Содержание профессионального образования – это система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности.
Содержание образования регламентируется следующими нормативными документами:
- Государственным образовательным стандартом;
- Учебным планом;
- Программами;
- Учебной и учебно-методической литературой.
Выделяются следующие принципы отбора содержания образования:
1. Принцип соответствие содержания профессионального образования уровню развития производства. Этот принцип предполагает регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современным развитием производства, потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития.
2. Принцип учета требований Единого тарифно-квалификационного справочника. Этот принцип реализуется в требованиях к уровню подготовки выпускников, которые представляют собой цели образования и составляют модель профессиональной деятельности специалиста.
|
|
3. Принцип соответствия содержания профессионального образования современным тенденциям развития образования.
На сегодняшний день этот принцип включает в себя следующие перспективные направления:
3.1 Гуманитаризация содержания образования.
3.2 Гуманизация.
3.3 Информатизация содержания образовани.
3.4 Учет международных тенденций развития образования.
4. Принцип научности.
5. Принцип системности и доступности учебного материала.
6. Принцип политехнизма. Обеспечивает фундаментализацию профессиональной подготовки, возможность мобильного переучивания и приобретения новой профессии. Принцип политехнизма реализуется через изучение научных основ производства, наиболее распространенных технологических процессов, методов обслуживания и эксплуатации типового оборудования, через выявление общих тенденций развития промышленности.
7. Принцип учета межпредметных связей.
8. Принцип единства практического обучения и производительного труда.
9. Принцип преемственности содержания образования на разных образовательных уровнях. Предусматривает сопряженность учебных планов заведений разных образовательных уровней (общего образования, начального профессионального, среднего и высшего).
10. Принцип структурирования содержания образования. Заключается в выделении инвариантной части и вариативной.
Инвариантная часть содержит стабильную унифицированную информацию для сходных групп профессий.
Вариативная часть содержит знания, которые присущи конкретной профессии, причем эти знания быстро изменяются в условиях научно-технического прогресса и современного развития.
|
|
11. Принцип блочно-модульного содержания. Модуль это завершенный блок информации, в который входят четко обозначенные цели, само содержание и методические руководства по достижению поставленных целей. Содержание каждого модуля в свою очередь состоит из отдельных блоков. Подбор блоков в модуль осуществляется с учетом требования логической завершенности и относительной самостоятельности модуля. Преимущества программы имеющей модульную структуру в том, что модули могут меняться местами в последовательности их изучения, могут быть дополнены или заменены новыми.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На современном этапе определились следующие направления развития содержания профессионального образования:
- Совершенствование перечня специальностей профессионального образования. Эта деятельность отражена в новом Классификаторе специальностей, в котором укрупнены технические специальности, расширен перечень специальностей в области экономики и управления, обеспечена сопоставимость специальностей начального и среднего профессионального образования со специальностями и направлениями подготовки в высшей школе.
- Дифференциация содержания. Проявляется в разнообразии профессиональных образовательных программ, наличии базового и повышенного уровня профессионального образования.
- Расширение гибкости и вариативности содержания. Вызвано необходимостью совершенствования содержания образования с учетом интересов студентов, работодателей, перспектив развития экономики и социальной сферы. Гибкость достигается за счет введения в программы дидактических единиц, обеспечивающих обновление содержания образования в соответствии с современным уровнем развития. Вариативность содержания образования создается посредством формирования национально-регионального компонента, введения специализаций, элективных и факультативных курсов.
- Гуманизация.
- Гуманитаризация.
- Информатизация содержания. Предусматривает изучение большого объема материала в области информатики, ее средств и методов.
- Усиление связи общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Обеспечивает понимание закономерностей, взаимосвязей характерных для общенаучной и общепрофессиональной подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ
Общеобразовательный цикл дисциплин | Профессионально-технический цикл дисциплин | ||
Гуманитарный блок | Естественно-научный блок | Общетехнический блок | Специальный блок |
· русский язык · история · и т.п. | · математика · физика · химия · и т.п. | · черчение · экономика · охрана труда · и т.п. содержание общетехнической подготовки делится по группам следующим образом: 1гр. 40-50%-техническое оснащение 2гр. 30-40%-технология 3гр. 10-15%- материаловедение 4гр. 8-10%-организация и экономика производства | (связанный с профессиональной деятельностью включает дисциплины конкретной профессиональной деятельности |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ
Производственное обучение (проводится в учебно-производственной мастерской учебного заведения) | Производственная практика (проводится на предприятиях) | Выпускная квалификационная работа |
(для производственного обучения создается перечень учебно-производственных работ) | · учебная · технологическая · квалификационная | (Выполняется на заключительном этапе обучения, является основой для получения квалификации) |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ
- Общеобразовательный блок (в зависимости от профиля подготовки возможны различные модификации перечня общеобразовательных дисциплин, различные их объемы, объединения учебных предметов).
|
|
- социогуманитарный блок
- общепрофессиональный блок (обеспечивает фундаментальные знания в области профессиональной деятельности. Включает в себя дисциплины одинаковые для ряда родственных специальностей в пределах одной профессиоанальной группы)
- специально-предметный блок (отражает конкретное содержание профессиональной деятельности, направлено на подготовку к выполнению определенных профессиональных функций)
Дисциплины общенаучной подготовки | Общепрофессиональные дисциплины | Управленческие дисциплины |
(дают знания тех наук, на которые опираются специальные предметы) | (дают основополагающие знания по предмету) | (являются общими для профессиональных групп и включают такие предметы, как «Экономика», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и т.п.) |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ
Производственная практика · учебная · технологическая · преддипломная (квалификационная) | · Практические занятия · Практикумы | Курсовое и дипломное проектирование |
СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Соотношение общепрофессиональной и общенаучной подготовки
Уровень профессионального образования | Процент соотношения |
Начальное профессиональное образование | В основном знания общенаучного характера даются в рамках профессиональной подготовки |
Среднее профессиональное образование | Общенаучная подготовка составляет 10 – 15% учебного времени |
Высшее профессиональное образование и послевузовское | Общенаучная подготовка составляет 50% учебного времени |
Соотношение теории и практики
Уровень профессионального образования | теория | практика |
Начальное профессиональное образование | 50% | 50% (была 70%, но развитие технологий привело к увеличению доли теоретического обучения) |
Среднее профессиональное образование | 60% | 40% |
Высшее профессиональное образование | 80% | 20% |
Послевузовское профессиональное образование | 95% теоретико-методологическая подготовка | 5% |
ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
Планирование учебного процесса - это детальная разработка совместной деятельности учителя и учащихся в соответствии с целями, задачами, принципами обучения.
Благодаря планированию учебного процесса:
- занятия по темам распределяются в логической последовательности;
- раскрывается связь между содержанием технологии и других учебных предметов;
- осуществляется своевременное материальное обеспечение учебного процесса;
- при подведении итогов учителю легко проверить выполнение учебной программы в результате сопоставления запланированного объема работ с фактически выполненным.
При планировании учебной деятельности учителю технологии необходимо знать:
- нормативные документы по предмету технология (стандарт, программы, инструкции);
- перечень формируемых знаний, умений и навыков - как конечный результат своей преподавательской деятельности;
- обязательный минимум содержания данного предмета;
- возможности материально-технической базы учебного заведения (т.е. наличие оборудования, материалов, а также соответствие помещений мастерских санитарно-гигиеническим нормам и требованиям);
- сведения о разных видах программ (необходим критический анализ программ с целью выявления их преимуществ и недостатков, а также обязательного их соответствия стандартным требованиям).
При планировании учителю необходимо разработать ряд документов:
1.Сводный учебный план и приложения к наиболее сложным разделам программы.
2. Календарно-тематический план по классам.
3. Поурочные планы.
Сводный учебный план и приложения к нему
Сводный учебный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем курса технологии с разбивкой его по классам и по разделам.
При его планировании учитываются требования и объемные показатели федерального компонента государственного образовательного стандарта, в вариативной части которого могут быть внесены дополнения или изменения в соответствии с национально-региональным и школьным компонентами.
Сводный учебный план составляется совместно всеми учителями технологии, работающими в одном образовательном учреждении, для того чтобы соблюсти преемственность и сформировать систему в подаче и усвоении учащимися учебного материала. Т.к. чаще всего учителя работают по параллелям и не всегда наблюдается согласованность содержания курса от класса к классу.
Сводный учебный план представляется в табличной форме следующего вида:
№ п/п | Наименование разделов и подразделов | Количество часов | ||||||
Классы | ||||||||
Основы технологии | ||||||||
2.1 | технология приготовления пищи | |||||||
2.3 | технология изготовления швейных изделий | |||||||
… | … | |||||||
итого |
Исходными данными для расчета времени, в соответствии со стандартными требованиями следует брать 34 недели в год, длительностью урока 90 мин. (два академических часа).
Приложения к сводному учебному плану
Набор приложений по различным разделам программы разрабатывается также совместно группой учителей данного предмета, работающих в одной школе.
В приложениях обычно в наглядной форме представляется в эскизах (или прорисовывается) видеоряд объектов труда по каждому разделу или подразделу для всех классов.
При этом обязательно учитываются следующие требования:
- проектирование и обработка предлагаемых в видеоряде объектов труда должна состоять из операций, предусмотренных учебной программой;
- работа, связанная с изготовлением данных изделий должна быть посильна для учащихся, как в отношении требуемой точности, так и запланированной нормы времени;
- видеоряд изделий составляется с учетом преемственности и постепенного их усложнения от класса к классу. Учителю необходимо проанализировать, чтобы знания, умения и навыки, сформированные при изготовлении изделий в младших классах, послужили основой для изготовления изделий в следующем классе;
- изделие должно быть общественно, полезным, чтобы учащиеся были заинтересованы в его изготовлении;
- должна учитываться материальная база школы, а также спец. профессиональная подготовка учителей.
Календарно тематический план
Календарно-тематическое планирование осуществляется каждым учителем индивидуально. Выполняется для каждого класса на полгода или целый учебный год.
Оформляется в отдельной тетради следующим образом:
1. На первой странице необходимо отвести место для фиксирования проверки тематического планирования курирующим администратором. Для этого выполняется таблица:
№ п/п | Ф.И.О., должность проверяющего | Дата провер- ки | Замечания | Роспись проверяющего |
2. На следующей странице делается фрагмент сводного учебного плана также в табличной форме.
Таблица
Сводный тематический план изучения раздела «Сопротивление материалов» дисциплины «Техническая механика»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Номера занятий |
Основные понятия сопротивления материалов и задачи курса. | Л1 | ||
Виды нагрузок и основные деформации. Напряжения (касательные и нормальные) | Л2 Л3 | ||
Деформация растяжения – сжатия. | Л4 Л5 Пр6 Пр7 Пр8 | ||
Деформация сдвига (среза). | Л9 Пр10 Пр11 Пр12 | ||
Геометрические характеристики плоских сечений. | Л13 Пр14 Пр15 | ||
Деформация кручения. | Л16 Пр17 Пр18 Пр19 Пр20 | ||
Деформация изгиба. | Л21 Л22 Пр23 Пр24 Пр25 Пр26 Пр27 | ||
Деформация продольного изгиба. | Л28 | ||
Понятие об усталости материалов. Предел выносливости. | Л29 Пр30 | ||
ИТОГО |
3. Весь материал, составляющий содержание данной темы учитель распределяет на 2-х часовые занятия и составляет план в виде таблицы на развернутом листе тетради. Единой канонизированной формы календарно-тематического планирования не существует. Может быть предложен следующий вид:
№ п/п | Тема урока | Дата | Цели: 1.Обучающие 2.Развивающие 3.Воспит-ные | Основное содержание темы (понятия, термины) | обеспечение занятия МТО ДО МО | Лабораторно-практическая работа (упражнения) |
В таблице могут быть добавлены следующие разделы:
- межпредметные связи;
- объекты труда;
- форма организации деятельности учащихся;
- и д.р.
В конце года обязательно делается анализ календарно-тематического планирования, оценивается рациональность разбивки времени для каждой темы, объем содержания, реализуемость поставленных целей, достаточность МТО и т.д.
Тематическое планирование позволит учителю своевременно подготовить наглядные пособия, инструменты, приспособления, а также собрать теоретический дополнительный материал, необходимый для более полного и интересного освещения темы.
Собранную информацию целесообразно систематизировать по разделам курса, при этом на каждой вырезке или ксерокопии ставится дата публикации, и наименование издания. При подготовке к новому учебному году все собранные материалы просматриваются, устаревшие и ненужные исключаются.
Одним из основных документов по планированию производственного обучения является перечень учебно-производственных работ по профессии
Перечень учебно-производственных работ определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения.
Данный перечень составляется на учебные полугодия или на весь год зам. директором по производственному обучению или наиболее опытным мастером. Обязательно утверждаются методическими комиссиями. Учебно-производственные работы подбираются из производственных заказов или из работ для нужд данного учебного заведения.
Пример оформления перечня:
Время (месяц) изучения темы | № темы | Наименование темы | Время на изучение темы в часах (минутах) | Учебно-производственные работы | ||||||||
Всего | На инструктаж | На упражнение | На производственную деятельность | Наименование Работ | Сложность (разряд) | Рабочая норма времени | Ученический коэффициент | Ученическая норма времени | Количество работ (в шт.) на одного учащегося | |||
При отсутствии условий для фронтального выполнения работ в учебных мастерских и на производстве дополнительно составляется график перемещения учащихся по рабочим местам
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.
Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.
Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.
ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:
1. Свернутый план-конспект.
2. Подробный (развернутый) план-конспект.
Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:
- номер урока по календарно-тематическому плану;
- класс;
- дата проведения;
- тема урока;
- цели урока:
Цель может состоять из более мелких задач.
Примеры формулировки образовательных задач:
- Дать начальное (или первичное) представление о …;
- Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);
- Закрепить понятия (знания) …;
- Обобщить (систематизировать) знания …;
- Углубить следующие представления …;
- Расширить знания …;
- Обеспечить усвоение …;
Примеры формулировки воспитательных задач:
- Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
- Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;
- Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
- Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
- Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.
Примеры формулировки развивающих задач:
- Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);
- Развивать у учащихся профессиональные интересы;
- Содействовать развитию специальных способностей;
- Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).
материально-техническое оснащение урока:
- оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);
- инструменты и приспособления;
- материалы;
учебно-методическое оснащение урока:
- наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);
- конспекты;
- ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)
- оформление классной доски;
- тип урока;
- структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
- ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.