double arrow

Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов)

По роду своей профессиональной деятельности психоло­гическому консультанту приходится общаться с представите­лями иных профессии. К ним относятся: педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов. Взаимодействие с каждым имеет свою специфику.

Взаимодействие консультанта с учителями определяется понятием «нормы» относительно психического и личностно­го развития (включая понятие «индивидуальная норма») сквозь призму разрешения следующих проблем:

1) адекватность восприятия учебного предмета;

2) адекватность подачи материала учителем;

3) роль учителя в жизни ученика;

4) роль ученика в жизни учителя.

Адекватность восприятия учебного предмета учащимся бу­дет зависеть от его индивидуальных особенностей (визуал, аудиал, кинестетик) и склонности к восприятию конкретно­го предмета, адекватность подачи материала учителем — от знания им специфики возрастной группы, к которой от­носится данный учащийся, и методологических основ пре­подавания. Кроме того, многие учителя недооценивают то значение, которое они, как личности, имеют для своих уче­ников, и влияние, оказываемое ими на желание изучать пре­подаваемый предмет. Здесь можно говорить о ситуации вза­имовлияния, возникающей в процессе педагогической дея­тельности в ситуациях «учитель — ученик» и «учитель — груп­па». Не секрет, что довольно часто неуспеваемость ученика обусловлена существованием скрытого (или явного) конф­ликта между ним и учителем или негативным отношением одного из них к другому.

Задача консультанта при разрешении вопросов, связанных с неуспеваемостью ученика или/и его дезадаптивным поведе­нием на уроках, заключается в выявлении скрытых причин, вызывающих данные реакции. Однако подобные реакции

могут иметь свои истоки не только во взаимоотношениях «учи­тель — ученик», но и в неблагополучной ситуации в семье (неблагополучные семьи) или в протестной реакции ребенка на другие раздражители. Здесь следует помнить, что понятие «неблагополучная семья» в последнее время наполнилось но­вым содержанием. Традиционно под ним понимались: не­полные семьи (один из родителей); семьи с алкоголиками; семьи, имеющие родственников, пребывающих или пребы­вавших в местах лишения свободы. В настоящее время это понятие стало несколько иным. Большинство психологов и психотерапевтов расширили его значение, включив в поня­тие «неблагополучная семья» понятие «семьи с нарушенны­ми коммуникативными отношениями» (В. Сатир, Д. Хеши, К. Маданес). Таким образом, традиционная «неблагополуч­ная семья» увеличилась, приняв в свои объятия семьи, кото­рые несколько утрированно можно представить в виде следу­ющей схематичной картинки: «Папа в галстуке, мама играет на пианино, дети предоставлены сами себе». Иначе: в по­нятие «неблагополучная семья» включены не только семьи, не соответствующие общепринятым социальным нормам, но и семьи, отвечающие внешним социальным стандартам, но в которых отношения между членами носят формальный ха­рактер. Все это и приводит к деформации личности ребенка, проявляющейся вовне в виде негативных поведенческих ре­акций и/или на психосоматическом уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: