double arrow

Стадия установления контакта


Уже на первой стадии консультирования, уделяя внимание тому, что и как говорит клиент, психолог может получить много ценной информации о личности клиента, его способе существования, о целях его визита и о том, как будет протекать консультативный процесс дальше. В начале непосредственного общения консультант устанавливает с клиентом контакт. Контакт это такой уровень безопасности, принятия и доверия во взаимодействии с консультантом, который позволяет клиенту выразить то, что его беспокоит. Поэтому очень важно, чтобы с первых мгновений встречи консультант расположил к себе клиента (Беркли-Ален М., 1997). Этому способствуют контакт глаз, доброжелательные слова, голос, выражение лица. Дистанция между консультантом и клиентом не должна быть очень большой или очень маленькой, оптимально расстояние 50 - 100 см. Установлению эмоционального контакта может способствовать открытая поза консультанта (отсутствие перекреста рук и ног), легкий наклон туловища по направлению к партнеру. Консультативный контакт - это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (Шеховцова Л.Ф., 1996). К. Роджерс (1994) выделил шесть условий, которые способствуют позитивным изменением личности:

1. Два лица находятся в психологическом контакте.

2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Создавать обоюдное доверие - значит, создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Это - обязанность консультанта. Успешность создания терапевтического климата обусловлена личностными качествами консультанта и его отношением к консультированию:

· необходим искренний интерес к людям и подлинное желание помогать им. Важно любить не только человечество, но и отдельного человека. Нельзя забывать, что клиенты тонко чувствуют, интересуется ли консультант ими по существу или только как объектами исследования.

· во время консультирования все внимание следует уделять клиенту, нельзя заниматься посторонними делами (например: разговаривать по телефону, разрешать входить в кабинет коллегам и обсуждать с ними какие-то, пускай даже важные вопросы, витать в мыслях за стенами кабинета и т.п.);




· надо предоставить клиенту максимальную возможность высказаться. Он приходит к консультанту не выслушивать поучения и мудрые советы, а рассказать о гнетущих и затруднительных аспектах своей жизни;

· не следует проявлять излишнее любопытство. Важна лишь та информация о клиенте, которая необходима для понимания его проблем. Если консультант вынуждает клиента чрезмерно раскрываться, клиент после визита испытывает неудобство, переживает чувство вины и нередко прекращает консультирование;

· необходимо соблюдать профессиональную тайну. Если консультант по каким-то причинам обязан делиться с другими сведениями о клиенте (например, при надзоре за консультированием), надо поставить его в известность;

· следует помочь клиенту почувствовать себя непринужденно во время консультативных встреч. Для этого консультант должен проявлять дружелюбие, искренность, естественность, суметь войти в положение клиента;

· к проблемам клиента необходимо относиться без осуждения. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Когда консультант искренне и естественно демонстрирует установку "принятия", клиент чувствует себя понятым и заслуживающим уважения (Роджерс К., 1994).

Р. Мей (1994) пишет: "Отличительной особенностью консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела".



Конкретные варианты способов установления контакта зависят от
индивидуальных и культурных особенностей клиента и консультанта.
Однако, консультанту следует развивать в себе особое умение
подстраиваться, присоединяться (Роджерс К., 1994) к партнеру в самом начале общения (Мей Р., 1994). Консультанту следует обращать внимание не только на невербальное поведение клиента, но и на собственную мимику, жестикуляцию, соотнося ее со складывающейся ситуацией (Шеховцова Л.Ф., 1996).

Неконгруэнтное (не соответствующее) поведение психолога (неуместная улыбка, или полная отстраненность) может помешать формированию "рабочего альянса". Рабочим альянсом называют согласие между клиентом и консультантом по поводу задач процесса консультирования и тесную эмоциональную связь между ними, позволяющие продуктивно двигаться по направлению к разделяемой обоими цели (Рейнуотер Д., 1993).

Немалую роль в формировании контакта играет развитая эмпатия консультанта, которая помогает сгладить трудности, возникающие у клиента из-за непривычности ситуации консультирования. Эмпатия (дословно: "чувствование внутрь"), глубокое чувство, передающее духовное и эмоциональное единение двух личностей (Шеховцова Л.Ф., 1996). Результатом этого этапа психологического консультирования должно стать понимание клиента, что его слышат, понимают, не осуждают.

Сбор информации о клиенте и выделение "проблемы"

Второй этап, еще называемый "исповедь и толкование" (Мей Р., 1994) или "выслушивание и рефлексия" ((Шеховцова Л.Ф., 1996) складывается из двух взаимно перетекающих друг в друга процессов. С одной стороны это спонтанный рассказ о том, что привело его к консультанту. Со стороны консультанта - прежде всего слушание: внимательное, эмпатическое, принимающее. На этом этапе психолог-консультант должен занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию - начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез знаменует переход консультативной беседы ко второму подэтапу второго этапа консультативной беседы - сбору информации, восстановлению всех деталей исследуемой ситуации, уточнению заявленной клиентом темы, уяснению позитивных возможностей клиента в решении проблемы. Цель консультанта на этой стадии - выделить и сформулировать проблему клиента (Абрамова С.Г., 2001).

Отвечая на вопросы консультанта, клиент анализирует свое поведение и поведение других в проблемной ситуации, исследует и осознает свои чувства. С помощью вопросов консультант демонстрирует клиенту разные стороны его ситуации, помогает клиенту воспринять и осмыслить ее по-новому. При этом консультант ориентируется на ключевые слова в высказывании клиента, соблюдает принцип адекватности, выражаясь ясно и понятно для клиента (Меновщиков В.Ю., 1997). Г.С. Абрамова (2001)так сформулировала "призывы" к сознанию консультанта:

I. He сгущай краски, не употребляй оценочные слова.

2.Ориентируйся на ключевое слово - тему клиента.

З.Не навязывай свою точку зрения.

4.Говори доступно.

5.Говори кратко.

Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избратьдва алгоритма:

1) Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.

2) Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает (Меновщиков В.Ю., 1997).

Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.

Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две – три конкретные ситуации, которые должны быть:

1) тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;

2) типичными для жизни клиента;

3) желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений (Кочюнас Р., 1999).

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.

Можно сказать, что консультирование это процесс структурирования субъективности клиента. Одной из важнейших задач любого опыта консультирования является вскрытие тех мыслей, установок, чувств, эмоционально окрашенных импульсов, которые тесно связаны с проблемами и конфликтами клиента. Поэтому консультант стимулирует свободное проявление чувств, связанных с проблемой, побуждая клиента эмоционально включиться в рассказ о себе (Алешина Ю.Е., 1999).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7