Либеральный руководитель

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 9. Прочитайте и выберите правильный вариант ответа.

1. Формальная власть измеряется:

а) числом сотрудников в организации (подразделении);

б) объемом ресурсов, которыми должностное лицо может распоряжаться;

в) числом сотрудников, подчиняющихся должностному лицу прямо или косвенно, либо объемом ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими;

г) числом сотрудников, подчиняющихся должностному лицу добровольно.

2. Что такое стиль руководства:

а) повседневное поведение руководителя;

б) устойчивые способы принятия решений;

в) методы и формы работы руководителя с подчиненными;

г) профессиональная деятельность руководителя.

3. Способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличие специализированных знаний — это …

а) власть информации;

б) власть примера;

в) экспертная власть;

г) право на власть.

4. Какой из указанных ниже стилей не рассматривался в теории трех стилей К. Левина:

а) пассивный;

б) авторитарный;

в) убеждающий;

г) демократический.

5. Какой из указанных ниже факторов в наибольшей мере определяет стиль управления руководителя:

а) размеры коллектива организации;

б) опыт работы менеджера;

в) уровень квалификации работников;

г) отраслевая специфика организации.

6. Если подчиненный выполняет распоряжения руководителя, так как верит в него и в ценность его знаний, то руководитель использует следующую форму власти:

а) экспертную;

б) эталонную;

в) традиционную;

г) власть примера.

7. Наиболее эффективным является:

а) авторитарное руководство;

б) адаптивное руководство;

в) демократическое руководство;

г) либеральное.

8. В основе методов управления лежат:

а) физиологические и социальные потребности человека;

б) побудительные мотивы работников к труду, их потребности и интересы;

в) потребности человека в пище, одежде, жилье, безопасности и признании;

г) нет правильного варианта ответа.

9. Авторитарный стиль уместен, если:

а) необходимо принять решение в кратчайшие сроки;

б) необходимо повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;

в) предприятие заинтересовано в инициативных и творческих работниках.

10. Если подчиненный убежден, что руководитель может помешать удовлетворению какой – либо его потребности, то руководитель использует следующую форму власти:

а) власть, основанную на принуждении;

б) традиционную власть;

в) эталонную власть;

г) нет правильного ответа.

11. Законная власть — это …

а) утилитарная власть;

б) авторитарно-нормативная власть;

в) объединенная власть;

г) нет правильного ответа.

12. Стиль руководства – это:

а) наиболее привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным;

б) система разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчиненными;

в) порядок введения изменений;

г) нет правильного ответа.

13. Минимальное участие руководства, отсутствие порицания и похвалы, формальный тон характеризуют:

а) адаптивное руководство;

б) либеральное руководство;

в) демократическое руководство;

г) смешанное руководство.

14. Преимуществом демократического стиля руководства не является:

а) создание благоприятного психологического климата в коллективе;

б) обеспечение четкости и оперативности в управлении;

в) стимулирование инициативы подчиненных;

г) привлечение работников к процессу принятия решений.

15. Методы управления – это:

а) распорядительная деятельность руководителей, направленная на организацию выполнения поставленных задач;

б) закономерности, которые используют руководители и специалисты в своей практике;

в) система способов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей;

г) побудительные мотивы работников к труду.

16. Какие экономические рычаги оказывают преимущественное влияние на уровне личности (перечислите):

а) заработная плата;

б) кредит;

в) рентабельность;

г) фондоотдача.

д) премия

е) оплата за качество работы

17. Экономические методы базируются:

а)на нормативных актах;

б) на внутрихозяйственном расчете;

в) на материальных интересах объектов управления;

г) на принципах управления.

18. К организационным методам управления относится:

а) проектирование, регламентация, нормирование, документирование и расстановка людей;

б) создание материальной заинтересованности;

в) повышение настроения работников организации;

г) косвенное воздействие на объект управления;

19. Основные методы управления – это:

а) балансовый, нормативный, аналитический, социальное программирование;

б) хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование, поощрение, наказание, принуждение;

в) финансовые, экономические, текущие, прогнозные, стратегические;

г) экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

20. К какому виду организационного воздействия относится Устав:

а)регламентирование;

б) нормирование;

в) инструктирование;

г) распоряжения.

21. Какие формы власти вы знаете:

а)единоличная, общественная, коллективная;

б) полная, частичная, делегированная, персональная;

в) обязательная, демократичная, общая, на уважении;

г) законная (традиционная), экспертная, эталонная, на принуждении, на вознаграждении.

21. Установите соответствие:

1. Личностная основа власти: 2. Организационная основа власти: а) принятие решений б) потребность во власти в) экспертная власть г) принуждение д) власть над ресурсами е) власть примера ж) власть связей з) право на власть и) власть информации к) вознаграждение

Контрольные вопросы

1.В чем Вы видите различия между полномочиями и властью?

2. Какие источники власти Вы знаете?

3. Какие подходы к классификации власти Вы знаете?

4. Каким образом реализуется власть в организации?

5. Какие Вы видите различия между формальной и реальной властью?

6. Какие способы влияния на подчиненных, по Вашему мнению, должен использовать эффективный руководитель?

7. Какие источники власти Вы используете?

8. Как Вы понимаете выражение «баланс власти» и зачем он нужен в организации?

9. Какие стили руководства наиболее эффективны в различных в управлении организацией? Почему?

10. Как различные стили руководства влияют на отношение работников к организации и на их отношение к повышению производительности труда?

11. В чем сущность экономических методов управления?

12. Каковы недостатки распорядительных методов управления?

13.Раскройте сущность и содержание социально-психологических методов управления.

Тема 10. Управление конфликтами и стрессами
в организации

Содержание темы.

Конфликты в развитии организации. Классификация конфликтов, их негативные и позитивные функции. Причины конфликтов. Процесс развития конфликтов. Стратегия предупреждения конфликтов. Стратегия разрешения конфликтов. Организационно-структурные, административные и межличностные методы управления конфликтом.

Понятие стресса. Модель стрессовой реакции. Факторы, вызывающие стрессы. Рекомендации по предотвращению стрессовых ситуаций.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

1. Понятие конфликта и его роль в организации.

2. Типы конфликтов и причины их возникновения.

3. Модель конфликта как процесса.

4. Методы управления конфликтами.

5. Стрессы и его виды. Управление стрессом.

Задание 1. Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные утверждения и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Ответы должны сопровождаться примерами.

1. Причиной конфликта может быть ограниченность ресурсов предприятия.

2. Конфликт по своей сути опасен.

3. Внутриличностный конфликт испытывают личности с заниженной самооценкой.

4. Конфликт — это столкновение сторон, противоборство.

5. Любой конфликт отнимает время как руководителя, так и работников.

6. В организации конфликты неизбежны, поэтому стоит научиться ими управлять.

7. Производственные конфликты являются наиболее распространенными.

8. Перевод на другую работу – пример педагогического способа управления конфликтом.

9. Конфликт проще прекратить, чем разрешить.

10. Конфликты затрудняют коммуникации и снижают работоспособность персонала.

11. Для начала конфликта необходим инцидент.

12. Последствия конфликта дисфункциональны для организации.

13. Острота конфликта определяется числом его участников.

14. Всякий конфликт представляет собой процесс.

15. Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации.

16. Конфликты в организации напрямую зависят от наличия неформальной группы.

17. Конфликты помогают решать многие проблемы.

18. Науке известны следующие виды конфликтов: производственный, системный, межличностный, внутриличностный.

19. Эффективный менеджер избегает конфликта.

20. Уклонение – один из стилей разрешения конфликтов.

Задание 2. Ознакомьтесь с конкретной ситуацией «Дилемма для Ирины» и ответьте на предложенные ниже вопросы.

Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на её будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.

Ирина считала, что эта практика является неправильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в её аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в её разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если её что-то в этом деле не удовлетворяет.

Прежде чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность её фирмы высоким этическим стандартам.

Это её окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем, он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошёл даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретёт себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у неё не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя — начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили её внимание на то, что если она настоит на своём, то им не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос.

Перед Ириной встал выбор. В принципе она могла бы настоять на своём через голову своего непосредственного начальника. Она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, её действия будут не по душе её коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло бы ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.

Вопросы к конкретной ситуации

1. Какого типа межличностные конфликты имеют место в ситуации? Объясните и подтвердите фактами.

2. Имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона? Если да, то в чём она выражается?

3. Имеются ли в ситуации конфликты других уровней, кроме межличностного? Какие? Объясните и подтвердите фактами.

4. Какой стиль разрешения межличностного конфликта был использован каждым из участников событий? Подтвердите фактами.

5. Как Вы предложили бы поступить Ирине в данной ситуации? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3. Деловая игра «Как разрешить конфликт в трудовом коллективе».

Порядок проведения деловой игры

1. Ввод в игру: преподаватель объявляет содержание и цели деловой игры, её правила и порядок проведения; с помощью контрольных вопросов по теоретическому курсу определяет готовность к игре её участников.

2. Разделение руководителем группы на две команды, распределение ролей внутри команд, определение конкретных задач для участников игры.

3. Самостоятельное изучение конфликтных ситуаций.

4. Анализ участниками игры ситуации, выработка группового мнения, экспертам — определение своих позиций.

5. Защита и обоснование капитанами команд своих позиций у доски. Эксперты дают свою оценку предложенным вариантам.

6. Подведение руководителем игры итогов, анализ позиций команд и экспертов, обоснование возможных вариантов действий участников игры.

7. Ответы на итоговые вопросы участников игры.

Функции участников деловой игры

Участники деловой игры делятся на две команды. В каждой команде назначается или выбирается капитан. Участники команд выполняют функции экспертов, анализирующих отдельные аспекты предлагаемой конфликтной ситуации. Специальные эксперты анализируют варианты, предложенные другой командой.

Постановка задач участникам деловой игры

Определить:

1) факт наличия конфликта;

2) объект конфликта;

3) оппонентов конфликта;

4) вид конфликта;

5) ранги оппонентов;

6) суть инцидента.

В ы я в и т ь:

7) предконфликтную ситуацию;

8) инцидент;

9) предложить и проанализировать варианты решения конфликта;

10) оценить действия другой команды.

Подготовка к деловой игре

Участники игры обязаны изучить тему теоретического курса «Конфликты в организации». Подготовка к игре включает в себя разделение команды на две команды, назначение капитанов, распределение обязанностей внутри команды и назначение экспертов, ознакомление с правилами и порядком ведения игры, подведение итогов, оценку действий и стимулирования участников игры.

Правила деловой игры

Исполнение ролей, обоснованность и эффективность предложения оцениваются преподавателем в баллах, с учетом знаний теории, логики мышления, умения предвидеть развитие событий и последствия принимаемых решений. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество оценочных баллов.

Конфликтные ситуации

Ситуации 1. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:

а) Не оспаривания задание начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.

б) Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.

в) Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной.

г) В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

Ситуация 2. В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.

Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе:

а) Прежде всего, установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой и примера других.

б) Прежде всего, попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников перестройки, воздействуя на них убеждением в процессе дискуссии.

в) Прежде всего, набрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку администрации и общественных организаций.

г) Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

Ситуация 3. В вашем коллективе имеется сотрудник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет.

Как вы поступите в данном случае:

а) Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

б) Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением «сократить» эту единицу.

в) Предложу профгруппоргу обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступить с этим человеком.

г) Найду для него настоящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: