Основная образовательная программа (ООП)

Содержание профессиональной подготовки специалистов (бакалавров и магистров) отражено в следующих нормативно-программных документах:

· федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО);

· основных образовательных программах (ООП) по конкретным специальностям;

· рабочих учебных программах (РУП) отдельных дисциплин;

· расписании учебных занятий (перечень названий предметов или отдельных разделов учебных курсов, проводимых в установленное время).

1) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Одной из современных тенденций развития содержания профессионального образования является его стандартизация.

Стандартизация образования в развитых странах мира осуществляется давно посредством разработки учебных пла­нов и программ, установления определенного уровня образо­вания и т.д. Однако сам термин «стандарт» в отношении об­разования стал использоваться сравнительно недавно.Событием в российском образовании явился «Закон об образовании» 1992 года, а в самом законе – требование создания образовательных стандартов.

Стандарт (от лат. standart - норма, образец) - в широком смысле образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлении с ними других подобных объектов.

Под стандартом образования понимается система основ­ных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы об­разования по достижению этого идеала.

Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений. Наличие стандарта профессионального образования позволяет:

§ установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различных ступенях обучения;

§ повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения;

§ обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами;

§ упорядочить права обучающихся и повысить ответственность учебных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профессиональном образовании;

§ установить место каждого уровня профессионального образования в системе непрерывного образования.

Можно назвать следующие причины введения государственных образовательных стандартов в российскую систему образования:

• ориентация систем высшего образования на современные условия социально-экономического развития общества и на требования рынка труда;

• интернационализация высшего образования - введение совместных образовательных программ, взаимозачет, обеспечение и оценка качества, актуальность непрерывного образования;

• активное развитие системы управления в вузах - создание университетских комплексов, автономных образовательных учреждений.

История введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) такова:

1995 – ГОС 1 поколения

2000 – ГОС 2 поколения

2005 – Корректировка ГОС 2 поколения

2010 (2009-2011 уч. год) – ФГОС 3 поколения

Приказ МОН РФ от 17.09.2009г. № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» определяет:

050000 – общий раздел направления «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА».

Далее в этом разделе 4 направления подготовки профессионалов – бакалавров и магистров - в области психолого-педагогического образования:

050100 Педагогическое образование

050400 Психолого-педагогическое образование

050700 Специальное (дефектологическое) образование

051000 Профессиональное обучение (по отраслям).

Позднее появились ещё 2 приказа о подготовке бакалавров и магистров:

Приказ МОН РФ от 22.12.2009 г. № 788 - 050100 Педагогическое образование - о подготовке бакалавров.

Приказ МОН РФ от 14.01.2010 г. №35 - 050100 Педагогическое образование – о подготовке магистров.

Следует иметь в виду, что в соответствии с ФГОС третьего поколения используется компетентностный подход к описанию модели специалиста. Именно по этой причине вопрос о компетентностном подходе к новой модели образования рассматривался нами в специальной лекции (6-й лекции первой главы) достаточно подробно. Напомним, что под компетенцией понимается личная способность специалиста (не квалификационный уровень имеется в виду) решать определенный класс профессиональных задач. Так, специалист высшей квалификации, например, магистр, должен обладать совокупностью компетенций, содержание каждого из которых представлено в соответствующих блоках стандарта.

Введение новых стандартов, построенных в компетентностном формате и регламентирующих не столько содержание образования, сколько требования к структуре, результатам освоения основных образовательных программ и условиям их реализации, дающих вузам свободу в формировании своих образовательных программ, модульных учебных планов, влечет практически полное изменение нормативных документов, определяющих деятельность вузов.

Для российского образовательного пространства характерна недостаточная интеграция дисциплин, мешающая приобретению системных знаний и получению фундаментального образования. Тем не менее, блочное расположение курсов в учебных планах, введение междисциплинарных экзаменов способствуют усилению межпредметных связей, формированию системного подхода к обучению.

Базис дисциплины, представленный в виде специального перечня, усваивается обучаемым как система знаний. Наличие понятийной базы упрощает составление единых требований ко всем формам контроля и облегчает разработку требований к междисциплинарному экзамену. Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны в систему.

Модуль - логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Контроль по модулям обычно производится 3-4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая - профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует от преподавателя профессионализма и высокого педагогического мастерства.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, график выполнения проектного задания (если оно предусмотрено планом), содержание и формы итогового контроля.

На основе стандарта высшего профессионального образования разрабатываются основные образовательный программы (ООП)- системно организованный комплекс документов, регламентирующий содержание, трудоемкость, технологии обучения, преподавания и оценивания результатов обучения (компетенций выпускника).

Особенности ФГОС третьего поколения по сравнению с ГОС первого и ГОС второго поколений представлены в следующей схеме.


2) Основная образовательная программа предполагает:

- Обеспечение универсальности, фундаментальности высшего образования и его практической направленности.

- Разработка принципиально нового нормативно-методического обеспечения образовательного процесса.

- Формирование инфраструктуры перехода к новой модели высшего профессионального образования страны.

- Гибкое реагирование на потребности рынка труда, достижений науки и техники.

Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки

1. Общая характеристика магистерской программы

1) Цель магистерской программы (указывается, что ООП магистратуры имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ПрООП ВПО по данному направлению подготовки. При этом формулировка целей ООП, как в области воспитания, так и в области обучения даётся в соответствии с особенностями данной магистерской программы, с учетом характеристики групп обучающихся, а также особенностей научной школы вуза и потребностей рынка труда).

2) Срок освоения магистерской программы (срок освоения ООП в годах указывается вузом для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению).

3) Трудоемкость магистерской программы (трудоемкость освоения студентом ООП указывается в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП).

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> (одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам) и соответствующая квалификация (степень) приведены ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: