Эволюция и роль маркетинга в управлении организацией

С развитием экономической, технологической и конкурентной сред изменялась и приоритетная роль маркетинга. Первоначально маркетинг был направлен только на сферу обращения и был направлен главным образом на решение проблем сбыта, т.е. рассматривался как отдельная функция. За последние десятилетия произошли серьезные изменения, и сегодня маркетинг становится своеобразной оболочкой или средой, охватывающей все функции организации и ориентирующей ее на решение центральной задачи – достижение понимания и высокого качества обслуживания своего покупателя (смотри рисунок 1.5).

Рисунок 1.5 – Изменение роли маркетинга в деятельности фирмы

Маркетинг развивался в ходе коллективного творчества предпринимателей, менеджеров, ученых разных стран, действовавших в конкретных политических и социально-экономических условиях. Основные события в истории развития маркетинга представлены в таблице 1.2.


Таблица 1.2 – Основные события в истории развития маркетинга

Дата События
1902 г. В США начато чтение лекций по курсу «Маркетинг»
1908 г. Формируются первые отделы маркетинга на ряде крупнейших промышленных компаний США
1926 г. В США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы; на ее основе в дальнейшем сформировано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 году в Американскую маркетинговую ассоциацию
1930 - 1940 гг. Созданы национальные ассоциации маркетинга в большинстве экономически развитых стран мира
1950 – 1960 гг. Сформированы международные маркетинговые организации, включая Международную федерацию маркетинга, Европейское общество по вопросам общественного мнения и маркетинга, Европейская академия маркетинга
1976 г. Создана Секция по вопросам маркетинга при ТПП СССР
1980-е гг. Вводится курс маркетинга в ряде экономических вузов СССР
1990 г. декабрь Принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «Об организации института системных исследований и маркетинга при СМ РСФСР»
1995 г. Создана Российская ассоциация маркетинга (РАМ)
Конец 1990 гг. Растет выпуск литературы по маркетингу. В вузах активно создаются кафедры маркетинга, открываются соответствующие специальности.

Эволюция маркетинга сопровождается изменением концепции, форм и инструментария маркетинга (см. таблицу 1.3).


Таблица 1.3 – Эволюция маркетинга как науки.

Годы Теоретические основы Методы Сферы применения
1900-1950-е Учение о товаре, ориентация на распределение, теория экспорта и сбыта Наблюдение, анализ покупки и продажи, расчет вероятностей, потребительские панели Производство массовых товаров, сельскохозяйственная отрасль
1960-е Учение о сбыте, ориентация на объем продаж, на товар и функции. Теория дистрибьюторства. Анализ мотивов, исследование операций, моделирование Потребители средств потребления
1970-е Научные основы поведения и принятия решений. Маркетинг как рецепт. Ориентация на торговлю, сбыт и частично на потребителя Факторинг, дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые модели Потребители средств производства и средств потребления
1980-1990-е Ситуационный анализ. Учение о маркетинге как функции менеджмента. Теория конкурентного анализа. Основы экологии. Стратегический маркетинг. Позиционирование, кластерный анализ. Типология потребителей, экспертиза, причинно-следственный анализ Потребители средств потребления, средств производства, сфера услуг, бесприбыльные организации
1991-й по настоящее время Учение о маркетинге как функции и инструментарий предпринимательства. Теория рыночных сетей, теория коммуникаций и взаимодействия. Ориентация на социальный и экологический эффект. Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, модели поведения потребителей и конкурентов, бенчмаркинг, теория игр. Потребители средств производства, средств потребления, сфера услуг, бесприбыльные организации, сфера государственного предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: