Позиционирование – это технология определения позиции продукта на отдельных рыночных сегментах.
Позиция продукта – это сложившееся представление определенной группы потребителей о важнейших характеристиках продукта, находящегося на одном из рыночных сегментов.
Цель позиционирования – исследование мнений, анализ оценок покупателей относительно параметров продукта с тем, чтобы осуществить их оптимизацию в соответствии с пожеланиями потребителей и создать путем проведения маркетинговых мероприятий такую позицию товара, которая обеспечит ему конкурентные преимущества на данном сегменте целевого рынка.
Процедура позиционирования включает несколько этапов:
- выбор критериев позиционирования;
- определение показателей по выбранным критериям;
- построение карты восприятия (позиционирования);
- перепозиционирование.
Рисунок 7.3 - Карта позиционирования продуктов по параметрам функции «цена-качество».
На рисунке 7.3 показана условная схема карты позиционирования, где приведены фирмы-конкуренты А, Б, В, Г, а площадь кружка отражает объем реализации товара. Очевидно, что каждая из фирм-производителей будет стремиться занять место в верхних квадрантах по уровню качества и ближе к оси средних цен. При построении карт позиционирования могут приниматься различные пары характеристик исследуемых продуктов.
|
|
Перепозиционирование представляет собой действия, направленные на пересмотр существующей позиции товара в восприятии потребителей целевого рынка. Если фирма считает, что позицию товара следует изменить по отношению к товарам-конкурентам, то для этого возможны следующие пути:
- улучшение потребительских характеристик существующих товаров (качество, цена и др.);
- внесение в сознание потребителей новых критериев восприятия товара (экологическая чистота, повышение престижа, комфортность в использовании и др.).
Контрольные вопросы
1. Что такое сегментирование? Охарактеризуйте этапы процесса сегментирования.
2. Какие критерии используются для сегментации потребительских рынков, а какие – для промышленных рынков? Есть ли общие критерии?