При пилотировании и навигации летательных аппаратов различают следующие скорости полета: истинную воздушную, индикаторную, путевую и вертикальную.
Истинная воздушная скорость V (сокращенно ИВС) — это скорость движения летательного аппарата относительно воздушной среды. Значение ИВС, отнесенное к скорости звука а при данной температуре называется числом М.
Индикаторная (приборная) скорость Vi,- — это расчетная скорость воздушного потока, создающего при нормальной плотности воздуха динамическое давление, равное измеренному при плотности q.
На малой высоте при нормальной температуре плотность воздуха близка к нормальной и .
Путевая скорость W — это горизонтальная составляющая скорости движения летательного аппарата относительно Земли. Путевая скорость является одним из основных аэронавигационных элементов, определяющих горизонтальную проекцию траектории полета.
Из навигационного треугольника скоростей (рис. 12.1) видно, что путевая скорость W равна геометрической сумме горизонтальных составляющих ИВС и скорости ветра:
|
|
.. W=VГ+UГ.
Вертикальная скорость VH — это вертикальная составляющая скорости движения летательного аппарата относительно Земли или, иначе говоря, скорость изменения истинной высоты
Приборы, измеряющие ту или другую скорость или число М, называются соответственно указателями истинной воздушной скорости, индикаторной скорости, числа М. Приборы, измеряющие вертикальную скорость, называются вариометрами.
В системах автоматического управления и навигационных системах используются датчики истинной воздушной скорости, скоростного напора (динамического давления), числа М и вертикальной скорости.