«Больной Д-н С. В., 38 лет. История болезни № 278/44. Поступил в клинику профилактики внутренних заболеваний СМГУ 24.04.95 г. с жалобами на приступы удушья до 4—5 раз в сутки, купируемые бронхолитиками, частый насморк, головные боли, повышенную раздражительность. Страдает БА с 1980 года, после охлаждения развился первый приступ удушья. В детстве страдал энурезом, отмечает наличие поливалентной аллергии на пище-
вые продукты (лук, чеснок, свеклу), лекарства (пенициллин, сульфопрепараты). Наследственность отягощена: бабушка по линии матери страдала БА, младшая дочь больна БА, отец страдает хр. алкоголизмом. При обследовании лор-врачом выявлено: искривление носовой перегородки, хронический вазомоторный ринит, хронический фарингит. Со стороны органов грудной клетки при рентгеновском обследовании патологии не выявлено; кровь: СОЭ — 7 мм/час, формула крови без изменений, в моче — множественные оксалаты. С учетом жалоб пациента на периодические приступы удушья, легко купируемые бронхолитиками, наличие анамнестических сведений на поливалентную аллергию (пищевые продукты, медикаментозные препараты) соматический диагноз должен быть расценен как БА, атоническая форма средней тяжести, фаза обострения, хронический бронхит, хронический вазомоторный ринит. Кроме соматических жалоб у больного имеются жалобы на периодически возникающие приступы навязчивых страхов, тоскливое настроение, боязнь замкнутого пространства. Больной осмотрен психиатром от 28.04.95 г.: в детстве в возрасте 4-х лет упал в открытый погреб, сильно испугался, с тех пор испытывает страх замкнутого пространства. В этом же возрасте на глазах у ребенка отец, страдающий запоями, часто избивал мать и однажды бросил ребенка в реку, после чего у пациента боязнь воды. При объективном осмотре: больной в ясном сознании, критика сохранена, интеллект соответствует житейскому опыту. Эмоционально-живой, настроение ровное, считает себя мнительным, любит «покопаться в себе», часто подвержен навязчивым страхам. Бреда и галлюцинаций нет. Заключение: невроз навязчивых состояний у тревожно-мнительной личности. В целях более полного биохимического исследования нами были использованы методы MMPJ, Сонди, метод цветовых выборов Люшера. Данные психологического исследования: по результатам клинико-психологического исследования тестами MMPJ, Сонди, методами цветовых выборов состояние больного характеризуется следующим: больной адекватно реагирует на ситуацию, обследование, откровенен в своих ответах, заинтересован в результатах исследования. По данным MMPJ, ведущим в психологическом профиле больного является: тревожно-фобический синдром с проявлениями ипохондрии, депрессии и астении. Данные Сонди-теста полностью совпадают с результатами MMPJ. Развернутая характеристика внутренней, картины болезни: общее состояние больного характеризуется наличием эмоционального стресса, дезадаптации, гипостеническим, инертным типом высшей нервной деятельности. Характериологически: неуверенность в себе, тревожно-мнительные черты, пессимизм, мотивация избегания неуспеха. В стрессе-блокировки — нерешительность. Потребность в сочувствии, понимании, стремление к поиску гиперопеки со стороны окружающих. В профиле личности больного выявлено: обсессивно-фобическая симптоматика: наличие страхов (боязнь высоты, воды, замкнутого пространства, смерти), навязчивых мыслей. Больной сосредоточен на своих соматических жалобах, тщательно фиксирует все проявления физических расстройств. Легко формируются труднокорректируемые эффективно-насыщенные концепции, легко возникают реакции ятрогении в результате неосторожных высказываний медицинского персонала. Больной прислушивается к мнению специалистов, тщательно планирует лечебные мероприятия. В жестах, позах — скованность, внутренняя напряженность, хроническое чувство внутреннего дискомфорта. Характерны черты регидности, замкнутости, депрессивные тенденции, пессимистическая оценка ситуации, эмоциональная неустойчивость. На основании результатов проведенного исследования вытекает необходимость активных мер психологической коррекции: медикаментозная — на снятие тревоги, страхов (препараты диазепама, фенитута, хлордиа-зепоксила). В качестве методов психотерапии могут быть рекомендованы техники, связанные с психоанализом, телесно ориентированная терапия, динамическая терапия, НЛП, эриксонианский гипноз. Ввиду легко возникающей ятрогении больного не рекомендуется демонстрировать на учебных занятиях большим аудиториям студентов. Лечащему врачу следует учитывать внутреннюю картину болезни, а также адекватную информацию о механизмах болезни и методах применяемого лечения и обследования. У данного пациента проведена развернутая внутренняя картина болезни, в которой легко просматривается тесная зависимость психоэмоционального состояния больного и течения БА, возникшей на генетически-отягощенной почве. Проблемы психологического уровня имеют широкий диапазон измененной личности пациента, требующий адекватных мер коррекции. Психологическим компонентом клинического диагноза является ведущий тревожно-фобический синдром с проявлением ипохондрии, депрессии и астении. Лечебная стратегия болезни с учетом фазы, формы БА, характера внутренней картины заболевания и ведущих психологических синдромов помимо традиционной терапии БА включала адекватные меры психологической коррекции»11.
Одна из задач социальной работы — реальная помощь человеку в решении проблем, возникающих в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств, например, временная утрата трудоспособности. Данная помощь будет более эффективной, если социальный работник сконцентрирует свои усилия на выявлении резервов развития у подопечного, создающих необходимую для осуществления его жизни перспективу.
Пример
Человеку трудно выходить из дома, но он может вполне справляться с домашней работой. Если помощь социального работника в данном случае ограничивается покупкой продуктов, то это разумно. Однако если он, руководствуясь состраданием, берет на себя обязанность помогать клиенту по дому, то он скорее навредит ему. Поскольку, с одной стороны, это может привести или к паразитированию со стороны клиента, или к снижению его самооценки, утрате интереса к жизни, а с другой — через некоторое время произойдет угасание функций, и он действительно не сможет выполнять эту работу, что будет способствовать ограничению круга его жизнедеятельности. Соответственно, консультант может сориентировать социального работника в задачах и резервах психического развития конкретного человека.
С представителями правоохранительных органов психолог соприкасается через следователей и адвокатов. Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления.
Целью психологического исследования в данной сфере является изучение процессов, свойств, состояний, механизмов психической деятельности конкретного человека (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) для установления истины по уголовному делу. Таким образом, и следователя, и адвоката будут интересовать:
1) специфика личности конкретного человека;
2) его психологические особенности;
3) логика событий, основанная на вероятностной модели поведения данного человека.
Однако угол зрения будет различаться. Следователя, занятого поиском ответа на вопрос: «Что?», будет интересовать объективная достоверность событий. Адвоката — субъективная обоснованность и ответ на вопрос: «Почему?». Следовательно, задача консультанта заключается в воссоздании субъективной логики поведения человека в исследуемых объективных обстоятельствах.
Перед данным исследованием консультанту должны быть четко сформулированы вопросы, которые не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частности носить правовой характер или касаться достоверности показаний испытуемого. Также недопустима подмена психологических понятий (эмоциональное состояние, состояние аффекта) правовыми.
11 Волков В.Т., Караваева Е.В., Цветкоеа Н.Н. Психология пациента. Монография. — Томск: СГМУ. С. 123-125.
Пример
Подследственной было совершено убийство отца. Задача психолога заключалась в определении состояния подследственной во время совершения преступления. «Проведенный анализ показал, что в момент деликта подэкспертная находилась в состоянии высокого нервно-психического напряжения, однако ограничения восприятия, нарушения контроля над ситуацией у нее не наблюдалось. Она утверждала: «Почувствовала, как вошел нож, ощущение неприятное». Не наблюдалось также стереотипности действий, нарушений их произвольности. Подэкспертная сама вынула нож из тела отца, услышала, что плачет ребенок, пошла в комнату, чтобы успокоить его, после этого посоветовала матери вызвать «скорую» и милицию, вымыла нож и положила его на место. В постаффективной стадии глубокой психической астении не наблюдалось. Подэкспертная ушла к соседке ждать приезда милиции, покурила с ней, затем, услышав, что плачет ребенок, вернулась домой. Эксперты пришли к выводу, что эмоциональные реакции подэкспертной не достигли глубины физиологического аффекта. Однако сами действия Б, отличались внезапностью и импульсивностью. В постаффективной стадии наблюдалось отсутствие интеллектуальной и физической истощенности. На особенности поведения Б. в исследуемой ситуации повлияло имеющееся у нее высокое аффективное напряжение в связи с хронической конфликтной ситуацией в семье, а также низкий уровень ее психической адаптации вследствие общей эмоциональной неустойчивости,, которая в последние месяцы усугубилась беременностью. Высокая нервно-психическая напряженность (фрустрация) способствовала дезорганизации поведения подэкспертной в исследуемой ситуации, существенно Ограничивала свободу воли»12.
В заключение — некое универсальное правило: и при взаимодействии с коллегами внутри консультативного центpa, и при общении со специалистами иных профессий, и не только с Ними, но и с клиентами, и с людьми вообще, необходимо помнить следующее: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Книга Книг).
Литература
1. Бобнева М.М. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.,1987.
2. Васильева В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. — СПб, 2002.
3. Возрастно-психологическия подход в консультировании детей и подростков/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова,О.А. Карабаиова и др. — М., 2002
4. Волков В. Т., Караваева Е. В., Цветкова Н. Н. Психология пациента / Монография.—Томск: СГМУ.
5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.—М., 1993.
6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультировании. — СПб., 2001.
Контрольные вопросы
1. Приведите примеры ситуаций, требующих создания новых или дополнительных психологических консультативных центров.
2. Перечислите требования, предъявляемые к месторасположению психологической консультации.
3. Какие приемы повышения эффективности работы психологической консультации вы знаете?
4. Какие основные требования предъявляются к интерьеру кабинета психолога-консультанта?
5. В чем заключается специфика интерьера кабинета психолога-консультанта?
6. Назовите критерии распределения обязанностей специалистов в консультативной службе.
7. Чем определяется специфика взаимодействия психолога-консультанта со специалистами смежных профессий?
12 Васильева В.Л. Юридическая психология. — 5-е изд., доп. и перераб. — СПб., 2002. С. 554-556.
Не философы, а ловкие обманщики утверждают,
что человек счастлив, когда может жить
сообразно со своими желаниями: это ложно.
Преступные желания— верх несчастья. Менее
прискорбно не получить того, чего желаешь,
чем достичь того, чего преступно желать.