Сбор информации ведется одновременно с этапами 1-2, во всех подразделениях организации в течении 2-3 недель и включает нижеперечисленные этапы.
1. Определить входы и выходы подразделения и соответствующих поставщиков (клиентов).
2. Если количество входов-выходов достаточно большое, необходимо сгруппировать их так, чтобы получилось 5-7 групп соответственно.
3. Если группы сформированы корректно, то путем их анализа можно получить предварительный перечень процессов подразделения.
4. Заполнить матрицу процессов подразделения. Пример-фрагмент матрицы процессов подразделения представлен на рисунке 22.
Департамент:Коммерческая служба Отдел:Отдел продаж Состав:Начальник отдела, сектор А, сектор Б, сектор В Подчиненность подразделения:Коммерческий директор | |||||
Процесс | Входы | От кого поступает вход | Выходы | Кому передается выход | Ответственный за направление деятельности или бизнес-процесс |
1. Процесс оформле-ния заказа | 1.Заявка клиента 2.Утверж-денный прайс-лист | 1. Клиент 2. Коммер-ческий директор | 1. Заказ в произ-водство | 1. Начальник производствен-ного отдела | Начальник отдела продаж |
… |
Рисунок 22 – Матрица процессов подразделения (пример-фрагмент)
|
|
5. Построить схему процессов подразделения (рисунок 23). По форме схема может быть любой, но должна быть удобной для анализа. Информационные и материальные потоки на схеме должны быть детализированы в той степени, которая необходима для определения границ процессов внутри подразделения.
Рисунок 23 – Схема процессов подразделения
На представленной на рисунке 23 схеме процессов подразделения процессы 1-3 преобразуют входы, получаемые от внутренних поставщиков, в выходы, получаемые внешним клиентом организации (возможно входят в сквозной процесс). Процесс 2 непосредственно не взаимодействует ни с внутренними, ни с внешними поставщиками (клиентами). Процесс 4 нецелесообразно рассматривать как часть сквозного процесса. Чтобы это понять, нужно выполнить анализ деятельности в других подразделениях вдоль соответствующей ЦСЦ. Процесс 5 не является сквозным, но с точки зрения организации в целом может рассматриваться в качестве перспективного направления бизнеса.
С целью включения части процессов подразделений в межфункциональные процессы организации можно воспользоваться классификацией процессов подразделений, представленной таблице 2.
Таблица 2 – Классификация процессов подразделений
Поставщик | Классификация процессов подразделения | Клиент |
Внешний | Процесс подразделения. В перспективе возможно внешний процесс | Внешний |
Внешний, внутренний, внутри подразделения | Часть межфункционального процесса или Процесс подразделения | Внутренний |
Внутренний, внутри подразделения | Часть межфункционального процесса | Внешний |
Внешний, внутренний, внутри подразделения | Процесс подразделения | Внутри подразделения |
6. Провести анализ получившейся схемы процессов подразделения. При анализе схемы может оказаться, что часть процессов выделена не совсем корректно. Возможно, придется уточнить матрицу процессов подразделения и согласовать ее с несколькими ведущими специалистами подразделения.
|
|
Итогом работы станет матрица и схема процессов подразделения.