double arrow

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

· Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.

· Склонность к лжи.

· Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.

· Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.

· Избегание ответственности.

· Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.

· Высокая тревожность, зависимое поведение.

· Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).

2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.

3. Низкая адаптация к условиям школы.

4. Нестабильность, незрелость личности.

5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.

Некоторые авторы выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать:

· Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.

· Азартность, стремление к острым ощущениям.

· Незрелость личности.

· Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.

· Трудности с самоидентификацией и самовыражением.

· Чувство одиночества, беззащитности.

· Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.

· Эмоциональная скудность.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

· Неполная семья.

· Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.

· Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.

· Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.

· Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

30. Современные виды аддикций в начальной школе, их характеристика.

Аддикция представляет собой навязчивое желание выполнять какую-либо деятельность или острую потребность в ее совершении. С недавних пор мнение насчет подобных расстройств кардинально изменилось, и наркотическая зависимость рассматривается в одном ряду с поведенческими отклонениями. Аддикция - это заболевание, которое можно условно поделить на 2 основных категории. Рассмотрим их далее.

Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, полностью игнорируя межличностные отношения. В результате у детей не остаётся свободного времени для самопознания, общения, что приводит к отсутствию опыта реальных житейских ситуаций, умения жить в текущем моменте. Ребёнок боится трудностей и всеми силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение. Аддиктивное реагирование особенно легко развивается у учеников школ для одарённых детей, которых помимо школы записывают на дополнительные занятия и в кружки. У них отсутствует всякая возможность инициативы, из-за чего при столкновении с реальной жизнью они реагируют чувством страха и паники вместо мобилизации и поиска выигрышных стратегий. Кроме знаний школьное обучение прививает устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в жизни.

Классификация аддикций

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:

Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).

Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).

Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).

Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).

Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.

Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).

Профилактика аддикции должна начинаться еще в школе, где детям подробно рассказывается о существующих ее видах, об их причинах и последствиях. Если ребенок узнает о разрушающих последствиях, например, химических аддикций, скорее всего, он не захочет даже пробовать алкоголь, наркотики или сигареты. Пример родителей также играет немаловажную роль в профилактике зависимости у детей. Помощь и поддержка близких в сложных ситуациях, разговоры о проблемах - все это поможет избежать появления у человека желания уйти в выдуманный мир. Своевременное обращение к психологу и его непосредственное участие в устранении причин зарождающейся аддикции обязательно поможет побороть ее.-

Характеристика аддиктивных личностей

Все больные с девиантным поведением имеют ряд особенностей, часть из которых являются причиной, а часть следствием аддикции. К ним относятся:

Уверенность и хорошее самочувствие в сложных обстоятельствах наряду с плохой переносимостью обычной житейской рутины. Эта особенность считается одной из основных причин аддиктивного поведения – именно стремление к комфортному самочувствию заставляет таких людей искать острых ощущений.

Аддиктивные личности предпочитают говорить неправду, обвинять окружающих в собственных ошибках.

Для них характерны яркие внешние проявления превосходства в сочетании с заниженной самооценкой.

Страх глубоких эмоциональных контактов.

Избегание ответственности.

Тревожность и зависимость.

Манипулятивное поведение.

Стремление к уходу от повседневной реальности и поиск интенсивных чувственных и эмоциональных переживаний, которое осуществляется путём своеобразного «бегства» — в работу, фантазии, в самосовершенствование, в миры наркотиков или алкоголя.

31. Основные характеристики детей, страдающих игровыми и мобильными аддикциями.

Игровую зависимость сопровождает ряд психологических симптомов. К таким симптомам относятся: чувство эйфории во время игры; сложно заставить себя остановиться; количество времени, проводимое перед монитором, постоянно увеличивается; семья и друзья отходят на второй план; не играя, человек чувствует, себя раздраженным, депрессивным, ему не хватает игры; возникают проблемы с учебой или работой. Возможно, игровая зависимость не так опасна, как, например, алкоголизм и наркомания, но тем не менее, она оказывает негативное влияние на развитие личности.

У игроманов наблюдаются эмоциональные нарушения, выражающиеся в повышенном уровне тревожности и депрессивности. Многие из них становятся раздражительными, эмоционально неуравновешенными, даже агрессивными. Зависимость проявляется в формировании устойчивой потребности в игре, которая никогда не удовлетворяется полностью. Мир игромана подразделяется на реальный и виртуальный. В реальном мире игроки чувствуют себя неуютно, наваливаются жизненные проблемы, от которых они хотят уйти. В виртуальном мире их настроение и эмоции существенно улучшаются. Также положительные эмоции у игроманов появляются и в предвкушении игры. Отходя от компьютера или игрового автомата, настроение снова ухудшается, вплоть до следующего момента, когда можно снова начать играть.

В реальном мире зависимые люди плохо адаптируются в обществе, у них множество различных проблем в семье, в школе. Этот мир скучный и трудный, в то время как виртуальный — полон приключений и вседозволенности. Именно поэтому выход из игры является болезненным для человека. Ему снова приходится сталкиваться с неприязненной ему реальностью. В связи с этим возникают негативные эмоции, падает настроение, ухудшается самочувствие. У человека постоянная потребность в игре, но полностью она не удовлетворяется.

 На основании предложенной динамики игровой зависимости можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Стадия легкой увлеченности.

2. Стадия увлеченности.

3. Стадия зависимости.

4. Стадия привязанности.

Мобильная зависимость - впервые эта проблема было поднята несколько лет назад, но сейчас, когда мобильник есть у 7-и из 10-и жителей развитых стран, это приобрело масштаб настоящей эпидемии.

ной культуры".

Постоянное обращение к трубке. При возникновении дискомфортной ситуации (появление нежданного собеседника, неприятной личности, затрагивание больной темы в разговоре) человек отгораживается от окружающего мира мобильником. Он достаёт его, для того чтобы проверить счёт, написать или прочитать SMS, просто потыкать кнопочки, посмотреть время. Все эти действия могут быть ответом человека на дискомфортную ситуацию. Человек отгораживается, вместо того чтобы разобраться с проблемой.

—Частая смена телефонов. Сейчас часто можно наблюдать людей, которые меняют телефоны с такой скоростью, как не меняют перчатки. Телефон, устраивающий человека может уступить место абсолютно такому же, но с парой-тройкой новых функций, ради которых человек в лепешку разобьется, но приобретет телефон. Человек, пользующийся телефоном для связи, не станет носиться за новыми моделями, если ему хватает имеющихся функций, скорее, этим будет страдать эмоционально зависимый.

—Звонок ради звонка. Если число "пустых" звонков по любому поводу начинает превалировать над звонками действительно важными и нужными, то это уже нехороший сигнал.

—SMS ради SMS. В принципе, очень похоже на "звонок ради звонка", когда человек может позвонить другу, стоящему в десяти метрах, и проще просто подойти. Некоторые люди предпочитают обмениваться SMS, нежели вести устную беседу.

—Разговоры о "трубках" и связи. Зависимый человек часто переводит тему на свою "любимую", получая огромное удовольствие от обсуждения моделей телефонов, тарифных планов и других атрибутов "мобильной культуры".

32. Интернет-зависимость - понятие, виды, критерии, причины.

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Виды интернет-зависимости

Существует несколько видов интернет-зависимости. В настоящее время наиболее распространены следующие:

Интернет-зависимость от социальных сетей. Зависимость от он-лайн игр.

Зависимость от азартных игр в сети. Навязчивая тяга к просмотру порнофильмов и занятию виртуальным сексом также относят к зависимости. Критерии оценки Интернет-зависимости

Исследователи приводят различные критерии, по которым вы можете судить об Интернет - зависимости. Так, Кимберли Янг приводит четыре признака:

Навязчивое желание проверить e-mail

Постоянное желание следующего выхода в Интернет

Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет

Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Благодаря общению в Интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности.

33. Алкогольная и наркотическая зависимость, их влияние на развитее ребенка. Основные характеристики детей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

Фетальный алкогольный синдром - специальный термин, определяющий пострадавшего от алкоголя младенца еще в утробе матери. Беременность и алкоголь – это два взаимоисключающих понятия. Больше того, во имя будущего ребенка, желательно отказаться от спиртных напитков еще на этапе планирования беременности. Ребенок, зачатый после обильного употребления спиртного, уже изначально обречен, как минимум, на проблемы со здоровьем в будущем, на отставание в развитии, и, что самое страшное – попадает в группу риска родиться с психическими или физическими уродствами. Дети с фетальным алкогольным синдромом рождаются с низкой массой тела, нередко раньше назначенного срока, и даже мертворожденными. Если при рассмотрении проблемы алкоголизма и табакокурения во время беременности допускалась возможность рождения здорового ребенка, то в случае употребления наркотических соединений такая вероятность полностью исключается. Употребление наркотиков во время беременности в 97% случаев сопровождается развитием осложнений. Употребление наркотических соединений в течение первых 3 месяцев беременности приводит к недоразвитию скелета, мышц ребенка, развитию пороков сердца, недоразвитию почек и мочевыделительной системы в целом. Могут развиться такие врожденные аномалии почек как отсутствие одной почки вместе с мочеточником, гипоплазия — недоразвитие почки, вследствие чего ее размеры значительно уменьшаются, удвоение почки, дистопия — неправильное расположение почки. Кроме аномалий со стороны мочевыделительной системы, около 50% детей, рожденных от матерей с наркотической зависимостью, имеют малую массу тела (1,5—2,5 кг). Употребление наркотических веществ во время беременности способствует тому, что у плода развивается наркотическая зависимость (такая же, как и у матери). Поэтому ребенок рождается с синдромом послеродового состояния абстиненции, так как постоянное поступление наркотиков в его организм резко прекращается. Абстинентный синдром характеризуется раздражительностью, нервозностью ребенка, он все время кричит, часто чихает и зевает, это состояние сопровождается повышением температуры тела и значительным снижением мышечного тонуса. Употребление наркотических соединений во время беременности способствует развитию внутриутробной гипоксии плода, вследствие чего дети рождаются с недоразвитием дыхательного аппарата, нарушением внешнего дыхания, а также с расстройствами центральной нервной системы.

Подростки из семьи с хорошим эмоциональным и психологическим климатом, где родители в контакте со своим ребенком, в курсе проблем, свойственных этому возрасту, уважают его права как личности, никогда не станут алкоголиками и наркоманами. Если всего этого в семье нет, то такие родители плохие помощники в борьбе за их ребенка. Отсутствие со стороны родителей интереса к жизни подростка, безнадзорность, поглощенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному "отторжению" подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.

Замещающим родителям нужно обратить внимание на своих детей, если они вдруг становятся слишком скрытными, если у них заметно снижается успеваемость, пропадает интерес к хобби, увеличиваются финансовые траты, а в доме начинают пропадать деньги. Должны насторожить и новые подозрительные друзья, резкая смена настроения, ношение не по погоде одежды с длинными рукавами, поведение, напоминающее состояние опьянения, но отсутствие при этом запаха спиртного.

Причин для первого употребления алкоголя или наркотических веществ можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.

Употребление из любопытства. Человек любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток, познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасности наркотиков на только не пугают, но порой даже привлекают, «чем опаснее, тем заманчивее».

Употребление с целью быть принятым определенной группой. В переходном возрасте большую роль в поведении подростка играет конформизм. Подросток боится быть изолированным из своего круга общения, и вынужден идти на поводу у большинства. В переходном возрасте подросткам не всегда хватает сообразительности, чтобы понять, что данный путь не является верным. Не хватает и смелости, чтобы порвать с плохой компанией. Подростки повторяют за теми, кто, по их мнению, является примером для подражания.

Употребление как протест против родителей. Вызов против запретов и давления родителей. «Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью». «Вы больше не сможете управлять мной».

Употребление, чтобы снять напряжение. Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в собственных силах – является одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик становится средством защиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует тому, что ребенок может попасть под дурное влияние сверстников. «Делай, как мы, иначе ты не из нашей компании. У нас курят (пьют) все.»

Ряд специалистов считают наркоманию «симптомом семьи». Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушения в воспитании наиболее часто проявляются как гипер- или гипоопека.

Портрет ребенка с высоким риском заболеть наркоманией или алкоголизмом характеризуется следующими чертами:

• пониженная способность переносить трудности повседневной жизни;

• стремление к новизне – «жизнь серая, ничего не происходит, а я хочу жить ярко и красочно». Яркость и красочность – достигаются легко. Стоит только расширить горизонты сознания. Сначала «травка», потом – героин;

• неприспособленность к жизни, упреки окружающих способствуют формированию скрытого комплекса неполноценности, внешне нередко проявляющегося в защитно-психологической реакции, состоящей в демонстрации превосходства над окружающими. Дон-Жуан, который нуждался в постоянных мужских победах для подкрепления своей значимости, - из категории таких типажей;

• внешняя доброжелательность, сочетающаяся со страхом перед устойчивыми эмоциональными контактами (боязнь любви, брака). На самом деле это действующее с детства «табу» на любовь окружающих;

• стремление перенести ответственность за принятие решений на других, стремление обвинять других, зная при этом, что они невиновны;

• завистливость;

• тревожность.

Все эти черты характера способствуют бегству от реальности – у кого в алкоголь, у кого в наркотики, у кого в психосоматические заболевания.

34. Работа психолога с аддиктивным поведением в младшем школьном возрасте.

Асоциальное (девиантное) поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте.

Аддиктивное поведение – “это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций” (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских).

Другими словами, аддиктивное поведение понятие и психологическое, и педагогическое и означает оносклонность детей к приобретению вредных привычек. И очень часто эти привычки настолько входят в жизнь ребенка, что отказаться от них бывает практически невозможно.

Упражнение “Привычка”. Это упражнение можно проводить с учащимися в рамках запланированных бесед по нравственности, по здоровьесбережению, при разговоре о вредных привычках, правонарушениях и т.д.

- Перед вами лист бумаги. Необходимо перегнуть его в нескольких местах, сильно заглаживая линии сгиба. Разверните лист. Попытайтесь сложить его еще раз, но используя уже другие линии сгиба.

После выполнения упражнения происходит обсуждение полученного результата и подведение к основному выводу.

- Легко ли было сгибать лист в первый раз, когда лист бумаги был еще чист? (да, легко)

- Легко ли было сгибать лист потом? (нет, сделать это уже гораздо сложнее).

Вывод, к которому должны прийти учащиеся (педагоги при консультировании) в результате рефлексии упражнения, что вся наша жизнь – это совокупность различных привычек, которые человек приобретает в течение всей жизни (привычки – это линии сгиба на листе бумаги). И очень хорошо, если эти привычки, так глубоко вошедшие в нашу жизнь, будут положительными, которые будут только помогать человеку после того, как они сформируются и укрепятся в сознании и действиях человека, тогда плохим, отрицательным привычкам будет невозможно (или трудно) изменить их, “сбить” вас с правильного пути, воздействие отрицательных привычек будет минимальным. В этом мы убедились, выполняя упражнение “Привычка”.

Притча “Человеческие ценности”.

“У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот, наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

Отец: Что ты плачешь? Ведь гвоздей больше нет. Сын: Гвоздей - то нет, а дырки остались”.

Происходит обсуждение прочитанной притчи.

- Как можно воспитать положительную привычку у учащихся?

Для этого иногда достаточно помнить и выполнять 5 важных правил:

Как воспитать положительную привычку у учащихся

Первое правило – для того чтобы воспитать в человеке положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что жизнь без нее превращается в катастрофу. Если ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, отрицательным учебным результатам и т.д.

Второе правило – человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Можно тысячу раз повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.

Третье правило – необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка положительных привычек приводит к их закреплению и становится “второй натурой”.

Четвертое правило – нельзя бесконечно говорить ученику, что он – обладатель плохих привычек. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие учащиеся и так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.

Пятое правило – для проявления положительных привычек воспитатель, классный руководитель должен создавать условия. Если воспитатель, классный руководитель знает, что большинство учащихся класса курит, необходимо организовывать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы и т.д. Но для того чтобы подобным образом построить работу с детьми, надо знать, какие вредные привычки стали частью образа жизни ваших учеников.

Завершая разговор об отклоняющимся поведении учащихся, хотелось бы предложить для обсуждения и размышления еще одну притчу:

“Подходит сосед к старухе и спрашивает: “У тебя столько детей, внуков, правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя любят. Как тебе это удается?”

Отвечает она: “Да старая я очень – немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька”.

Давайте и мы так попробуем! Иногда нужно что-то “не заметить”, о чем-то “промолчать”, чтобы дать ребенку возможность исправиться, осознать, не быть психологически загнанным в тупик, который порождает асоциальное поведение со всеми печальными и негативными последствиями.

35. Профилактика аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости “хорошо себя вести”. Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Прежде всего, необходима организация системы деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных школьников к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности

Комплексная программа изучения поведения школьников

Методы изучения детей:

1) Метод наблюдения должен быть длительным, систематичным, разносторонним и объективным.

2) Изучения продуктов детского творчества – что он делает, как, диагностируются индивидуальные особенности ребенка, его наклонности, интересы, отношение к делу, отношение к своим обязанностям, уровень развития, старательности, прилежания, мотива деятельности.

3) Метод беседы. Полагается проникать во внутренний скрытый мир ребенка. Этот метод помогает выяснять мотивы поведения, выяснять чувства, намерения ребенка.

Диагностика школьника:

Что изучается:

1. Внешний вид. Взгляд. Выражение глаз и лица. Мимика. Позы. Жестикуляция. Походка. Неестественное поведение. Опрятность одежды.

2. Физическое развитие – опережает, норма, отстает.

3. Интеллектуальное развитие. Отношение к учебе. Особенности восприятия и мышления. Особенности памяти. Умственная продуктивность. Соответствие развития возрасту. Активность.

4. Эмоциональные реакции. Повседневное настроение. Смена настроений. Переживания. Выражение эмоций (скрытость, агрессия, подавленность, вялость, враждебность, замкнутость, эгоцентризм). Аффекты (гнев, страх) Негативизм (активный, пассивный) Эгоистические наклонности. Самолюбие. Самоуверенность. Альтруистские настроения.

5. Нравственное развитие. Понимание норм поведения. Ценностные ориентации. Идеалы. Жизненные планы.

6. Любимые занятия и интересы. Основная направленность. Достигнутые успехи. Влияние на школьную успеваемость.

7. Отношения: с учителями, с ровесниками, со старшими, с младшими

8. Отношения к обязанностям: к школьному распорядку. Труд и самообслуживание, участие в классных делах.

9. Дружба: с кем, сколько друзей, какие друзья.

10. Отношения с родными и близкими. Что рассказывает о родителях, братьях и сестрах. Отношения с родней.

11. Школа. Опоздания на уроки, уход с уроков. Курение. Алкоголь. Наркотики. Токсические вещества.

12. Поведение на улице и дома. В школьном дворе. На улице. В общественных местах.

13. Сексуальные влечения. Раннее сексуальное развитие. Отношение к противоположному полу. Нецензурность, рисунки, жесты.

14. Асоциальное поведение: Ворует. Лжет. Курит. Сквернословит. Постоянно и беспричинно дерется. Обижает маленьких. Не уважает старших.

15. Отзывы учителей, родителей, взрослых. Негативные. Неопределенные. Положительные.

По результатам диагностики устанавливаются:

1. Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи.

2. Характер (вид) отклоняющегося поведения – диагноз.

3. Группа, к которой будет отнесен ребенок по диагнозу.

4. Методика (технология) коррекционной помощи в каждой группе.

Для каждого ученика, нуждающегося в коррекционной поддержке, составляется индивидуальная программа, а если таких детей несколько – то общая программа с индивидуальной коррекцией.

Наиболее типичные группы, в которые объединены дети по признаку однородности свойств и качеств следующие: активности – для пассивных детей, честности – для детей, склонных к преувеличениям, лживых, работоспособности – для лентяев и малоактивных, самостоятельности – для зависимых, подавленных, отверженных, выдержки – для несдержанных, нервных, сознательности – для детей, совершающих необдуманные поступки, откровенности – для замкнутых и скрытных, скромности – для развязных, самонадеянных. Для глубокой коррекции создаются микрогруппы детей или ведется индивидуальная работа.

36. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, его причины.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными.

На психофизиологическом уровне развитие гиперактивности прослеживается следущим образом. Можно сравнить историю развития мозга в индивидуальном созревании ребенка со строящимся зданием. Причем каждый раз новый построенный этаж выполняет функции всего мозга.

· Первый уровень – стволовой (нижний этаж), который обеспечивает, прежде всего, энергетику и чисто телесные функции – статику, напряжение мышц, дыхание, пищеварение, иммунитет, сердцебиение, эндокринную систему. Здесь формируются базовые инстинкты выживания. При недоразвитии этих структур ребенок не понимает, чего хочет, почему плохо и так далее… Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.

· Далее формируется второй этаж (от 3 до 7-8 лет) – это внутриполушарные и межполушарные корковые взаимодействия, которые обеспечивают связь нашего организма с внешним миром через органы чувств, анализирующие поток раздражителей. То есть, этот блок отвечает за прием, переработку и хранение информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и кинестетической, вкуса и запаха, а также всех когнитивных процессов). Если этот уровень нарушен, то ребенок не понимает, почему не может что-либо, «не видит», «не слышит». Этот блок тоже требует своего энергообеспечения.

· И, наконец, третий уровень (от 8 до 12-15 лет) – лобные доли. Которые являются руководителем нашего произвольного поведения, словесного мышления, которое наиболее энергоемко. Это целеполагание, контроль реализации программ, социального поведения.

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу - вверх), от правого полушария мозга к левому (справа - налево), от задних отделов мозга к передним (сзади - наперед).

И конечным этапом этого строительства является взятие на себя руководства всем мозгом и всеми функциями – нисходящее контролирующее и регулирующее влияние от передних (лобных) отделов левого полушария, которые и направляют ту энергетику, которая обеспечивается нижними этажами.

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от зрелости и полноценности соответствующих мозговых отделов. То есть, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.

Психологическая составляющая развития отделов головного мозга так же огромна. Известен научный факт, что у людей, занимающихся регулярно интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, количество нейронных связей значительно больше, чем у человека-обывателя. За счет такого «усовершенствования» не только человеческий ум, но и организм в целом лучше функционируют. Для такого развития необходимы благоприятные социопсихологические условия. Должна быть востребованность извне (от социума и внешнего мира) к постоянному наращиванию зрелости и силы отдельных психологических факторов. Если этого нет, то идет замедление и изменение процессов формирования психических функций, что влечет за собой вторичные искажения участков мозга. Доказано, что на ранних этапах формирования психики социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Характерологические изменения формируются с учетом возбуждения и торможения процессов в коре головного мозга.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.(Сиротюк А.Л.,2003)

37. Особенности поведения гиперактивного ребенка (нарушение внимания, двигательная гиперактивность, импульсивность)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)– это клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность. Это психиатрическое расстройство – его причиной, вопреки распространенным мифам, является особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание, и т.д. Настоящая причина состоит либо в генетических факторах, либо в перинатальном поражении нервной системы. Именно поэтому СДВГ – это расстройство развития, а не просто «невинные» особенности темперамента ребенка, и его проявления присутствуют с раннего возраста, они встроены в темперамент, а не приобретаются со временем и не носят временный характер. И несмотря на то, что этой проблемой занимаются психологи, педагоги, психиатры и другие специалисты, поставить такой диагноз может только врач невропатолог. Симптоматика обусловлена недостаточной зрелостью функции лобной коры - центрального командного пункта человека. Недостаточная зрелость лобной коры приводит к расстройствам разных исполнительных функции, связанных с организацией и регулированием собственного поведения: планирования, прогнозирования и организации поведения. Симптомы гиперактивности могут проявляться с первых дней жизни ребенка: он плохо спит, часто плачет, склонен к истерикам, во время бодрствования очень подвижен и перевозбужден; чувствителен к свету, шуму и другим раздражителям. По мере того, как он взрослеет, проявляется его неспособность заниматься одним видом деятельности в течение длительного промежутка времени. Малыш невнимателен, неуравновешен, вспыльчив. Ему сложно завершить начатое дело, играть в одну и ту же игру. Если он терпит неудачу, он не станет повторять попытку достигнуть успеха, а, скорее, все разрушит и сломает, нежели начнет заново. К сожалению, зачастую родители начинают понимать, что ребенок нездоров, когда он уже учится в школе и вследствие вышеперечисленных особенностей поведения начинает отставать по многим или всем предметам. Если же вы обратили на это внимание гораздо раньше, еще до того, как ваш малыш отправился в садик, то вы молодец. И хотя врач- невропатолог не сможет поставить вашему ребенку точный диагноз СДВГ (обычно он ставится в возрасте 4-5 лет), вам все же следует пересмотреть отношения со своим крохой и изменить метод воспитания, чтобы в дальнейшем избежать проблем как в школе, так и дома. Симптоматика СДВГ имеет возрастную специфику, на каждом возрастном этапе наблюдаются свои особенности ее проявления. В раннем детстве часть детей с СДВГ имеет признаки так называемого трудного темперамента. Дошкольный возраст ребенка иногда является наиболее стрессовым для родителей в связи с максимальной выраженностью двигательной гипеактивности и «неуправляемости» поведения; многие родители в это время не обращаются за профессиональной помощью, ожидая что трудности пройдут. Очень важно выявить СДВГ в дошкольном возрасте, до возникновения вторичных осложнений и проблем, и начать оказывать помощь семье и ребенку как можно раньше. В школьном возрасте СДВГ выявляется чаще всего в связи с выраженностью проблем в новых школьных условиях. Основные проблемы этого периода связаны с поведение в школе и дома, академической неуспеваемостью и отношениями с ровесниками. Вследствие отсутствия правильной помощи проблемы школьника с СДВГ будут нарастать и со временем могут развиться вторичные осложнения: негативная самооценка, социальная изоляция, агрессивное поведение и др. в подростковом возрасте симптомы двигательной гипеактивности в отличии от других симптомов СДВГ обычно значительно уменьшаются, но у части подростков возникают другие проблемы, связанные с рискованным поведением, принадлежностью к антисоциальным группировкам, вторичным эмоциональным расстройствам. В зрелом возрасте СДВГ является одним из наиболее скрытым и замаскированных расстройств: его «масками» обычно становяться другие социальные и психические нарушения. При условии надлежащей социальной поддержки и компетентной помощи человек с СДВГ может полноценно себя реализовать на каждом возрастном этапе жизни.

Дети с СДВГ часто характеризуются как честные, непосредственные, настоящие. Эти черты придают им социальную привлекательность в общении и частично могут компенсировать их социальные и коммуникативные дефициты. Слабость системы торможения, контроля может содействовать развитию особых способностей детей в тех сферах, где нужны быстрые, творческие реакции, и может стать их сильной стороной, способствуя развитию креативности, спонтанности, умению действовать шаблонно, импровизировать..

38. Работа с родителями, учителями, ближайшим окружением гиперактивного ребенка.

Методы работы учителя с гиперактивными детьми.

Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми:

• развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения;

• отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

• важно, при возможности, вести работу с гневом.

Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно. Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников.

Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой. Какого бы эмоционального напряжения это не стоило, все усилия окупятся сторицей.

Основные направления в работе с гиперактивными детьми, предлагаемые психологом Мониной Г.Б.:

1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможности выбрать зверушку, которую дети будут изготовлять на уроке), обучение учениками 2-3 классов более младших школьников (старшие дети "работают" инструкторами оригами и бисероплетения, такие занятия нравятся и старшим и младшим).

2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

• смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

• реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);

• понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

• выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);

• инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

• избегание категорических запретов.

Желательно, чтобы учителя принимали во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие дети.

Поднимать руку или ждать, пока его не вызовут, такой ребенок может только с V или VI класса. Замечания или одергивания ничего не дают, они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; – с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

Рекомендации родителям

Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

39. Гипоактивность (медлительность) как нейродинамическая особенность ребенка.

Медлительные дети – особая группа риска, т. к. их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности, который обусловлен особенностями нервной системы.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.

Однако медлительность – не свойство вредного характера. Это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами.

Выделяют следующие причины медлительности:

1) индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы;

2) особенности воспитания;

3) отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);

4) общее состояние здоровья ребенка.

Медлительных детей примерно 10–20%. У них медленный темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость письма и чтения.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней обучения в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: