И взаимодействие специалистов внутри психологической консультации

Обязанности консультанта это: как, во что именно, в каком временном соотношении он должен вкладывать свой труд.

Труд вложенный - социально-психологический феномен, состоящий из определенного временного отрезка, в течение которого субъект целенаправленно занимается деятельностью, реализующей его профессиональные и творческие возможно­сти. Характеризуется значимым отношением к данным вло­женным усилиям со стороны субъекта и его потребностью в признании.

Поскольку обязанности консультанта включают в себя: подготовку и проведение психологического консультирования, повышение профессиональной квалификации, взаимодействие с коллегами и представителями смежных специальностей по профессиональным вопросам, то рабочее время консультанта (РВК) можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.

То, каким образом во временном отношении распреде­ляется РВК, зависит от многих факторов: времени года (осе­нью и зимой клиентов всегда больше, чем весной и летом); профессиональной компетентности консультанта, его опы­та работы; количества сотрудников в консультации. Однако в.качестве ориентира можно руководствоваться следующей распасовкой: «если за единицу отсчета взять месяц при се­мичасовом рабочем дне и норме, составляющей 26 рабочих дней в месяц, то примерно объем рабочего времени между различными видами работ, входящими в круг обязанностей психолога-консультанта, можно распределить следующим об­разом:

1) подготовка к проведению психологического консультирования — 18 ч, или 10%;

2) работа с клиентами — 90 ч, или 50%;

3) обработка и анализ результатов консультирования — 26 ч, или 15%;

4) обработка и анализ результатов консультирования — 26 ч, или 15%;

5) оформление документации — 14 ч, или 5%;

6) повышение профессиональной квалификации — 34 ч, или 20%»10

Здесь важно выделить следующий момент: независимо от количества клиентов, времени года, стажа работы консуль­тант должен иметь в своем распоряжении в рабочей неделе библиотечный день — день, который он мог бы всецело по­святить повышению профессиональной компетенции: посе­щению библиотеки, семинаров, тренингов, лекций, про­фессиональных собраний. К сожалению, не всегда, руковод­ство понимает значимость данного момента.


Взаимодействие с коллегами внутри одной консультации возникает, когда профессиональные сферы пересекаются или проблема клиента оказывается достаточно сложной и требует коллегиального обсуждения.

Профессиональные сферы консультантов пересекаются в том случае, если внутри консультации нет четкой дифферен­циации между специалистами по видам консультирования. Однако, несмотря на то, что консультант, имеющий узкую специализацию, достигает, как правило, более высокого уровня профессионализма, четкое дифференцирование между специалистами не всегда оправдано. Это объясняется тем, что трудности психологического плана, как правило, взаи­мосвязаны: проблемы детей могут быть отражением проблем во взаимоотношениях между супругами, а супружеские про­блемы, в свою очередь, могут иметь истоки в детстве и отро­честве супругов. Кроме того, четкое профессиональное де­ление «сфер влияния» делает специалистов незаменимыми, что неизбежно отразится на клиентах в случае отсутствия со­трудника на рабочем месте, (болезнь, командировка, отпуск). Наиболее разумно сделать общими ситуации срочной психо­логической помощи и вопросы, наиболее часто встречающи­еся в практике консультирования (родительско-детские и суп­ружеские отношения).

10 Немов Р.С. Основы психологического консультирования. — М., 1999. С. 63-64.

Специализацию же ввести по вопро­сом, с которыми обращаются достаточно редко и решение которых не требует немедленного вмешательства специалиста (профконсультирование, оргконсультирование, личностный рост). Иначе: консультанты, в случав, необходимости, долж­ны быть взаимозаменяемыми и отсутствие кого-либо из них не должно сказываться на качестве оказания психологиче­ской помощи клиентам.

Важным также является момент психологической совмес­тимости. Психологически совместимы должны быть не толь­ко консультанты, но и все сотрудники консультации (руководитель, вспомогательный персонал).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: