Обычно это недостатки в организации производства и управления. Перечислим те из них, которые наиболее часто приводят к конфликтам:
· недовольство оплатой труда;
· неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиляции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабочем месте и т.п.);
· недостатки в организации труда;
· несоответствие прав и обязанностей;
· неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска, штурмовщина);
· неудобный график работы;
· упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причем не по его вине);
· необеспеченность заданий ресурсами (в частности, перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими);
· отсутствие четкости в распределении обязанностей, в частности неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции (т.е. забвение такого принципа управления: "Управлять предпочтительнее с помощью инструкций, а не приказов");
· низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
|
|
· конфликтогенные (т.е. способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры. Например, начальники цехов могут получать ежедневно по 15-20 указаний или требований от различных служб (дирекции, производственно-диспетчерского, планово-экономического отделов, главных специалистов, отдела труда и заработной платы, бухгалтерии и т.д.). Выполнить все эти требования бывает физически невозможно, неисполнение же указаний приводит к конфликтам;
· противоречивые отношения или цели технологических и экономических служб (например, служб, отвечающих за количественные показатели, за выполнение плана, и служб, отвечающих за качество, - отдела технического контроля и др.).