На транспорте применяются все методы измерения производительности труда, рассмотренные в п. 9.2, но преимущественно используется (за исключением морского транспорта) условно-натуральный метод. При этом коэффициенты приведения тонно-километров по пассажирообороту на разных видах транспорта разные. Так, на железнодорожном транспорте этот коэффициент составляет 2, на автомобильном транспорте – 6, а на воздушном транспорте – 12.
На железнодорожном транспорте ПТ измеряется для сети железных дорог по формуле
,
где – грузооборот, тарифные т-км;
– пассажирооборот, пасс-км;
2 – коэффициент приведения по пассажирообороту;
– среднесписочная численность работников, занятых на перевозках, чел.;
– приведенные т-км.
Для работников отделений железных дорог ПТ измеряется:
,
где – грузооборот, эксплуатационные т-км;
– приведенные т-км на отделении железной дороги.
Следует отметить, что условно-натуральный метод измерения ПТ на железнодорожном транспорте в таком виде, в каком он применяется, не дает объективной оценки эффективности живого труда на железных дорогах. Дело в том, что он не учитывает ряда операций, связанных с перевозками, в результате ПТ выше (при прочих равных условиях) на железных дорогах с преимущественным транзитным характером работы и ниже – со значительным удельным весом местной работы (табл. 9.1).
Т а б л и ц а 9.1