double arrow

Сущность содержания образования

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые раньше выражались в категориях знаний, умений и навыков, а теперь, в связи с введением ФГОС ВПО третьего поколения, выражаются в компетенциях, включающих и личностные качества.

Очевидно, что содержание учебной дисциплины отличается от содержания соответствующей области науки и качественными, и количественными параметрами. Для учебного курса отбираются базисные знания; прикладные аспекты курса разрабатываются с учетом специальности, т.е. курс профилируется; кроме того, выполняющий учебные задачи курс соответствующим образом структурируется.

Содер­жание образования определяется как совокупность систематизированных теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, гарантирующих формирование профессиональных компетенций, а также определенный уровень развития познавательных сил, достигнутые в результате учебно-воспитательной деятельности в условиях высшего учебного заведения.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образо­вания все более утверждается личностно-ориентированный, ещё позднее – субъектно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. При таком подходе к сущности содер­жания образования абсолютной ценностью являются не отчуж­денные от личности знания, а сам человек. Он обеспе­чивает свободу выбора содержания образования с целью удовле­творения не только образовательных, но и духовных, культурных и жизненных потребностей личности. Личностно-ориентированный подход решает проблемы гуманного отношения к профессионально образовывающейся личности, становления ее индивидуальности и возможности са­мореализации в культурно-образовательном пространстве.

Содержание профессионального образования - система знаний, умений и навыков, совокупность компетенций, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности, которая включает:

· сумму понятий, положений, алгоритмов и современных теорий, объясняющих явления, которые происходят в природе, обществе, культуре и технике (общекультурные универсальные компетенции);

· сумму знаний о предметах, орудиях труда и механизмах, применяемых в процессе работы по специальности (общепрофессиональные компетенции);

· обучение способам деятельности, гарантирующим формирование профессиональных умений и навыков (профессиональные компетенции).

Общие требования к содержанию образования выработаны Е.П. Белозерцевым, которые представляют собой своего рода императив отбора содержания высшего профессионального образования:

1. Содержание образования - один из факторов экономического и социального прогресса - должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание профессионального образования призвано обеспечивать: уровень общей и профессиональной культуры, соответствующий мировому; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня направлено на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание профессионального образования должно быть ориентировано на целостное восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов различных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: