Обязанности консультанта — это: как, во что именно, в каком временном соотношении он должен вкладывать свой труд.
Труд вложенный - социально-психологический феномен, состоящий из определенного временного отрезка, в течение которого субъект целенаправленно занимается деятельностью, реализующей его профессиональные и творческие возможности. Характеризуется значимым отношением к данным вложенным усилиям со стороны субъекта и его потребностью в признании.
Поскольку обязанности консультанта включают в себя: подготовку и проведение психологического консультирования, повышение профессиональной квалификации, взаимодействие с коллегами и представителями смежных специальностей по профессиональным вопросам, то рабочее время консультанта (РВК) можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.
То, каким образом во временном отношении распределяется РВК, зависит от многих факторов: времени года (осенью и зимой клиентов всегда больше, чем весной и летом); профессиональной компетентности консультанта, его опыта работы; количества сотрудников в консультации. Однако в.качестве ориентира можно руководствоваться следующей распасовкой: «если за единицу отсчета взять месяц при семичасовом рабочем дне и норме, составляющей 26 рабочих дней в месяц, то примерно объем рабочего времени между различными видами работ, входящими в круг обязанностей психолога-консультанта, можно распределить следующим образом:
1) подготовка к проведению психологического консультирования — 18 ч, или 10%;
2) работа с клиентами — 90 ч, или 50%;
3) обработка и анализ результатов консультирования — 26 ч, или 15%;
4) обработка и анализ результатов консультирования — 26 ч, или 15%;
5) оформление документации — 14 ч, или 5%;
6) повышение профессиональной квалификации — 34 ч, или 20%»10
Здесь важно выделить следующий момент: независимо от количества клиентов, времени года, стажа работы консультант должен иметь в своем распоряжении в рабочей неделе библиотечный день — день, который он мог бы всецело посвятить повышению профессиональной компетенции: посещению библиотеки, семинаров, тренингов, лекций, профессиональных собраний. К сожалению, не всегда, руководство понимает значимость данного момента.
Взаимодействие с коллегами внутри одной консультации возникает, когда профессиональные сферы пересекаются или проблема клиента оказывается достаточно сложной и требует коллегиального обсуждения.
Профессиональные сферы консультантов пересекаются в том случае, если внутри консультации нет четкой дифференциации между специалистами по видам консультирования. Однако, несмотря на то, что консультант, имеющий узкую специализацию, достигает, как правило, более высокого уровня профессионализма, четкое дифференцирование между специалистами не всегда оправдано. Это объясняется тем, что трудности психологического плана, как правило, взаимосвязаны: проблемы детей могут быть отражением проблем во взаимоотношениях между супругами, а супружеские проблемы, в свою очередь, могут иметь истоки в детстве и отрочестве супругов. Кроме того, четкое профессиональное деление «сфер влияния» делает специалистов незаменимыми, что неизбежно отразится на клиентах в случае отсутствия сотрудника на рабочем месте, (болезнь, командировка, отпуск). Наиболее разумно сделать общими ситуации срочной психологической помощи и вопросы, наиболее часто встречающиеся в практике консультирования (родительско-детские и супружеские отношения).
10 Немов Р.С. Основы психологического консультирования. — М., 1999. С. 63-64.
Специализацию же ввести по вопросом, с которыми обращаются достаточно редко и решение которых не требует немедленного вмешательства специалиста (профконсультирование, оргконсультирование, личностный рост). Иначе: консультанты, в случав, необходимости, должны быть взаимозаменяемыми и отсутствие кого-либо из них не должно сказываться на качестве оказания психологической помощи клиентам.
Важным также является момент психологической совместимости. Психологически совместимы должны быть не только консультанты, но и все сотрудники консультации (руководитель, вспомогательный персонал).