Влияние преподавателя на процесс социальной адаптации студента-первокурсника

Взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения долгое время рассматривалось как система, в которой управляющие функции принадлежат преподавателю, что задерживало формирование активной позиции студента в учебном процессе.

Взаимодействие преподавательского состава и студента первокурсника можно отнести к факторам адаптации объективно существующим по отношению к личности студента.
 Следует обратить внимание на то, что организация контроля над обучением является мощным источником стрессовых ситуаций. А как известно, избежать стресс, представляющий собой биологически целесообразную реакцию организма, не представляется возможным. Таким образом, стресс требует неоднозначной оценки в зависимости от его силы, длительности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции. Частые стрессовые ситуации приводят к «репрессии» эмоционального аппарата, чрезмерно раздражают вегетативную нервную систему, ответственную за поддержание жизненного тонуса. В результате этого могут развиться «специфические болезни социальной адаптации» (в частности, так называемые психосоматические заболевания).

Возникает необходимость обеспечения учебно-воспитательного процесса работой психологов по психологическому просвещению и психопрофилактике. Однако преподаватель, который более длительное время проводит в контакте со студентами, имеет возможность моделировать различные ситуации и в целом обязан осуществлять не только обучающую, но и воспитательную функцию. Также педагог может помочь студентам оптимизировать процесс обучения, сделать его максимально плодотворным и при этом снизить остроту эмоциональных переживаний.

Новые социальные функции и образовательные задачи высшей школы должны воплотиться в новом отношении педагогов и студентов к целям совместной деятельности. Долгое время без внимания оставались проблемы выработки индивидуальной стратегии овладения знаниями, что в целом неудивительно, так как в условиях традиционной системы обучения студент остается в позиции "получателя", хотя приоритетным началом должна быть активная позиция студента на всех этапах обучения, при которой студент должен постоянно выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Однако в условиях традиционной педагогической системы, где наличие объективной оппозиции в отношениях между преподавателями и студентами, доминирование личности педагога и подавление индивидуальности студента, стремление добиться большей академической активности каждого в отдельности и достигнуть усреднения общего уровня подготовленности группы в целом, не останавливаясь при этом на вероятности психологического травмирования студента и ущемления его чувства собственного достоинства, практически очень трудно добиться оптимального педагогического взаимодействия, что особенно важно на начальном этапе обучения.

Следовательно, необходимо оптимизировать учебный процесс на основе личностно ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия. В ней преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры общения. Задачами становятся создание условий психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения, образование единого психологического пространства для успешного достижения конечного результата обучения. При личностно ориентированном обучении происходят совместная с преподавателем выработка и постановка целей и задач, определяющие стратегию и тактику как совместной с преподавателем работы, так и самообучения студента. Такой подход к организации учебно-педагогической деятельности может быть осуществлен только при условии использования инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля.

Каждый преподаватель пытается разрешить проблему в зависимости от того, каков его опыт, отношение к работе и к людям, с которыми он работает, какими педагогическими способностями он обладает. Особо хочется подчеркнуть значение психодиагностических способностей педагога, к которым можно отнести мотивацию к психологической диагностике студентов и собственно диагностическое мышление и диагностические способности (выявление того, что знает студент, как умеет и может учиться, ради чего учится, какие цели ставит перед собой в учении, как переживает учение). Представляется важной диагностика того, студент переживает учебную ситуацию, отношения с окружающими людьми в этой ситуации, вызывают ли эмоциональный отклик получаемые им знания. Это позволяет не только понять, как он организует общение, выстраивает контакты, проявляет себя, но также способствует более прочному усвоению, так как «отмеченная» эмоцией информация приобретает личную обусловленность.

Акцентирование педагогом повышения ценности образования, раскрытие перспектив профессионального роста и подача материала таким образом, чтобы продемонстрировать безграничность познания и высокий темп изменения информационного пространства, выступают в качестве мер, направленных на профилактику дезориентации молодых людей в профессиональной сфере, падения интереса к овладению знаниями.

Кроме того, подготовка в ВУЗе должна как можно ближе приближаться к условиям и характеру будущей трудовой деятельности, что соответствует принципу связи теории с практикой. Это позволяет сохранять и повышать интерес к учению, а также осуществлять упреждающую адаптацию к профессиональной деятельности.
§3. Влияние студенческого самоуправления на процесс адаптации студентов ВУЗа.

В настоящее время проблема адаптации является одной из ключевых проблем психологии. Зародившись в биологии, где довольно рано возникли попытки исследования взаимосвязи организмов с окружающей их средой, она переросла рамки естествознания и, обогатившись идеями современных общественных и гуманитарных наук, приобрела новое содержание. Повышение интереса к проблеме социально-психологической адаптации и все более активное изучение этой темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и, часто, непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой – сохранять внутреннюю стабильность и равновесие. В современных условиях человек вынужден обновлять своё видение мира, взгляды, представления о действительности через всё более короткие интервалы времени. В то же время, всё более отчётливой становится тенденция к признанию ценности человеческой индивидуальности и, соответственно, возможности самореализации человека в условиях продуктивного взаимодействия с социальной средой.

В контексте рассматриваемой проблемы ВУЗ играет двоякую роль. С одной стороны высшая школа представляет собой особую социально-психологическую среду, попадая в которую, абитуриент вынужден расстаться с привычными для него реалиями и привыкать к новым условиям. Успешность адаптации студента зависит от двух основных факторов – от особенностей индивида и от особенностей образовательной среды. Помимо предоставления для абитуриента нового социального пространства, ВУЗ формирует в своих студентах способность к адаптации в новых для них условиях, подготавливая своего будущего выпускника к эффективной деятельности в соответствующей профессиональной области.

Для студента адаптация – это, прежде всего, самоактуализация в студенческой группе, представителем которой он является. Студенческая группа представляет собой одно из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования.

Мы полагаем, что в процессе своего обучения студент проходит три этапа адаптации. Первый этап адаптации начинается с момента поступления в ВУЗ и заканчивается в момент окончательного формирования академической группы как единого социального механизма. Обычно срок протекания первого этапа адаптации совпадает с первым годом обучения. Особенности этого периода является то, что в качестве основной среды адаптации выступает академическая группа. Первоначально студенческая группа организуется по формальным, официальным признакам. Но к концу первого курса она из простого собрания индивидуумов превращается во вполне сформировавшейся коллектив, для которого основной объединяющей силой является общность профессиональных интересов его членов. Студенческая группа приобретает свою структуру и свою композицию, при этом и та, и другая претерпевают изменения во времени. Процесс формирования группы как особого социально-психологического образования протекает одновременно с процессом адаптации включенных в нее студентов. Успешность каждого из этих процессов связана с успешностью другого. На наш взгляд, процесс превращения из формального объединения в самобытное образование со своими особыми социально-психологическими признаками естественно назвать самоорганизацией. Процесс самоорганизации успешен, если в результате внутри группы создаются условия для эффективной деятельности студенческое самоуправление. Окончание первого этапа адаптации совпадает с процессом самоорганизации студенческой группы.

Цель студенческого самоуправления заключается в активном участии в формировании, развитии и становлении личности специалиста с высшим образованием, отличающегося глубокими и прочными профессиональными знаниями, умениями и навыками, активной гражданской позицией, широким кругозором, гуманизмом, с развитыми духовными и культурными потребностями.

В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются три основных начала:

1. студенческое самоуправление – как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях:

2. студенческое самоуправление – как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью:

3. студенческое самоуправление – как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты.

Непосредственным субъектом студенческого самоуправления выступает студенческий коллектив факультета, представляющий собой объединение студенческих коллективов курсов, академических групп и студентов, проживающих в общежитии[12].

Студенческое самоуправление ставит перед собой следующие задачи:

- формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учебе, общественной деятельности;

- способствование процессу эффективной адаптации студентов начальных курсов к вузу;

- содействие овладению каждым студентом навыками продуктивной самостоятельной работы и научной организации труда;

- формирование у членов коллектива на основе самостоятельности в решении вопросов студенческой жизни активной жизненной позиции;

- воспитание у студентов чувства хозяина в своем вузе, уважения к российским законам, нормам нравственности и правилам общежития;

- обеспечение непосредственного, реального и решающего участия каждого члена коллектива в управлении всеми сферами жизни факультета и вуза (подготовка и принятие решений, выбор оптимальных средств, методов и путей реализации решения, учет и контроль за выполнением решений).

Второй этап адаптации приходится на 2-3 курсы. Здесь уже в качестве основной социальной среды выступает ВУЗ, а студенческая группа способствует или наоборот препятствует процессу адаптации студента.

Третий этап адаптации является принципиально новым по отношению к двум предыдущим. Социальная среда этого этапа – уже все общество. Многие студенты к этому времени начинают вести самостоятельную профессиональную жизнь. Накопленный адаптивный опыт используется в совершенно новых адаптивных условиях. При переходе от одного этапа к другому меняются, не столько цели адаптации, сколько ценности, определяющие эти цели.

Перед вузом возникает необходимость обеспечить студентов не только требуемыми знаниями, умениями и навыками, но и обучить их рационально распределять время, регулировать самостоятельно деятельность и, главное, сформировать систему ценностей, позволяющих будущему профессионалу быть активным субъектом жизнедеятельности[13].

Направления деятельности студенческого самоуправления изменяются от одного этапа адаптации к другому. Но в любом случае главной задачей остается задача организации особой развивающей среды. Среды, которая бы позволяла формировать необходимые компоненты будущего специалиста.
§4. Психологическая служба, как один из факторов способствующих наиболее эффективной адаптации к роли студента педагогического ВУЗа.

Актуальность развития психологической службы в педвузе вытекает из того, что необходимо предпринимать какие-либо меры по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта[14]. Необходимо дальнейшее изучение потенциальных возможностей психики человека и создание на этой основе наиболее оптимальной программы подготовки советского учителя с высокими идейно-политическими, профессиональными и индивидуально-личностными качествами.

Задачи психологической службы в педагогических ВУЗах России, в основном определяются целями реформы по коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышению уровня практической и морально- психологической готовности их к самостоятельной жизни, а в системе профессионально-технического образования - связи с выпуском квалифицированных рабочих кадров.

При зачислении в ВУЗ предпочтение (при равных экзаменационных оценках) отдается тем, кто имеет лучшие психологические данные, отвечающие педагогической профессии. Следует отметить, что результаты профотбора используются и в дальнейшем, например, кураторами групп для совершенствования учебно-воспитательной работы.

При комплектовании учебных групп деятельность психологическая служба направлена на выявление студентов наиболее активных, общительных, обладающих организаторскими способностями и выраженной направленностью на педагогическую профессию[15]. Важно также знать личностные особенности и других студентов, их интересы, склонности. С этой целью в институте организуются различные работы для поступивших. В процессе трудового взаимодействия проявляются их индивидуальные качества, которые учитываются при распределении студентов по группам. Психологи, другие преподаватели и в этом случае используют наблюдения, беседы, социометрические методы - выбор партнера по критериям «учеба», «руководящий актив», «быт», «досуг»[16].

Уже на этом этапе ознакомления с новым пополнением определяются неформальные группы по 3—6 человек, которые стремятся повлиять на остальных студентов, склоняя их снизить трудовую активность, не выполнить задания. Естественно, что членов таких объединений распределяют по разным учебным группам и ведут с ними индивидуальную воспитательную работу.

В ряде случаев следует учитывать социальный и физический статус студентов, чтобы избежать психологический дискомфорт в межличностных отношениях. Немаловажную роль играет психологическая служба в облегчении периода адаптации студентов к условиям педвуза. Самое сложное для первокурсников - перестройка стиля учебной деятельности. Им предстоит овладеть новыми приемами учебной работы, выработать более совершенные навыки самостоятельного пополнения знаний, переработки получаемой информации.

Задача психолога состоит в изучении индивидуальных стилей самостоятельной учебной работы первокурсников, выявлении способов чтения, приемов запоминания, формы записей, мыслительных операций и учебных действий, которыми они пользуются. Важно также определить, насколько они умеют переходить от абстрактного к конкретному, к обобщенным понятиям и находить наглядные опоры. После этого студентам разъясняют, какие познавательные действия являются более рациональными. Каждый из них получает рекомендации (в форме бесед, лекций, методических разработок, памяток и т. д.), как правильно слушать и записывать лекцию, работать над книгой, составлять планы, конспекты, выражать мысли сжато или развернуто. В лекциях по психологии при изучении таких тем, как «Внимание», «Память», «Мышление», «Воображение», об этом же речь идет подробней, приводятся научные обоснования приемов учебной работы. Новые способы учебной деятельности первокурсники осваивают коллективно, группами, всем курсом. психологическая служба оказывает им помощь в выработке навыков культурного общения, в развитии чувства дружбы, товарищества, доверия, взаимопонимания. С этой целью выявляются индивидуально-личностные особенности студентов, возможное проявление отрицательных качеств (вспыльчивость, неуравновешенность, зазнайство, упрямство, скупость и др.), мешающих установлению контактов, межличностных связей, созданию благоприятного психологического климата в группе. По мере необходимости психолог совместно с куратором проводит коррекцию взаимоотношений.

В процессе подготовки специалиста большое значение имеет характер общения преподавателей со студентами. Для преподавателя важно уметь поддерживать деловой, доброжелательный тон общения, дающий максимальный образовательный и воспитательный эффект. Психологи выявляют индивидуально-психологические особенности каждого преподавателя, стиль его общения со студентами как способ педагогического воздействия и соответственно предлагают рекомендации по самосовершенствованию. Широко пропагандируется личностный подход к студентам, умение видеть в них не только функциональные качества (учебные успехи, подготовленность к семинарам, выполнение общественных поручений), но и другие индивидуальные особенности; умение выражать справедливые требования в наиболее приемлемых формах, сочетая их с уважением личности соблюдением педагогического такта.

Как известно, многие преподаватели - кураторы студенческих групп, поэтому к их личности предъявляются повышенные требования, работе и взаимоотношениям со студентами уделяется особое внимание. С этой целью изучаются характерологические особенности кураторов, манера общения, умение строить педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами своей группы, оказывать на нее воспитательное влияние. Это дает возможность более точно и определенно сформулировать рекомендации и пожелания кураторам относительно способов и приемов оптимального общения с группой, создания нормального психологического климата в ней. На основе результатов такого изучения вырабатываются рекомендации для ректора и деканатов по рациональному распределению кураторов по группам, по составлению плана учебно-воспитательной работы, по устранению объективных трудностей, препятствующих быстрой адаптации первокурсников.

С помощью психологов кураторы овладевают методами изучения личности студентов и групп в целом[17] необходимым минимумом психологических знаний, которые помогают им понимать характер отношений внутри студенческого коллектива, своеобразие каждой личности, различия в эмоциональных состояниях, устанавливать контакты, управлять процессом общения и формированием коллектива.

Во взаимодействии куратора (а также и любого преподавателя) со студентами могут возникать конфликты, состояние напряженности, порожденное импульсивностью, вспыльчивостью, резкостью, бестактностью. Задача психологической службы - помочь ослабить или снять такие состояния и восстановить нормальные связи и отношения. Иногда конфликт затягивается, приобретает устойчивый характер. Психолог выясняет его природу, помогает устранить.

Совместно с педагогами и методистами психологи разрабатывают специальные методики научной организации и проведения экзаменов и зачетов на основе психологических требований. В них предусматривается создание общей структуры (модели) ответа с последующей корректировкой его применительно к конкретному учебному предмету, по которому проводится экзамен или зачет. Студентам даются рекомендации, как готовиться к экзамену в период сессии и как правильно построить свой ответ; экзаменаторам - как слушать отвечающего, какие реакции должны (не должны) проявляться на правильные и неправильные ответы, как оценивать ответы студентов, соблюдая педагогический такт. В сущности, экзаменатору надо уметь вести опрос так, чтобы студент внутренне принял объективность любой оценки своего ответа. Реализация всех этих мер способствует созданию деловой, доброжелательной обстановки во время сессии, предупреждает тревогу и страх у экзаменуемых.

Активное участие студентов в общественной жизни, как известно, способствует развитию навыков общения, формированию организаторских умений, необходимых будущему учителю. Помощь психолога при этом заключается в том, чтобы равномерно распределить поручения в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями студентов.

Как известно, многие обучающиеся в вузе живут в общежитии. Это связано для них с существенной перестройкой ряда навыков и умений, структуры питания, приобретением новых привычек. В целях ускорения адаптации студентов педвуза использовались общеинститутские занятия. С помощью психологической службы активизировалась печать и работа кураторов. С отдельными студентами психолог проводил индивидуальную беседу. Обучение психологически грамотно планировать свободное время от аудиторных занятий и рационально использовать его, регулировать свои психические процессы и состояния, осознанно строить отношения с другими людьми, перестраивать свою деятельность (поведение) в соответствии с объективными требованиями со стороны деканата общественных организаций, преподавателей; преодолевать слабые стороны своего характера (лень, безволие, неорганизованность, халатность, небрежность, безответственность) — все эти меры психологической службы помогали в преодолении субъективных трудностей в начале учебы.

Большую помощь психологическая служба оказывает в организации и проведении педагогической практики. Рекомендации психологов способствуют выработке у студентов психологической готовности к работе в школе (создание положительного эмоционального настроя; развитие интереса к детям, чувства уверенности, ответственности, стремления выразить себя, мобилизовать свои возможности); установлению контактов с учащимися, учителями, родителями и осуществлению педагогически целесообразного общения с ними; умению определять психические состояния учащихся на уроке и некоторые индивидуальные особенности детей, правильно владеть экспрессией, чтобы она соответствовала намерениям и целям учителя, способствовала общению и служила средством педагогического воздействия на учащихся, а также своей речью, манерами поведения; преодолевать страх, тревожность, неуверенность в момент выступления перед учащимися и родителями.

Особое внимание уделяется организации профессионального самовоспитания студентов. В связи с этим студентов знакомят с задачами и сущностью самовоспитания, методами самопознания, помогают им объективно оценивать свои личностные свойства, увидеть положительные и отрицательные качества, отнестись к себе самокритично, составить программу самовоспитания и выбрать наиболее целесообразные приемы и методы работы над собой. Преподаватели и особенно кураторы широко пропагандируют идеи самовоспитания среди студентов. В настоящее время приобретается специальная литература, запланировано создание кабинета психологической помощи, организация консультаций по самовоспитанию.

При создании благоприятных условий психологической службы в дальнейшем будет накапливать опыт и ее положительные результаты найдут большее признание, ибо она выполняет важный социальный заказ нашего общества.

 

 
Глава 3. Востребованность институтов, направленных на адаптацию студентов первокурсников педагогического ВУЗа.

Воспитательная и внеучебная работа со студентами первого курса, является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов и проводится с целью формирования у первокурсников гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни.

В УрГПУ создано немало институтов, связанных с адаптацией студентов первокурсников. Данные институты нацелена на то, чтобы студенты удачно адаптировались в новой для них среде и предполагают различные способы поддержки студентов первого курса.

Мной было проведено исследование на тему «Востребованность институтов, направленных на адаптацию к статусу студента у первокурсников педагогического ВУЗа», которое нацелено на выявление взаимодействия студентов с созданными УрГПУ институтами адаптации.

Объектом исследования явились студенты первокурсники УрГПУ различных факультетов.

Предметом исследования является взаимодействие студентов с институтами адаптации.

 В качестве задач исследования были выдвинуты следующие:

1. Выяснить, насколько студенты осведомлены об институтух, направленных на адаптацию первокурсников.

2. Узнать, обращаются ли студенты к тому или иному институту адаптации.

3. Выявить предпочтительные институты адаптации.

4. Выяснить отношение студентов к имеющимся институтам адаптации

Респонденты отбирались следующим образом:

На различных факультетах выбирались академические группы первого курса очного отделения, примерно с одинаковым количеством находящихся в них студентов. Тем самым, можно сказать, что тип выборки был гнездовой (кластерной). Выбор типа выборки был обусловлен тем, что генеральная совокупность представляет собой большое количество единиц (а именно 1422 единицы).

Анкетный опрос выбран методом сбора социологической информации, так как этот метод оперативный и удобен тем, что происходит экономия времени- данные мы получаем тут же, они зафиксированы самим респондентом, а так же низкой затратой времени и тем, что в анкете есть вводное слово, которое располагает респондента к себе, и интервьюеру можно будет отвечать только на вопросы, возникающие у респондентов. Анкета анонимная, в связи с этим предполагалось получение достоверных результатов.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

Большинство первокурсников после года обучения в университете адаптировались к студенческой жизни (90,8%).

Доминирующим, по обращениям студентов, является институт кураторства (76,6%), так как куратор, по мнению первокурсников является активным участником студенческой жизни (31,6%), человек, способствующий разностороннему развитию личности студента (30,2%), информатор (19,7%) и помощник во всех студенческих делах (18,3%). Куратор, по мнению студентов, помогает им не только к приобщении к общественной жизни на факультете (42,2%), но и взаимоотношениях с сокурсниками (29,8%) и при конфликтах с преподавателями (22,5%).

Вторым, после института кураторства, студенты отмечают институт самоуправления. Как отмечают студенты, они лишь иногда прибегают к его помощи (69,7%). Подавляющее число студентов (90,8%) знают о существующих в УрГПУ формах студенческого самоуправления, остальная же незначительная часть опрошенных (9,2%) студентов - вообще не знают, что такое студенческое самоуправление. На вопрос:«Участвуете ли Вы в деятельности органов самоуправления?», 41,7% студентов отвечают «Нет, мне это не нужно» и 40,3% не участвуют, но хотели бы. Что касается вопроса о целях создания различных форм самоуправления, ответы первокурсников разделились следующим образом: саморазвитие и личностный рост студента (31,6%), разнообразие жизни студента (27,9%), защита своих прав (26,1%).

Третьим по количеству обращений можно выделить преподавательство, к преподавателям студенты обращаются лишь иногда (56,4%) или не обращаются вообще (39,4%) Из проведенного мною опроса можно выделить, что подавляющее число студентов общаются с преподавателями лишь во время учебного процесса (75,2%), а вне него практически не обращаются к ним (70,6%). Поводы для общения с преподавателями студенты выделили следующие: пересдачи (68,3%), когда не поняли материал (17,8%), а так же во время личных консультаций (11,9%).

Самое слабое взаимодействие наметилось с органом психологической службы, 87,1% студентов никогда не обращались к ней. Кроме того, 73,8% первокурсников даже не знали о ее существовании, но на вопрос «Как Вы считаете, необходима ли психологическая служба, куда бы студент смог обратиться при возникновении у него каких- либо трудностей?», студенты в большем количестве случаев отвечают что она нужна (57,3%), остальные считают что нет. 57,3% ни разу к ней не обращались, а 34,8% не обращались, потому что не знали, что она есть.

Таким образом, можно сделать вывод, что самым действенным институтом в адаптации первокурсников является институт кураторства, а самым не популярным явился орган психологической службы.

Тем самым подтвердились выдвинутые мной гипотезы, что некоторые институты, нацеленные на адаптацию студентов действенны, и то, что некоторые из них пользуются спросом.

 

 







Заключение

На мой взгляд, первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Отсюда возникает необходимость комплекса мероприятий оптимизации адаптационного процесса именно на первом курсе, что поможет студентам быстрее пройти этот нелегкий период.

 Адаптируются студенты, прежде всего, благодаря тому что, при поступлении в ВУЗ они не чувствуют себя «брошенными». Помогают им в этом институты адаптации созданные в университете, такие как: кураторство, самоуправление, преподавательство и т.д. Как показало мое исследование, проведенное в рамках данной научной работы, студенты знают, что такие институты адаптации существуют, к некоторым из них они обращаются часто (куратор), к некоторым иногда (самоуправление).

Доминирующим, по частоте обращений явился институт кураторства, как показало исследование, куратор, для первокурсников, и помощник, и информатор, и просто хороший человек, к которому можно обратиться в любой ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что для первокурсников куратор- это человек, подобный классному руководителю в школе.

В заключение можно добавить то, что при желании все институты, созданные в университете могут быть одинаково действенны, если во- первых о них информировать студентов, во- вторых интенсивно развивать их.



Список использованной литературы

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.

2. Андреева Д.А. Проблема адаптации студента. - В кн.: Молодежь и образование. М., 1972 г.

3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. - В сб.: Человек и общество, вып. ХIII, М., 1973 г.

4. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. - В кн.: Проблемы активности студентов. Ростов-Дон, 1975 г.

5. Бельская, И. Г. Педагогическое содействие становлению готовности студентов вуза к гуманно ориентированному деловому общению. Челяб. гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск, 2007.

6. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Л., 1988.

7. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск, 1997

8. Бугакова, Н. Ю Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии. Балтийская гос. академия РФ, 1997.

9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.- М.: НМЦ СПО, 1999.

11. Гордашников В. А., Осин А. Я. Понятийное исследование категориального аппарата процесса адаптации. ВГМУ, ВБМУ. Владивосток, 1996

12. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.

13. Гуторова, А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: Волгоградский гос. пед. ун-т, 1996.

14. Жукова, Т. А. Социально-профессиональная адаптация студентов в системе высшего профессионального образования Т. А. Жукова, Л. А. Кемерово: Кемеров. полиграфкомбинат, 2007.

15. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983.

16. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.  

17. Концепция учебной и воспитательной работы со студентами. МВШЭ.: М, 2007.

18. Короткевич Ольга Анатольевна «Роль куратора учебной группы в повышении эффективности адаптации студентов-первокурсников»

19. Куриленко Т. М. Научные основы работы куратора академической группы.— М., 1982

20. Лабунская В.А. Экспрессия человека и межличностное общение. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999.

21. Леверовская Я.В., В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич. Социальная адаптация

22. Малахов Н.С., Гребняк В.П. Физиология трудовой деятельности. Адаптация к профессиональной деятельности: СПб., 1993 г.

23. Маликова М.Н. Динамика перемен // Социальные исследования, 1997. – № 10.

24. Мартишина Н.И. Действую, следовательно, существую// Библиотека.- 2000.- № 9.

25. Мелентьева Ю.П. Библиотека и социализация личности.- М.: МГИК, 1993.

26. Моралова Т. П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: Автореф. канд. дис.— М., 1984.

27. Муравьева О.С. Некоторые пути оптимизации процесса адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – вуз»: Материалы международной научно-методической конференции. / Гл. ред. И.М. Елисеева. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», ч.1. 2003г.

28.  Нагоркина О.В. Влияние студенческого самоуправления на процесс адаптации студентов ВУЗа

29.  Некоторые вопросы адаптации молодежи к труду // Социальные исследования. – Вып. 1. – М., 1965.

30.  Носенко Э.Л., Коврига Н.В. Емоційний інтелект: концептуалізація феномену, основні функції. Монографія. – К.: Вища школа, 2003.

31. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984.

32.  Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред.Г.М Андреевой, Я. Янсушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987

33.  Отделение социальной и воспитательной работы МЭИ (ТУ). Возрождение кураторства// Энергетик, 2005, 29 дек.

34.  Парсонс Т. Система современных обществ / Пер.с англ.Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; Под ред. М.С. Ковалевой. – М.: Аспект Пресс,1997.

35.  Проект «Школа общественного куратора»// ЮГУ. Ханты-Мансийск, 2007.

36.  Психологическая служба в вузе / Под ред. Н.М. Пейсахова.- Казань, 1981.

37.  Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 1973 г.

38.  Рунова, С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза. - Новосибирск (Новосибирский государственный педагогический университет). 2000.

39.  Самохина А.Ф., Особенности адаптации студентов к обучению в педагогическом ВУЗе: ВГПУ, 2003г.

40.  Санникова О.П. Феноменология личности: Избранные психологические труды. – Одесса: СМИЛ, 2003.

41.  Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

42.  Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.

43.  Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – вуз»: Материалы международной научно-методической конференции. / Гл. ред. И.М. Елисеева. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», ч.1. 2003г.

44.  Философские проблемы теории адаптации. – М., 1975.

45.  Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. Психологический журнал, том 17, 1996 г., N1.

46.  Шибутани Т. Социальная психология. – М.,1969.

47.  Штак С. В. Анализ проблемы социально- психологической адаптации в условиях трансформации российского общества.// КГУ. Кемерово, 2002.

48.  Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь // Вопросы философии. – 1965. – № 5;

49.  Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В., Капустин К.Г.,

50.  Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. – Л., 1979

51.  Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики.– Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: