Принципы (они же и критерии) отбора содержания профессионального образования

Развивающиеся наука и техника предъявляют новые требования к содержанию высшего образования. Бакалавры, специалисты, магистры каждого нового выпуска того или иного учебного заведения всегда должны иметь более высокий уровень подготовки, чем таковые предыдущих выпусков. Эта закономерность развития высшего профессионального образования реализуется на этапе отбора его содержания с помощью определенных принципов.

Но, прежде всего, отметим, что наряду с общедидактическими (принципы научности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности и др.) выделяют специфические принципы, связанные с содержанием профессионального образования. Принципы формирования содержания образования – это основные положения, которыми руководствуются при разработке содержания образования и содержания обучения. Они таковы:

1. Принцип соответствия содержания образования требо­ваниям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание профессионального образования как традиционно необходимых общекультурологических знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, профессиональных знаний, умений и навыков – компетенций и возможности для личностного роста.

2. Принцип аксиологизации (от греч. axis – ценный, logos – учение, «учение о ценностях»), нацеливающий на формирование у студентов ценностной ориентации на приобретаемую профессию, осознанного отношения к специфике будущей профессиональной деятельности, поскольку каждая специальность характеризуется общими и частными ценностными установками.

3. Принцип опережающего (прогностического) характера формирования содержания образования.

4. Принцип гуманизации и гуманитаризации содержания профессионального образования, который связан с созданием условий для активного творче­ского и практического освоения студентами профессиональной и общечеловече­ской культуры. Современное содержание профессионального образования должно быть направлено на формирование гу­манитарной культуры личности будущего специалиста, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в сози­дательной профессиональной деятельности.

5. Принцип фундаментализации, нацеливающий на предоставление оптимума (от лат. optimum – наилучший) основательных и универсальных знаний из основополагающих и специальных научных областей; формирование общей культуры и развитие абстрактного мышления студентов на основе привлечения целостных, глобальных, объективных данных из научных исследований; фундаментализация содержания профессионального образования требует осознания студентами сущности образовательной (в годы обучения в вузе) и практической преобразующей деятельности (после окончания вуза). Обучение в этой связи предстает не только как путь получения знаний в высшей школе, но и как средство воо­ружения студентов методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения профессиональных умений и навыков.

6. Принцип вариативности, заключающийся в гибком сочетании существующих учебных программ вузов, как обязательных, базовых, так и элективных, специализированных курсов. Так называемые дополнительные курсы (по выбору студентов) позволяют получить углубленные профессионально-ориентированные знания по профилю учебного заведения (факультета) на основе многообразия алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся и их интересами, свободного выбора объема, темпов и форм учебной деятельности.

7. Принцип непрерывности, т. е. организация подготовки будущих специалистов на различных ступенях базового (бакалавриат), полного (магистратура) высшего образования, продолжения научно-исследовательской деятельности в рамках аспирантуры, соискательства и докторантуры.

8. Принцип стандартизации, регламентирующий объем, уровень и характеристику осваиваемого содержания различных учебных предметов, выраженных в компетенциях и в соответствии с государственной нормативной документацией, выполняя функцию защиты от некачественных образовательных услуг.

Однако очевидно, что при едином учебном содержании и единых принципах его отбора уровень подготовленности студентов оказывается различным, так как существует зависимость между индивидуальными особенностями, уровнем познавательной активности студентов, материально-технической оснащенностью образовательного пространства, личностными характеристиками преподавателя и т.д.

Успешность реализации представленных принципов, по мнению С.И.Архангельского, обеспечивает освоение необходимого и достаточного содержания профессионального образования в высшей школе при выполнении следующих условий:

1. Установление некоторого объема достаточно стабильных фундаментальных и инструментальных знаний, необходимых для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих профессиональных навыков и умений.

2. Выявление основных направлений, идей и тенденций развития соответствующих областей науки и техники (стратегических, прогностических функций).

3. Предъявление определенных общих требований к уровням общего и научного развития студентов, к их мировоззрению и культурному кругозору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: