Классификации и краткая характеристика стрессовых реакций и состояний

1. По природе стрессора: эмоциональ­ный, болевой, акустический, холодовой, физический, мотивационный, операционный, интеллектуальный и др.

2. По типу стрессорных эффектов (Г. Селье):

-эустресс (от греч. ей — хороший);

-дистресс (от греч. dys — нарушения, расстройства). Синонима­ми этого термина являются такие понятия, как «травматический стресс», «психологическая травма», «посттравматические стрессо­вые нарушения».

3. По проявлению стресс-реакции:

- генерализованный адаптационный синдром — ГАС (общий адаптационный синдром — ОАС) - реакция мобилизации энер­гетических ресурсов (стресс), вызванная любым фактором среды, охватывает весь организм. При этом происходит не просто моби­лизация энергетических и структурных ресурсов организма, а их перераспределение или передача из систем, не участвующих в адап­тации к данному конкретному фактору, в системы, специфически ответственные за эту адаптацию.

- мест­ный адаптационный синдром — MAC, для которого характерны выраженные изменения в месте действия стрессора. Эта область получила название «область мишени».

4. По реакции симпатоадреномодулярной системы (САМС), яв­ляющейся одной из важных регуляторных систем организма, вы­деляют физический, эмоциональный и смешанный стресс.

Физический стресс — это реакции, выраженные резкими сдви­гами физиологических функций и вызванные действиями на орга­низм стрессоров, не связанных с каким-либо эмоциональным пе­реживанием. Например, это могут быть тренировочные уроки, протекающие в условиях минимальных психических переживаний (тренировки, в которые входят стереотипизированные, продол­жительные по времени упражнения, вызывающие процесс утом­ления) — в данном случае стресс отличается отсутствием ярко выраженного эффекта усиления активности САМС.

Эмоциональный стресс — реакции, которые вызываются значи­мыми для спортсмена по силе психическими стрессорами или си­туациями, а также процессами, основанными на ярких следах силь­ных эмоциональных переживаний (соревнования, победы, пора-

жения в них). При этом происходят значительные нарушения САМС.

Смешанный стресс вызывают комплексные стрессоры или стрессорные ситуации. Это могут быть малозначительные соревнования, в которых участвуют более слабые противники, или подразумева­ется формальное участие в них. При этом происходят нарушения на всех уровнях САМС.

5. По наличию реального раздражителя психотерапевт Р. Лазарус, развивая учение о стрессе, выдви­нул концепцию, согласно которой разграничивается физиологи­ческий стресс, связанный с реальным раздражителем, и психиче­ский (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе ин­дивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную. Такая оценка вызывает эмоции и та­кую же эмоциональную перестройку в организме, как и любой другой (механический, термический) раздражитель.

Основное отличие физиологического стресса от психического состоит в том, что при физиологическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, а при пси­хическом стрессе адаптация предшествует травмирующей ситуа­ции, т.е. наступает заблаговременно. В последние годы отмечается условность полного разделения физиологического и психического стрессов: в физиологическом стрессе всегда есть психические эле­менты, и наоборот. Реакция организма единая, затрагивает мно­гие его системы и функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: