double arrow

Лекция №6


Механизм противодействия коррупции в организации и прохождения государственной и муниципальной службы.

1. Конфликт интересов на государственной службе и порядок его предотвращения и урегулирования.

2. Основные направления по противодействию коррупции в организации государственной и муниципальной службы.

1. Конфликт интересов на государственной службе и порядок его предотвращения и урегулирования.

В соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе понимается ситуация при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объектив­ное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причине­нию вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполне­ние им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должност­ных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде матери­альной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или связанных с ним лиц, а также для граж­дан или организаций, с которыми гражданский служащий свя­зан финансовыми или иными обязательствами.

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у граж­данского служащего личной заинтересованности, которая при­водит или может привести к конфликту интересов, обязан при­нять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы (ч. 4 ст. 19 Закона).

Подробнее ситуация разрешения конфликта интересов урегу­лирована постановлением Правительства РФ от 2 марта 2006 г. № 113, которым утверждено Положение об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отно­шении должностных лиц федеральных органов исполнитель­ной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.




В п. 3 Положения приведены определения используемых для целей этого Положения понятий:

- материальная выгода – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ;

- личная выгода – выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. Не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности;

- предконфликтная ситуация – ситуация, в которой у должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда РФ и членов Общественного совета при осуществлении ими деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, может возникнуть конфликт интересов.

Законом №79-ФЗ в ч. 4 ст.19 установлено, что представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке или в отказе его от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов.



Другой мерой в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов может являться отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего в решении данного вопроса.

Неприятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной и муниципальной службы в связи с утратой доверия.

2. Основные направления по противодействию коррупции в организации государственной и муниципальной службы.

Проблема противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления на сегодняшний день для Российской Федерации является одной из наиболее острых.

Причины коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления обусловлены рядом негативных социальных факторов экономического, идеологического и духовно-нравственного характера, а также недостатками в деятельности органов власти и управления в подборе и расстановке кадров, отсутствие контроля за их деятельностью, неэффективной работы по пресечению корруппционных проявлений.

К группе органов государственной власти с повышенным коррупционным риском следует отнести те, которые осуществляют контрольные полномочия, связанные с проверкой законности явления и пресечения коррупционных проявлений в деятельности субъектов права, разрешительные полномочия, связанные с выдачей соответствующих документов, подтверждающих специальные права на занятие определенной деятельностью, с предоставлением объектов государственной собственности на определенной праве, с приватизацией государственной собственности, регистрационные полномочия, реализуемые в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения прав, юрисдикционные полномочия, осуществляемые в целях применения мер ответственности, а также нормотворческие полномочия.

Ведь чаще всего коррупционные проявления связаны именно с правотворчеством и правовприменением. Издаваемые государственными и муниципальными органами правовые акты определяют юридические статусы, режимы и социально-правовые роли всех субъектов права. Отступление от правовых предписаний, их нарушение, использование в корыстных целях способствуют явлению коррупции.[21]

Под коррупционным проявлением также следует понимать деятельность лиц, наделенных властными полномочиями и использующих, как правило, пробелы и противоречия в регламентации реализации таких полномочий, что порождает коррупционные правонарушения или способствует их совершению.

При этом отличительными признаками коррупционных действий в управленческой сфере являются сделка между должностным лицом (служащим) и лицом, заинтересованным в определенном поведении указанных лиц; обоюдно возмезмездный, но не обязательно материальный характер такой сделки, совершение которой запрещено под угрозой юридической ответственности, предусмотренной нормами действующего законодательства.[22]

Коррупционным проявлением также способствует возможность расширительного толкования компетенции органа, расплывчатость при определении сферы его деятельности.

Таким образом, современные виды коррумпированного поведения должностных лиц далеко ушли за рамки простого подкупа. Повсеместное распространение получили криминальный лоббизм, корыстный сговор должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, незаконные внешнеэкономические операции, совмещение государственной службы с участием в коммерческих организациях, неправомерное вмешательство в деятельность правоохранительных органов.[23]

С учетом принятых в последнее время изменений федерального антикоррупционного законодательства, в целях реализации мер, как по профилактике коррупции, так и реализации государственной антикоррупционной политики на государственной и муниципальной службе предусмотрены следующие мероприятия:

1) для обеспечения соблюдения государственным и муниципальным служащим общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в государственных органах власти, органах местного самоуправления в порядке определяемом законами РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ, муниципальными правовыми актами могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, муниципальных служащих и урегулирования конфликта интересов.

Основной задачей комиссии является содействие органам местного самоуправления города Челябинска:

а) в обеспечении соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами (далее – требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

б) в осуществлении мер по предупреждению коррупции в органах местного самоуправления города Челябинска.

2) Законодательно установлена обязанность ежегодно предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения предоставляются в порядке и по форме, которые установлены для предоставления таких сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими.

Законом установлена подобная обязанность о предоставлении аналогичных сведений представителю нанимателя (работодателю) следующим категориям:

1. граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2. граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3. граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4. в соответствии с Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 559 внесено новое дополнение (Пункт 8), что в случае если гражданин или представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения.

При этом согласно новой редакции этого пункта (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 №297), государственный служащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока их представления.

5. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные и муниципальные должности и членов их семей размещаются на официальном сайте государственных и муниципальных органов и предоставляются эти сведения общероссийским СМИ для опубликования.

6. По решению представителя нанимателя (руководителя) может проводится проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц органов государственного управления и муниципалитетов и членов семей.

7. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулирования конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

8. Согласно Федерального закона от 3.12.2012г. №230-ФЗ «О контроле за соответствованием расходов лиц, замещавших государственные должности, и иных лиц их доходам» в целях противодействия коррупции устанавливаются правила и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской федерации, муниципальной службы и отдельные должности в организациях, созданных для реализации государственных функций (государственные корпорации, пенсионные фонды и другие организации), расходов супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц общему доходу таких лиц и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Обязательному декларированию подлежат все сделки, если ее сумма превышает общий доход за последние три года, в части приобретения земельного участки, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участки), поев в установочных (складских) капиталов организаций.

В случае выявления о несоответствии расходов указанных лиц, их супругов (супруг) и несовершеннолетних детей их доходам, а также в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законном доходе по решению суда будет изыматься в доход государства. В отношении недобросовестных чиновников будут увольнять, а в случае выявления фактов нарушения закона возбуждать уголовные дела.

9. В соответствии с Федеральным законом РФ от 6.12.2011г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» с 1.01.2013 вводится ротация должностей федеральной гражданской службы категорий «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции на срок от трех до пяти лет.

В случае отказа руководителя от предложенной ему должности в порядке ротации или должности в другом государственном органе, служащий освобождается от должности и подлежит увольнению. Ему выплачивается компенсация в размере 4х месячного денежного содержания.

10. Вводится запрет для государственных и муниципальных служащих, супругов (супруг) и несовершеннолетних детей иметь счета в зарубежных банках, недвижимость, акции компаний иными активами за рубежом. Запреты распространяются не только на действующих чиновников, но и на граждан, которые будут приняты на службу после вступления закона в силу, но и на тех, кто уволился после 1 января 2013 г. Чиновником, уволенным со службы, их супругам, детям нельзя обзаводиться зарубежными активами в течение трех последующих лет.

11. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

1) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

2) участия лица на платной основе в деятельности органа управления

коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

3) осуществления лицом предпринимательской деятельности;

4) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В  
(указывается наименование органа местного самоуправления города Челябинска)
 
СПРАВКА
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
муниципального служащего
 
Я,   ,
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)
  ,
(место службы и занимаемая должность)
проживающий по адресу:   ,
  (адрес места жительства)  
 
сообщаю сведения о своих доходах за отчетный период с 01 января 201__ г. по 31 декабря 201__ г., об имуществе, принадлежащем мне на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (на отчетную дату):
           

Раздел 1. Сведения о доходах [24]

№ п/п Вид дохода Величина дохода [25] (руб.)
Доход по основному месту работы  
Доход от педагогической деятельности  
Доход от научной деятельности  
Доход от иной творческой деятельности  
Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях  
Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях  
Иные доходы (указать вид дохода):  
  1)    
  2)    
  3)    
Итого доход за отчетный период  
Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: