Мальчик, двенадцать лет. Всегда учился и вел себя хорошо. В последнее время появились проблемы в поведенческом плане, которые выражались во взрывчатом, импульсивном реагировании на внешние раздражители. Причем сила реагирования не соответствовала силе раздражителя. Мать объясняла это его личностными особенностями, такими как высокое чувство достоинства и независимость. Учитель видел в этом невоспитанность и вызов общепринятым нормам. Конфликтная ситуация обострилась в конце четвертого класса, когда до конца года оставалось не более полутора месяцев. Классный руководитель написала докладную записку завучу, курирующему младшие классы, в которой описывала ребенка с самых негативных сторон. Мать была возмущена, поскольку, во-первых, была не согласна с подобной характеристикой своего сына, во-вторых, не понимала, даже если ее ребенок действительно столь плох, почему классный руководитель не хочет дать ему спокойно доучиться до конца года, тем более, что потом он перейдет в пятый класс и данному учителю не «грозит» встреча с ним в следующем учебном году. Консультантом был проведен анализ ситуации. Кроме беседы с матерью потребовались дополнительные отдельные встречи с ребенком и преподавателем. Было выявлено: семейная ситуация в целом благоприятная, отношения матери с ребенком характеризуются как теплые, дружественные, но стиль воспитания — попустительский. У ребенка: высокий интеллект, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка. Общая ситуация в семье нестабильная в результате взаимоотношений между супругами, их взаимной неудовлетворенностью браком. У классного руководителя выявлен высокий уровень астенизации, депрессивность, тревожность. Истоки данного состояния в неблагополучной атмосфере в семье: муж алкоголик, дочь имеет врожденный порок сердца, у самой испытуемой — язва желудка. Психологические рекомендации заключались в следующем:
|
|
· матери: 1) прийти на консультацию с супругом; 2) сменить стиль воспитания; 3) определить круг домашних обязанностей ребенка и строго следить за их выполнением; с целью формирования адекватной самооценки у ребенка все его достижения, даже самые малейшие (вымытая тарелка, красиво нарисованная картина, примерное поведение в магазине и т. п.), отмечать положительной оценкой на вербальном и невербальном уровнях (слово, жест, взгляд);
· для педагога рекомендована отдельная встреча с консультантом.
Поскольку в целом уровень развития ребенка соответствует возрастной норме, а отдельные поведенческие реакции обусловлены характером психологической атмосферы, то классному руководителю предложено осуществлять индивидуальный подход, а именно: избегать в отношении с ним приказного тона и безапелляционных суждений.
|
|
Общим в сфере общения между врачом и консультантом является сам клиент, проявление различных свойств его психической реальности. Например: симптом — эмоциональная неустойчивость — является составляющим элементом некоторых синдромов. Кроме того, и врача и психолога объединяет интерес к окружению клиента и созданной им внутренней картины болезни. Известно, что внутренняя картина болезни (на медицинском языке) или картина проблемы (на языке психологическом) может стать второй натурой человека и, как показывают наблюдения, способна влиять на развитие заболевания. Изучение феномена внутренней картины болезни клиента важно не только при психосоматических заболеваниях, но и любой болезни, так как само ее наличие порождает возникновение многих вопросов, над которыми размышляет клиент. Кроме того, именно внимательное изучение данного феномена позволяет преодолеть односторонний подход к клиническому диагнозу, адекватному выбору методов лечения, установлению оптимального психологического контакта между врачом и пациентом.
Другое связующее звено - гипотеза. Данные психологического и медицинского обследований ведут к обоснованию гипотезы и правильному установлению диагнозов (медицинского и психологического).
Кроме того, врач и психолог видят результаты своей деятельности в виде изменения параметров.