституционного, уголовного и административного права.

65. Понятие, признаки и значение сделок.

Сделки выступают в качестве одного из важнейших юридико-фактических оснований возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношений, что, в свою очередь, обусловливает повышенное внимание к анализу их правовой природы, отличительных признаков, условий их действительности, оснований недействительности и др.

Совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих сделки, образует один из важных институтов гражданского права. По своей структуре институт сделки делится на две части – общую и специальную. Нормы специальной части касаются отдельных видов сделок и сосредоточены главным образом в разделе III "Обязательственное право" ГК РФ. Нормы же общей части распространяют свое действие на все виды сделок. Именно эти нормы сосредоточены в главе 9 "Сделки" (ст. 153–181) ГК. К ним относятся и нормы общего действия, касающиеся двусторонних и многосторонних сделок, именуемых договорами (см. главы 27, 28, 29 ГК).

В соответствии со ст. 153 ГК сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Из приведенного определения вытекают следующие основные признаки сделки.

Во-первых, сделка есть юридический факт, на основании которого возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности.

Однако сделкой является не любой юридический факт, а только юридическое действие. Этим сделки отграничиваются от юридических событий и от действий, не создающих правового результата. Результат, ради которого совершается действие, должен быть правовым. Виды правовых результатов многочисленны и разнообразны: передача имущества в собственность, аренду, на хранение, выполнение работ, оказание (получение) услуг и т. п. Действия, не преследующие правового результата, не являются сделками и относятся к так называемым морально-бытовым соглашениям (договорились сходить в кино, в театр, на лыжную прогулку и т. п.).

Правовой результат (эффект, последствия) очень часто именуют целью сделки. Цель сделки – это субъективно желаемый для ее участника (участников) результат, который Должен наступить после совершения сделки и ее исполнения.

Правовой результат иногда может и не совпадать с целью. Например, гражданин купил вещь у незаконного недобросовестного владельца или недееспособного гражданина – не возникло право собственности.

Правовую цель надо отличать от мотива. Мотив – это то, что побуждает лицо совершить сделки, это осознание материальных или духовных потребностей, побуждающих действовать для их реализации. Мотив, как правило, не имеет правового значения и не влияет на действительность сделки. Так, гражданин полагал, что его пригласят на свадьбу, купил подарок, но приглашен не был. Ошибочность мотива в данном случае не может повлиять на действительность сделки купли-продажи.

Надо заметить, что отдельные мотивы могут приобрести и юридическое значение, но только в тех случаях, когда такое значение им придается сторонами в самой сделке, например, в условных сделках, или когда они входят в самое существо сделки и приобретают поэтому юридическую силу независимо от того, будут ли они специально упомянуты.

Во-вторых, сделка – это волевой акт, который предполагает наличие у лица определенного уровня сознания и воли, позволяющих ему отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Именно поэтому закон предъявляет определенные требования к участникам сделок и наделяет их правосубъектностью.

Сущность сделки как действия составляют воля и волеизъявление.

Воля есть внутренне осознанное намерение лица совершить сделку и сама по себе представляет явление субъективного (психического) порядка. Тем не менее при ее отсутствии не может быть и самой сделки. Нельзя, например, считать сделкой передачу гражданином своих денег, если к нему было применено психическое или физическое воздействие (ст. 179 ГК).

Но и воля должна получить внешнее (объективированное) выражение, быть доведена до сведения других лиц.

Волеизъявление – это выраженная вовне воля лица. Если воля дает ответ на вопрос: "Чего я хочу?", то волеизъявление – "Что я для этого делаю?" Например, банк хочет обеспечить себя на случай невозврата кредита и для указанной цели страхует свой риск.

Между волей и волеизъявлением не должно быть противоречий, несоответствий. Единство воли и волеизъявления является одним из общих условий (требований) действительности сделок.

В некоторых случаях для того, чтобы сделка могла считаться совершенной (состоявшейся), кроме волеизъявления требуется еще передача денег или вещей. Поэтому в ГК (ст. 153) при определении сделки использован термин "действия", охватывающий и волеизъявление, и иное юридическое действие, если оно необходимо для признания сделки состоявшейся.

Способы фиксации волеизъявления субъектов называются формами сделок. Согласно ст. 158 ГК воля может быть выражена устно, письменно, посредством реальных (конклюдентных) действий или молчанием (см. § 2 настоящей главы).

В-третьих, сделка, будучи волевым юридическим действием, характеризуется особой направленностью. Сделка всегда направлена на достижение определенного правового результата (юридических последствий). Этим она отличается от юридических поступков и других действий, где правовой результат не зависит от направленности воли.

Естественно, говоря о направленности сделки на достижение правового результата, имеется в виду, что лица, совершающие сделку, представляют себе основные, а не абсолютно все правовые последствия. Например, при заключении договора купли-продажи покупатель полагает, что становится собственником имущества, при заключении договора аренды (имущественного найма) – временным пользователем. Типичная для того или иного вида сделок правовая цель, ради которой она совершается, называется основанием сделки, каузой (от лат. "causa" – причина, основание).

В-четвертых, существенным признаком является то, что сделка – правомерное юридическое действие. Несоответствие сделки закону или иному правовому акту влечет ее абсолютную или относительную недействительность (ст. 168 ГК) независимо от того, знал ли участник (участники) гражданского оборота о том, что нарушает законодательство.

Только сделка, совершенная в соответствии с законом или иным правовым актом, считается реально существующим юри-дико-фактическим основанием, с которым нормы права связывают желаемый участником (участниками) сделки правовой результат. По указанному признаку она отграничивается от всех тех юридических действий, которые противоречат закону, хотя в ряде случаев внешне они и выглядят как сделки, а не как неправомерные действия.

Таким образом, сделку можно определить как правомерное юридическое действие, специально направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделками признаются действия Г и ФЛ, направленные на установление, изменение или прекращение ГП и О. Сделки – это акты осознанных, целенаправленных, волевых действий Ф и ЮЛ, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий (ст.153-165).

Признаки сделок: а) воля – мотивированное желание лица достичь поставленной цели через волеизъявление (выражение воли лица вовне, благодаря чему она становится доступной восприятию других лиц); б) основание сделки (цель) – всегда носит правовой характер, должно быть законным и осуществимым и выражается в ее правовом результате; в) мотив – это фундамент возникновение цели, осознанная потребность или осознанное побуждение к совершению сделок; г) правомерность сделок – это означает, что она обладает качествами ЮФ, порождающего те ГП последствия, наступления которых желают лица, вступающие в сделку и которые определены законом для этой сделки. В качестве сделки признаются только правомерные действия. Виды сделок: а) односторонние (для ее заключения достаточно, чтобы волю изъявила 1 сторона (завещание), для которой безусловно возникают обязанности, для других лиц О могут возникнуть с их согласия или в соответствии с законом), двусторонние (для ее совершения необходимо волеизъявление 2 сторон, воля должна быть встречной и совпадающей) и многосторонние (для ее совершение необходимо волеизъявление более 2 сторон – ДПТ (СД)); б) возмездные (обязанности 1 стороны совершить определенные действия соответствует обязанности другой стороны по предоставлению материального или иного блага) и безвозмездные (обязанность предоставления встречного удовлетворения другой стороной отсутствует); в) реальные (для совершения которой недостаточно соглашения между сторонами и требуется передача вещи или совершение иного действия) и консенсуальные (сделки порождающие О и П с момента достижения их сторонами соглашения (подряд, комиссия)); г) каузальные (четко видна правовая цель, которая сделкой преследуется (купля-продажа)) и абстрактные (оторвана от своего основания (цели) (выдача векселя)); д) доверительные (филуциарные) сделки (основанные на лично-доверительных отношениях сторон (договор поручения - крайне редки)); е) условные сделки (возникновение П и О ставится в зависимость от какого-то обстоятельства (условия), которое может наступить или нет, произвольного и не противоречащего закону). Условия в УС могут быть отлагательными и отменительными. Всякая сделка, имеющая более 1 стороны – договор (всякий договор есть сделка, но не всякая сделка – договор).

66. Виды сделок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: