Введение. Конец XX века оказался наполнен экстремальными для человека событиями - стихийные бедствия, антропогенные катастрофы

АЛГОРИТМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Конец XX века оказался наполнен экстремальными для человека событиями - стихийные бедствия, антропогенные катастрофы, военные конфликты, терроризм, - все это и многое другое вошло в нашу повседневную жизнь. Эти события характеризуются прежде всего сверхэкстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве.

На сегодняшний день проблема детей, переживших тот или иной травматический опыт, становится одной из центральных в детской психологии. Под травматическим опытом в данном случае понимается результат пребывания в любых физически и психологически травми­рующих обстоятельствах. В рамках теории посттравматического расстройства и воз­никшей в конце 80-х годов кризисной психологии оформи­лось понятие «психическая травма» (психотравма).

Событие, которое воспринимается человеком как угроза его существо­ванию, которое нарушает его нормальную жизнедеятель­ность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода (Черепанова, 1996).

По определению Ф.Е. Василюка (1984), кризисная ситуация - это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Понятие кризиса несет в себе значение перелома и часто характеризует тяжелое, безвыходное положение человека. Наибольшие личностные разрушения несет травматический кризис, разрушающий физическое существование индивида, и наносящий неизгладимую психологическую травму. Именно в результате действия травматического стресса возникают острые стрессовые расстройства, которые способны изменить всю жизнь человека. Далеко не каждый человека способен самостоятельно справиться с возникшим кризисом, и в этом случае необходима помощь специалиста.

Психологам и психотерапевтам все чаще приходится ра­ботать с людьми, перенесшими психическую травму.

Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.

Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздейст­вием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирую­щего события, а также всем, что будет происходить потом. Неизбежное следствие экстремальных ситуаций — разрушение базовой потребности человека — потребности в безопасности, нарушение стабильной картины мира. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям: невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя, потере перспективы – и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.

Совершенно очевидно, что психологическая работа в экстремальных ситуациях - это сложный комплекс деятельности разных специалистов, включающий различные техники и технологии работы с людьми, оказавшимися в обстоятельствах, которые не поддаются пониманию и контролю. Поиск форм реабилитации может происходить через различные сферы жизни людей и различные сферы их сознания и деятельности. В каждом конкретном случае необходимо правильно выделить эту сферу, определить жизненные ценности, которые позволят построить путь адекватно и эффективной помощи пострадавшим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: