Модель профессиональных качеств преподавателя вуза

Современный преподаватель - это, как уже говорилось, человек, осуществляющий деятельность по обучению, воспитанию, развитию потенциала студентов, ведущий активную научно-исследовательскую работу, участвующий в управлении кафедрой и других видах организационных работ.

Студенты нуждаются в преподавателе, обладающем личностным авторитетом, политической зрелостью, развитыми организаторскими способностями, высокой культурой поведения, хорошим знанием предмета и умением увлечь своими знаниями.

Можно также добавить, что на деятельность и результаты работы любого преподавателя оказывают влияние на студентов его темперамент, характер, тип личности, выбранные им технологии и методики обучения.

Быть примером для студентов в одежде, поступках, словах, частной и общественной жизни очень непросто. Нельзя забывать, что если студенты усомнятся в нравственных качествах преподавателя, если они перестанут верить его словам, если станут подозревать его в нечестности, он не сможет быть для них авторитетом.

Общая интегративная модель качеств преподавателя может быть представлена как система качеств личности, каждое из которых предназначено для реализации следующих сфер деятельности:

• ведение учебного процесса;

• методическая работа и повышение личной квалификации;

воспитательная работа среди студентов;

научная работа;

• управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность;

• личная жизнедеятельность преподавателя.

Ведущую роль в структуре качеств преподавателя играет его профессиональная компетентность, которая включает в себя шесть групп качеств: 1)высокий уровень знаний и умений по специальности (сферы обучения), 2) методическая культура, 3) культура научной деятельности, 4)информационная культура, 5)культура воспитательной деятельности, 6)культура нравственных отношений. Каждый из этих групп опирается на конкретные по содержанию первичные качества.

1. Высокий уровень знаний по специальности. Знание психологии и педагогики, способов организации учебной деятельности, принципов разработки планов и конспектов учебных занятий, понимание концептуальных основ предмета, его места в общей системе знаний и в учебном плане подготовки специалиста, в сочетании с качествами творческой, активной личности необходимы педагогу в его непосредственной деятельности по обучению студентов.

Хорошее знание предмета является наиболее важным для преподавателя: без знания структур и взаимосвязей учебного материала нарушаются правильный выбор учебных целей и содержания, стратегий преподавания, прояснение непонятного на подходящих примерах и сравнениях, да и сами эти структуры и взаимосвязи.

2. Методическая культура преподавателя формируется на основе владения им педагогическими технологиями, методами, формами, приемами обучения, а также умений определять конкретные педагогические задачи, разрабатывать рабочую программу дисциплины на основе ГОС и учебных планов, планировать и проводить учебные занятия разных видов (лекционные, семинарские, лабораторные), управлять учебной деятельностью студентов.

Иногда человек, обладающий глубокими знаниями, удивляется, почему студенты не понимают, из чего следуют сделанные им научные выводы, не воспринимают излагаемый им материал. В чем причина подобной неудачи? В неумении объяснять, в незнании методики преподавания, приемов обучения. Мы считаем, что методы обучения – это душа учебного занятия, а содержание учебного предмета – средство формирования личности студента как будущего специалиста.

Знания можно передать обучающимся и сделать их интеллектуальным достоянием, а не балластом лишь в том случае, когда изучаемый материал вызывает живой интерес, доступен, понятен, заставляет задуматься, искать собственные решения. В этом — методическая культура преподавателя.

3. Культура научной деятельности преподавателя. Особенность труда преподавателя вуза состоит и в том, что он должен постоянно заниматься научной работой, успешность которой состоит в получении ученой степени, звания. В этом творческом процессе преподаватель должен руководствоваться не только личными интересами, но и интересами кафедры и привлекать к научной работе студентов.

Научная деятельность предполагает владение навыками исследовательского труда: знание методов исследования, сбора и обработки информации, видение результата исследования, определение актуальности и необходимости исследования, использования результатов научных исследований в учебном процессе; включение результатов исследования в содержание обучения, привлечение студентов к научным исследованиям, организация работы студенческих научных кружков. И здесь особенно необходимы развитое логическое мышление, умение выделить главное в разных источниках, установить логические связи между рассматриваемыми объектами.

4. Информационная культура предполагает стремление человека быть в курсе последних событий в сфере профессиональной принадлежности, для чего весьма важны умение «добывать» новые знания и владение способами обработки полученной информации. Кроме того, для преподавателя необходимо освоение области новых информационных технологий, осмысление их сущности, возможностей применения и реализации в учебно-воспитательном процессе высшей школы.

Признаками информационной культуры педагога являются:

• стремление в своей профессиональной деятельности соответствовать современным требованиям информационного общества;

• понимание роли и возможностей информационных технологий в развитии общества и системы образования;

• умение конструировать и использовать новые информационные технологии и их средства в профессиональной деятельности;

• владение информационными технологиями и их методиками.

5. Культура воспитательной деятельности. Важнейшей составляющей в модели качеств преподавателя, характеризующей его как профессионала, является его умение быть воспитателем, т.е. знать формы и методы воспитательного воздействия, уметь определять цели и задачи воспитания, создавать необходимые условия для реализации целей воспитания.

Необходимое условие успешного труда преподавателя - его умение владеть словом. Речь должна быть эмоциональна, хорошо восприниматься, преподаватель должен увлечь своим рассказом слушателей, быть веселым, остроумным, уметь владеть ситуацией и при необходимости мгновенно перестраиваться. Преподаватель должен обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить. Намного легче понять человека, если у него хорошо поставлен голос, он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на чем сделать акцент, как лучше выразить мысль, делать обобщения и выводы.

Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого надо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять вместе со студентами, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

6. Нравственные качества преподавателя. Поскольку высшее образование предполагает становление у студентов социально одобряемых нравственных ценностей, преподаватель сам должен быть носителем и выразителем этих социально одобряемых ценностей, занимать активную социальную позицию.

Известная истина: «Лечить, судить и учить можно только с чистыми руками» напрямую относится к деятельности преподавателя вуза.

Этика предписывает преподавателю быть справедливым в оценке способностей и поведения студентов и коллег, ровным в обращении, принципиальным, внимательным, тактичным и благожелательным.

Местоимение "ты" неуместно в обращении преподавателя к студентам: ведь студент не решится обратиться к преподавателю также, поэтому попытка преподавателя поставить себя этим обращением на один уровень со студентом чаще всего воспринимается студентом как демонстрация превосходства преподавателя.

Привязанность же студента к необходимости сдавать экзамен тому преподавателю, который по расписанию читает лекцию для его потока или учебной группы, заставляет его "не портить отношения" с преподавателем, высказываться на занятиях так, как это требует преподаватель, несмотря на несогласие с его точкой зрения.

Вред взаимоотношениям наносят самоуверенность и зазнайство, категоричность, нетерпимость к критике, неуважение к личному достоинству студентов, их профессиональному авторитету, грубость.

Но знания норм морали и поведения недостаточно, важны желание действовать в соответствии с ними и системная тренировка навыков этического поведения.

Можно выделить две группы первичных нравственных качеств преподавателя: 1) духовные качества и 2) культура поведения. Духовные качества должны подразумевать порядочность, честность, добросовестность, мужество, благородство, скромность, независимость, достоинство, милосердие. Поведение преподавателя должны отличать гуманность, вежливость, терпимость, уравновешенность, чуткость, внимательность, доброта, тактичность, приветливость, располагающий к себе внешний вид.

Успешная педагогическая деятельность немыслима без такого важного качества, как организаторские способности. Зачастую хорошо подготовленный конспект учебного занятия с учетом всех методических требований не удается реализовать: студенты отвлекаются, переговариваются, занимаются своими делами. Почему? Причина проста: преподаватель не смог организовать их. Развитие в будущем педагоге организаторских способностей — обязательное условие подготовки к профессиональной деятельности.

Организаторские качества включают три подсистемы качеств: 1) умение контактировать с людьми, 2)умение организовать коллективную деятельность и 3) авторитет.

Деловые качества включают две основные группы качеств: 1) умение стратегически мыслить и 2) динамизм повседневной дея­тельности.

Умение мыслить стратегически предполагает наличие высо­кого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи, видеть и учитывать перспективу, ставить и формулировать зада­чи, выделять главное, предвидеть последствия принимаемых ре­шений.

Модель тактики деятельности включает такие первичные ка­чества, как стремление к самовыражению, деловая активность, оперативность, целеустремлен­ность, способность доводить начатое дело до конца, самообла­дание, инициативность, гибкость, ориентированность на результат, наличие здравого смысла, уме­ние увязывать планы с реальными условиями.

Таким образом,сфера деятельности и перечень знаний, умений и навыков, которыми должен об­ладать преподаватель(См. Приложение № О преподавателе), довольно широк:

• понимание концептуальных основ предмета, его место в об­щей системе знаний и ценностей и в учебном плане;

• знание возрастных, социальных, психологических и культур­ных особенностей обучающихся;

• обладание знаниями, достаточными для аналитической оцен­ки, выбора и реализации образовательной программы;

• знание сущности процессов обучения и воспитания, их пси­хологических основ; методов педагогических исследований и их возможности, способы обобщения и оформления резуль­татов исследовательского поиска;

• знание путей совершенствования мастерства педагога;

• знание технологии обучения, методов формирования навы­ков самостоятельной работы и развития творческих способ­ностей и логического мышления учащихся;

• умение проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность, планиро­вать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

• умение отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

• умение создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей учения, разви­вать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель приобретает эти знания и умения в процессе подготовки к педагогической деятельности и постоянно их со­вершенствует. Довольно часто педагогическая составляющая квалификации преподавателя вуза считалась второстепенной по отношению к научной. Отсутствие педагогического образования приводит к тому, что проблемы обучения преподаватель решает интуитивно, без опоры на методику преподавания.

Как видим, профессиональная готовность преподавателя не исчерпывается только приобретением фундаментальных теоре­тических знаний; требуются педагогические умения, стремление развивать творческий потенциал - свой собственный и студен­ческий, настрой на соответствующую деятельность, умение использовать свои личностные возможности в решении педаго­гических задач в конкретных условиях.

Учеб­ный процесс на всех ступенях обучения создает много сложных и трудных проблем, требующих от педагога постоянного, обосно­ванного и рационального их решения. Верно это положение и для высшей школы. Более того, здесь оно усугубляется тем обстоятель­ством, что преподаватель высшей школы сочетает в себе ученого-специалиста определенной профессиональной области и педагога. Так что количество проблем у преподавателя высшей школы только увеличивается, и все они требуют решения на основе глубокого знания и понимания многосложного процесса обучения студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: