Сводный или общий индекс I исчисляется для определения степени изменения сложного явления, состоящего из несоизмеримых элементов.
Для его вычисления применяются соизмерители. Чаще всего в качестве соизмерителей выступают цены.
Сводный совокупный (т.е. совместный для разных несоизмеримых элементов) индекс вычисляется по формуле:
åq1p1
Ic= ¾¾¾, (2.11)
åq0p0
где q0 и q1 - абсолютные величины каждого элемента совокупности
в базисном и отчетном периодах;
p0 и p1 - цены за единицу продукции в базисном и отчетном
периодах.
Если требуется определить сводный индекс физического объема продукции, то надо освободить его от влияния цен:
åq1p0
Iф= ¾¾¾, (2.11)
åq0p0
т.е. в сопоставимых ценах (ценах базисного года).
Пример 2.4. Рассчитать эффективность и физический индекс линейных перевозок грузов иностранных фрахтователей (ГИФ) в 1995-м году по сравнению с 1994-м по статистическим данным, приведенным в табл.2.8.
Решение
Эффективность перевозок в 1995-м году по отношению к 1994-му году рассчитывается как сводный совокупный индекс перевозок:
åq1p1 3720
Эп= Ic= ¾¾¾ = ¾¾¾ = 1,77 Þ 177%
åq0p0 2100
Сводный индекс физического объема перевозок:
åq1p0 3000
Iф= ¾¾¾ = ¾¾¾ = 1,43 Þ 143%
åq0p0 2100
Как видно из расчетов и содержания табл.2.8, эффективность перевозок выше, чем процент увеличения совокупного объема перевозок, за счет повышения ставок фрахта в 1995 г.
Таблица 2.8
Итоговые показатели по перевозкам ГИФ в 1994 и 1995 гг.
Наименование груза | Единицы измер. | Объем перевозок | Ставка фрахта, руб./ ед.измер. | Доход, млн. руб | ||||
q0 | q1 | p0 | p1 | q0p0 | q1p0 | q1p1 | ||
Ген. груз | т | 1 млн. | 1,2 млн. | |||||
Контейнеры | шт. | 2 млн. | 3 млн. | |||||
Итого: |