Главная задача консультанта в беседе - подвести клиента к пониманию, осознанию себя, своего поведения, своих ведущих мотивов и ценностей, своих ресурсов и ограничений (Кочюнас Р., 1999).Продвижение клиента к цели может происходить с разной скоростью - быстрее, медленнее, что зависит от многих причин. Иногда клиент «застревает» в собственных инсайтах о себе. "Разбрасывание", не сосредоточенность, бессвязность разрушают процесс консультирования. Искусство консультанта заключается в регулировании интенсивности продвижения к цели в соответствии с индивидуальными возможностями клиента. Психологическое консультирование - это процесс, имеющий ряд стадий. Консультирование имеет начало, середину и конец, и консультант должен знать, как начать консультирование, с помощью каких средств продолжать его, делать интенсивным и продуктивным и как его закончить
Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования - интервью.
Интервью - специальный метод анализа уникальной ситуации клиента с целью повышения динамичности его отношения к различным аспектам субъективной психической реальности.
|
|
В литературе (Меновщиков В.Ю., 1997, Шеховцова Л.Ф., 1996) обычно приводится "пятишаговая" модель консультативного интервью, состоящая из следующих этапов:
1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу.
2. Сбор информации о клиенте и выделение "проблемы".
3. Формулировка и осознание желаемого результата.
4. Выработка альтернативных решений.
5. Обобщение результатов, переход к действию.
Рассмотрим каждый этап подробнее.