Сущность, значение цели и целеполагания

До недавнего времени одним из наиболее часто цитируемых жизненных правил было высказывание Н. Островского: «Жизнь... нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно (выделено нами З.Н.) прожитые годы». Вдумаемся: не «безрезультатно», а «бесцельно» прожитые.

Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата деятельности.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель — это элемент учебного процесса; системообразующий фактор;

б) цель — это критерий эффективности педагогической системы;

в) цель — это то, к чему стремится преподаватель и в целом высшее образовательное учреждение.

Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. Поэтому говорят, что цель обучения выполняет системообразующую функцию педагогической деятельности, так как от ее определения зависит выбор содержания, методов, средств образования.

Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих преподавателей.

Нормативные государственные цели - это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.

Параллельно существуют общественные цели - цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения.

Инициативные цели - это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их студентами с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития студентов, подготовленности педагогов.

Образование будет только тогда эффективным, когда происходит удовлетворение не по­требности в знании, а потребности делать от­крытия. Задача преподавателя - помочь обучающемуся делать эти открытия. В данном контексте верно утверждение о значении цели образования, состоящей в том, чтобы за­менить пустой ум открытым разумом.

Традиционная «знаниевая» (просвещенческая) модель образова­ния, не соответствуя запросам современной социокультурной среды, исчерпала себя. Однако, возникает вопрос: какую именно парадигму избрать для но­вых целей и целеполагания в образовании?

Многие ученые-гуманитарии полагают, что в соответ­ствии с новыми установками, образовательная цель должна быть направлена на создание обра­за культуры и ее творца - человека культуры. Несомненно, культурологическая пара­дигма является одной из наиболее актуальных парадигм для осуществления современных целей и целеполагания в организации системы образования в XXI веке.

А теперь более подробно о сущности и значении понятия «целеполагание».

В самом общем значении целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание как раз и помогает определять успешность этих действий, формулировать основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

Целеполагание в какой-то мере есть перевод с языка желаний и смыслов на язык объективной реальности, на язык средств для достижения цели. В результате, например, «хочу быть учителем математики» конкретизуется в «переведусь в педагогический класс и буду заниматься математикой дополнительно», «узнаю программу вступительных экзаменов по математике и буду готовиться». Иногда вместо феномена «целеполагание» в тождественном семантическом значении используют термин «целеобразованиие». Но они не совсем тождественны. Их разница заключается в том, что в процессе  

целеобразования более четко выстраивается последовательность достижения целей; определяется их иерархия: какая цель является основной, какие — второстепенными.

Порой даже возникают сложности в выстраивании приоритетов в целях. Эту мысль понять будет легче, если обратимся к высказыванию пианиста и музыковеда Г.М. Когана.

Есть два способа жить и работать. Первый, наиболее распространенный, состоит в том, чтобы сначала сделать все мелкие, текущие, «срочные» дела и лишь затем, разделавшись с ними, приняться за главное. При таком образе действий до «главного» по большей части так и не доходят: оно все откладывается и откладывается, а если когда и делается, то от усталости — кое-как. Время идет, жизнь проходит, «текучка» заела.

Плодотворен только второй способ: сначала делать главное и лишь потом остаток времени и сил отдать «текучке».

При определении "дерева" целей необходимо общую (генеральную) цель представить в виде ряда конкретных, частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели достигается за счет выполнения составляющих ее частных целей, которые, как правило, выступают в качестве задач.
Целеполагание в педагогической науке характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата. Следовательно, в целеполагании важны прописывание и конкретизация целей.

У записанной в деталях цели и плана её достижения больше шансов стать реализованной!

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер содержания высшего образования, условия организации совместной деятельности преподавателей и студентов, тип их взаимодействия -сотрудничество или подавление.

Из вышеизложенного очевидно, что целеполагание — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене образовательного процесса в вузе.

Методика педагогического целеполагания может быть условно пред­ставлена в общем виде следующими этапами:

а) диагностика образовательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников образовательного процесса;

б) моделирование государством (в образовательных стандартах), руководителями, специальными службами и преподавателями вуза образовательных целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности руководителей высшего образовательного учреждения, преподавателей, студентов;

г) уточнение участниками образовательного процесса целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений студентов и прогнозируемых результатов.

Следовательно, целеполагание — непрерывный процесс. Иногда говорят, что цель - это недостигнутый результат. Эта правильно. Однако, не всегда поставленная цель может быть достигнута полностью. Не тождественность цели и реально достигнутого результата становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это и ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: