Пример из практики. Мальчик, двенадцать лет. Всегда учился и вел себя хоро­шо

Мальчик, двенадцать лет. Всегда учился и вел себя хоро­шо. В последнее время появились проблемы в поведен­ческом плане, которые выражались во взрывчатом, им­пульсивном реагировании на внешние раздражители. При­чем сила реагирования не соответствовала силе раздражи­теля. Мать объясняла это его личностными особенностями, такими как высокое чувство достоинства и независи­мость. Учитель видел в этом невоспитанность и вызов об­щепринятым нормам. Конфликтная ситуация обострилась в конце четвертого класса, когда до конца года оставалось не более полутора месяцев. Классный руководитель написала докладную записку завучу, курирующему младшие классы, в которой описывала ребенка с самых негативных сторон. Мать была возмущена, поскольку, во-первых, была не согласна с подобной характеристикой своего сына, во-вторых, не понимала, даже если ее ребенок действи­тельно столь плох, почему классный руководитель не хочет дать ему спокойно доучиться до конца года, тем более, что потом он перейдет в пятый класс и данному учителю не «грозит» встреча с ним в следующем учебном году. Кон­сультантом был проведен анализ ситуации. Кроме беседы с матерью потребовались дополнительные отдельные встре­чи с ребенком и преподавателем. Было выявлено: семей­ная ситуация в целом благоприятная, отношения матери с ребенком характеризуются как теплые, дружественные, но стиль воспитания — попустительский. У ребенка: вы­сокий интеллект, высокий уровень тревожности, зани­женная самооценка. Общая ситуация в семье нестабиль­ная в результате взаимоотношений между супругами, их взаимной неудовлетворенностью браком. У классного ру­ководителя выявлен высокий уровень астенизации, депрессивность, тревожность. Истоки данного состояния в неблагополучной атмосфере в семье: муж алкоголик, дочь имеет врожденный порок сердца, у самой испытуемой — язва желудка. Психологические рекомендации заключались в следующем:

· матери: 1) прийти на консультацию с супругом; 2) сме­нить стиль воспитания; 3) определить круг домашних обязанностей ребенка и строго следить за их выполне­нием; с целью формирования адекватной самооценки у ребенка все его достижения, даже самые малейшие (вымытая тарелка, красиво нарисованная картина, при­мерное поведение в магазине и т. п.), отмечать поло­жительной оценкой на вербальном и невербальном уров­нях (слово, жест, взгляд);

· для педагога рекомендована отдельная встреча с консультантом.

Поскольку в целом уровень развития ребенка соответству­ет возрастной норме, а отдельные поведенческие реакции обусловлены характером психологической атмосферы, то классному руководителю предложено осуществлять ин­дивидуальный подход, а именно: избегать в отношении с ним приказного тона и безапелляционных суждений.

Общим в сфере общения между врачом и консультантом является сам клиент, проявление различных свойств его пси­хической реальности. Например: симптом — эмоциональная неустойчивость — является составляющим элементом некоторых синдромов. Кроме того, и врача и психолога объеди­няет интерес к окружению клиента и созданной им внутрен­ней картины болезни. Известно, что внутренняя картина болезни (на медицинском языке) или картина проблемы (на языке психологическом) может стать второй натурой челове­ка и, как показывают наблюдения, способна влиять на раз­витие заболевания. Изучение феномена внутренней картины болезни клиента важно не только при психосоматических за­болеваниях, но и любой болезни, так как само ее наличие порождает возникновение многих вопросов, над которыми размышляет клиент. Кроме того, именно внимательное изу­чение данного феномена позволяет преодолеть односторон­ний подход к клиническому диагнозу, адекватному выбору методов лечения, установлению оптимального психологичес­кого контакта между врачом и пациентом.

Другое связующее звено - гипотеза. Данные психологи­ческого и медицинского обследований ведут к обоснованию гипотезы и правильному установлению диагнозов (медицинского и психологического).

Кроме того, врач и психолог видят результаты своей деятельности в виде изменения параметров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: