Пример из практики

«Больной Д-н С. В., 38 лет. История болезни № 278/44. Поступил в клинику профилактики внутренних заболеваний СМГУ 24.04.95 г. с жалобами на приступы удушья до 4—5 раз в сутки, купируемые бронхолитиками, частый насморк, головные боли, повышенную раздражительность. Страдает БА с 1980 года, после охлаждения раз­вился первый приступ удушья. В детстве страдал энуре­зом, отмечает наличие поливалентной аллергии на пище-

вые продукты (лук, чеснок, свеклу), лекарства (пенициллин, сульфопрепараты). Наследственность отягощена: бабушка по линии матери страдала БА, младшая дочь больна БА, отец страдает хр. алкоголизмом. При обследова­нии лор-врачом выявлено: искривление носовой перего­родки, хронический вазомоторный ринит, хронический фарингит. Со стороны органов грудной клетки при рентге­новском обследовании патологии не выявлено; кровь: СОЭ — 7 мм/час, формула крови без изменений, в моче — множественные оксалаты. С учетом жалоб пациента на пе­риодические приступы удушья, легко купируемые брон­холитиками, наличие анамнестических сведений на поли­валентную аллергию (пищевые продукты, медикаментоз­ные препараты) соматический диагноз должен быть рас­ценен как БА, атоническая форма средней тяжести, фаза обострения, хронический бронхит, хронический вазомо­торный ринит. Кроме соматических жалоб у больного име­ются жалобы на периодически возникающие приступы навязчивых страхов, тоскливое настроение, боязнь замк­нутого пространства. Больной осмотрен психиатром от 28.04.95 г.: в детстве в возрасте 4-х лет упал в открытый погреб, сильно испугался, с тех пор испытывает страх зам­кнутого пространства. В этом же возрасте на глазах у ре­бенка отец, страдающий запоями, часто избивал мать и однажды бросил ребенка в реку, после чего у пациента боязнь воды. При объективном осмотре: больной в ясном сознании, критика сохранена, интеллект соответствует житейскому опыту. Эмоционально-живой, настроение ровное, считает себя мнительным, любит «покопаться в себе», часто подвержен навязчивым страхам. Бреда и гал­люцинаций нет. Заключение: невроз навязчивых состоя­ний у тревожно-мнительной личности. В целях более пол­ного биохимического исследования нами были ис­пользованы методы MMPJ, Сонди, метод цветовых вы­боров Люшера. Данные психологического исследования: по результатам клинико-психологического исследования тестами MMPJ, Сонди, методами цветовых выборов со­стояние больного характеризуется следующим: больной адекватно реагирует на ситуацию, обследование, открове­нен в своих ответах, заинтересован в результатах исследо­вания. По данным MMPJ, ведущим в психологическом профиле больного является: тревожно-фобический синд­ром с проявлениями ипохондрии, депрессии и астении. Данные Сонди-теста полностью совпадают с результатами MMPJ. Развернутая характеристика внутренней, картины болезни: общее состояние больного характеризуется нали­чием эмоционального стресса, дезадаптации, гипостеническим, инертным типом высшей нервной деятельности. Характериологически: неуверенность в себе, тревожно-мнительные черты, пессимизм, мотивация избегания не­успеха. В стрессе-блокировки — нерешительность. По­требность в сочувствии, понимании, стремление к поиску гиперопеки со стороны окружающих. В профиле лично­сти больного выявлено: обсессивно-фобическая симпто­матика: наличие страхов (боязнь высоты, воды, замкну­того пространства, смерти), навязчивых мыслей. Боль­ной сосредоточен на своих соматических жалобах, тщатель­но фиксирует все проявления физических расстройств. Легко формируются труднокорректируемые эффективно-насыщенные концепции, легко возникают реакции ятрогении в результате неосторожных высказываний медицин­ского персонала. Больной прислушивается к мнению специалистов, тщательно планирует лечебные мероприя­тия. В жестах, позах — скованность, внутренняя напря­женность, хроническое чувство внутреннего дискомфор­та. Характерны черты регидности, замкнутости, депрес­сивные тенденции, пессимистическая оценка ситуации, эмоциональная неустойчивость. На основании результа­тов проведенного исследования вытекает необходимость активных мер психологической коррекции: медикаментоз­ная — на снятие тревоги, страхов (препараты диазепама, фенитута, хлордиа-зепоксила). В качестве методов пси­хотерапии могут быть рекомендованы техники, связанные с психоанализом, телесно ориентированная терапия, ди­намическая терапия, НЛП, эриксонианский гипноз. Ввиду легко возникающей ятрогении больного не рекомендуется демонстрировать на учебных занятиях большим ауди­ториям студентов. Лечащему врачу следует учитывать внут­реннюю картину болезни, а также адекватную информа­цию о механизмах болезни и методах применяемого лече­ния и обследования. У данного пациента проведена раз­вернутая внутренняя картина болезни, в которой легко просматривается тесная зависимость психоэмоционального состояния больного и течения БА, возникшей на генетически-отягощенной почве. Проблемы психологического уровня имеют широкий диапазон измененной личности па­циента, требующий адекватных мер коррекции. Психоло­гическим компонентом клинического диагноза является ве­дущий тревожно-фобический синдром с проявлением ипо­хондрии, депрессии и астении. Лечебная стратегия болезни с учетом фазы, формы БА, характера внутренней карти­ны заболевания и ведущих психологических синдромов по­мимо традиционной терапии БА включала адекватные меры психологической коррекции»11.

Одна из задач социальной работы — реальная помощь че­ловеку в решении проблем, возникающих в результате небла­гоприятного стечения объективных обстоятельств, например, временная утрата трудоспособности. Данная помощь будет более эффективной, если социальный работник сконцент­рирует свои усилия на выявлении резервов развития у подо­печного, создающих необходимую для осуществления его жизни перспективу.

Пример

Человеку трудно выходить из дома, но он может вполне справляться с домашней работой. Если помощь социаль­ного работника в данном случае ограничивается покупкой продуктов, то это разумно. Однако если он, руководству­ясь состраданием, берет на себя обязанность помогать кли­енту по дому, то он скорее навредит ему. Поскольку, с одной стороны, это может привести или к паразитированию со стороны клиента, или к снижению его самооцен­ки, утрате интереса к жизни, а с другой — через некото­рое время произойдет угасание функций, и он действи­тельно не сможет выполнять эту работу, что будет способствовать ограничению круга его жизнедеятельности. Соот­ветственно, консультант может сориентировать социаль­ного работника в задачах и резервах психического разви­тия конкретного человека.

С представителями правоохранительных органов психо­лог соприкасается через следователей и адвокатов. Примене­ние психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления.

Целью психологического исследования в данной сфере является изучение процессов, свойств, состояний, механиз­мов психической деятельности конкретного человека (обви­няемого, потерпевшего, свидетеля) для установления исти­ны по уголовному делу. Таким образом, и следователя, и адвоката будут интересовать:

1) специфика личности конкретного человека;

2) его психологические особенности;

3) логика событий, основанная на вероятностной модели поведения данного человека.

Однако угол зрения будет различаться. Следователя, за­нятого поиском ответа на вопрос: «Что?», будет интересовать объективная достоверность событий. Адвоката — субъектив­ная обоснованность и ответ на вопрос: «Почему?». Следова­тельно, задача консультанта заключается в воссоздании субъективной логики поведения человека в исследуемых объек­тивных обстоятельствах.

Перед данным исследованием консультанту должны быть четко сформулированы вопросы, которые не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частно­сти носить правовой характер или касаться достоверности по­казаний испытуемого. Также недопустима подмена психологических понятий (эмоциональное состояние, состояние аф­фекта) правовыми.

11 Волков В.Т., Караваева Е.В., Цветкоеа Н.Н. Психология пациента. Монография. — Томск: СГМУ. С. 123-125.

Пример

Подследственной было совершено убийство отца. Задача психолога заключалась в определении состояния подслед­ственной во время совершения преступления. «Проведен­ный анализ показал, что в момент деликта подэкспертная находилась в состоянии высокого нервно-психического на­пряжения, однако ограничения восприятия, нарушения контроля над ситуацией у нее не наблюдалось. Она утвер­ждала: «Почувствовала, как вошел нож, ощущение непри­ятное». Не наблюдалось также стереотипности действий, нарушений их произвольности. Подэкспертная сама вы­нула нож из тела отца, услышала, что плачет ребенок, пошла в комнату, чтобы успокоить его, после этого посо­ветовала матери вызвать «скорую» и милицию, вымыла нож и положила его на место. В постаффективной стадии глу­бокой психической астении не наблюдалось. Подэксперт­ная ушла к соседке ждать приезда милиции, покурила с ней, затем, услышав, что плачет ребенок, вернулась до­мой. Эксперты пришли к выводу, что эмоциональные реакции подэкспертной не достигли глубины физиологи­ческого аффекта. Однако сами действия Б, отличались внезапностью и импульсивностью. В постаффективной стадии наблюдалось отсутствие интеллектуальной и фи­зической истощенности. На особенности поведения Б. в исследуемой ситуации повлияло имеющееся у нее высо­кое аффективное напряжение в связи с хронической кон­фликтной ситуацией в семье, а также низкий уровень ее психической адаптации вследствие общей эмоциональной неустойчивости,, которая в последние месяцы усугубилась беременностью. Высокая нервно-психическая напряжен­ность (фрустрация) способствовала дезорганизации пове­дения подэкспертной в исследуемой ситуации, существенно Ограничивала свободу воли»12.

В заключение — некое универсальное правило: и при взаимодействии с коллегами внутри консультативного центpa, и при общении со специалистами иных профессий, и не только с Ними, но и с клиентами, и с людьми вообще, необ­ходимо помнить следующее: «Не судите, да не судимы буде­те; ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Книга Книг).

Литература

1. Бобнева М.М. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.,1987.

2. Васильева В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. — СПб, 2002.

3. Возрастно-психологическия подход в консультировании де­тей и подростков/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова,О.А. Карабаиова и др. — М., 2002

4. Волков В. Т., Караваева Е. В., Цветкова Н. Н. Психология пациен­та / Монография.—Томск: СГМУ.

5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка.—М., 1993.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультировании. — СПб., 2001.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры ситуаций, требующих создания новых или дополнительных психологических консультативных центров.

2. Перечислите требования, предъявляемые к месторасположе­нию психологической консультации.

3. Какие приемы повышения эффективности работы психологической консультации вы знаете?

4. Какие основные требования предъявляются к интерьеру кабинета психолога-консультанта?

5. В чем заключается специфика интерьера кабинета психолога-консультанта?

6. Назовите критерии распределения обязанностей специалис­тов в консультативной службе.

7. Чем определяется специфика взаимодействия психолога-кон­сультанта со специалистами смежных профессий?

12 Васильева В.Л. Юридическая психология. — 5-е изд., доп. и перераб. — СПб., 2002. С. 554-556.

Не философы, а ловкие обманщики ут­верждают,

что человек счастлив, ког­да может жить

сообразно со своими же­ланиями: это ложно.

Преступные жела­ния— верх несчастья. Менее

прискорбно не получить того, чего желаешь,

чем до­стичь того, чего преступно желать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: