Механизмы функционирования рыночной экономики

Частная собственность предполагает экономическую свободу (схема 2.7).

   
 


Свобода предпринимательской деятельности означает, что производитель самостоятельно принимает решения по организации производства. Что производить, в каких количествах, при помощи каких технологий – все эти решения есть его суверенное право. Разумеется, абсолютной свободы не бывает, ее рамки определяются законом и стоящим на его защите государством.

Свобода предпринимательства распространяется столь далеко, что предприниматель (физическое или юридическое лицо) имеет право и на неверные решения, которые не только не принесут дохода, но и могут привести предприятие к разорению.

Чтобы рыночный механизм нормально работал, необходимо также наличие свободы потребительского выбора (суверенитет потребителя). Это означает, что потребитель волен распоряжаться своим спросом исключительно по собственному усмотрению. В рыночной экономике никакие “высшие” соображения (вредно - полезно, научно обосновано - не обосновано и т.п.) не могут принудить потребителя к определенному выбору, хотя, разумеется, способны в какой то мере влиять на него. В этом смысле принято говорить о суверенитете потребителя. Подобно независимому (суверенному) государству он принимает решения, отменить которые не вправе никто, кроме него самого. Напомним также, что платежеспособный спрос является самым большим или даже единственным дефицитом в рыночной экономике. Поэтому к решениям потребителя-суверена вынуждены приспосабливаться все производители.

Государство также должно поддерживать суверенитет потребителя, а именно, определять и защищать его права, скажем, от поддельных, фальсифицированных продуктов, от введения потребителя в заблуждение и пр. Это достигается, в частности, введением законов о защите прав потребителя, недопущении недобросовестной конкуренции.

Тем более государство не должно само покушаться на суверенитет потребителя, вводить какие-либо нормы потребления, зафиксированные в карточках или талонах. Такие ситуации возможны только в экстраординарных условиях военного времени, природных катастроф, или резкого дефицита внеэкономической природы.

Следующим принципом рыночной экономики является приоритет личного интереса. Личная выгода — мощный избирательный источник мотивации и поэтому каждый предприниматель (равно как и каждый потребитель) делает только то, что ему выгодно. И общество смиряется с этим. Так, если действия биржевого спекулянта не противоречат закону, то в рыночной системе он волен совершать любые действия, скажем, пытаться подорвать курс национальной валюты, несмотря на то, что это вредит всей экономике. Почему же такой индивидуалистический подход, тем не менее, не порождает хаоса в обществе?

Исторической предпосылкой возникновения рынка стало уничтожение всех форм личной зависимости и обретения людьми экономической свободы. У Адама Смита "экономический человек" имеет возможность реализовывать свой частный, эгоистический интерес. Институт свободного предпринимательства предполагает инициативное поведение производителей и полную ответственность за риск.

Ответ на этот вопрос состоит в том, что в рыночной системе капиталистическому индивидуализму существует мощный противовес — конкуренция. Она состоит в состязании производителей за спрос потребителей, который всегда жестко ограничен их доходами.

Личные корыстные интересы производителей в принципе способны толкнуть их на выпуск некачественной продукции, на завышение цен и т.п., но конкуренция направляет их деятельность в направлении, выгодном для потребителей, а следовательно для общества. В России пока идет лишь процесс постепенного формирования конкурентной среды. Тем не менее, она уже заработала и дает первые результаты.

На действие механизма конкуренции в обществе впервые обратил внимание А. Смит, который в своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) сформулировал так называемый принцип "невидимой руки" рынка (схема 2.8).

   
 


Производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-то потребности. Вы не получите выручки, если потребителю не понравиться именно ваш товар, если вы не угодите потребителю. В итоге совокупность производителей, как будто движимая "невидимой рукой", активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

На вопрос: как может существовать экономика, в которой преследуются только своекорыстные интересы, ответ дает А. Смит, формулируя свое известное правило "невидимой руки": "Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей ценностью. Обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе, а преследует лишь собственный интерес... Однако при этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества".

Рынок регулирует себя через систему свободного ценообразования. Цена несет необходимую информацию всем агентам рынка: производителям и покупателям. Благодаря свободному ценообразованию происходит эффективное распределение ресурсов между рынками, увеличение и сокращение объема производства, наиболее полно удовлетворяются существующие потребности. Действие рыночного механизма может быть проиллюстрировано схемой 2.9.

   
 


Все рассмотренные выше специфические черты проявляются на рынке. Рынок — это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и/или услуги.

Роль рынка проявляется в его функциях. Первая функция — информационно-побудительная. Рынок дает информацию о ценах, дефицитах и затоваривании. В этом отношении рынок выступает как конкретный механизм саморегуляции экономики. Так, если на рынке возникло затоваривание, цены на избыточную продукцию падают и это становится сигналом для всех рыночных субъектов. Производителям больше не выгодно изготовлять соответствующие товары, они сокращают предложение. Напротив, для покупателей упавшие цены служат стимулом расширения закупок. Таким образом, избытки товаров постепенно рассасываются.

Вторая функция рынка — контрольно-распределительная, или регулирующая. Именно на рынке выявляются конечные результаты процесса производства. Причем выявляются самым однозначным образом: продан по разумной цене будет только необходимый потребителям товар.

От характеристик товара зависят складывающиеся на него спрос, а значит, в конечном счете, и цены. Производить удачный продукт становится выгодно, что приводит к увеличению его выпуска. Таким образом, с помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу данного товара, одновременно изымая их из производства товаров, не выдержавших рыночного экзамена.

Третья функция — интеграционная, то есть объединительная. Именно рынок связывает воедино производителей и потребителей, разнообразит продукцию. Это — центр, объединяющий экономику в единое целое. На схеме 2.10. представлена другая классификация функций рыночной системы.

   
 


Нарушение условий функционирования рынка в результате монополизации или государственного регулирования ведет к утрате функций рыночной системы и потере экономической эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: