Бюджетные формы, особенности их разработки

Исходными материалами планирования на предприятии являются, прежде всего, сведения по рынку, поэтому основным планом предприятия и исходным моментом планирования должен быть план по маркетингу (бюджет продаж).

Бюджет продаж является основой для составления всех остальных планов компании. Составление бюджета продаж начинается с прогнозов реализации продукции или услуг: какое количество каждого вида продукции компания предполагает реализовать в течение бюджетного периода. Этот прогноз обычно составляется так, чтобы показать реализацию по месяцам, неделям и даже по дням. Предполагаемый объем сбыта также может разбиваться по отдельным продуктам или их группам с дальнейшей подразбивкой ожидаемой реализации продукции по каждому району или территории, в которых реализуется продукция. Бюджет продаж показывает предполагаемый сбыт каждого вида или группы продукции как в денежном, так и натуральном выражении.

Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы:

• эвристические – основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка;

• анализ временных рядов – используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (услуг) посредством анализа сезонности, цикличности и т.д.;

• эконометрические модели – определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды, макроэкономических и отраслевых показателей.

Основным инструментом планирования производственной деятельности является производственный бюджет, который непосредственно основывается на прогнозах сбыта. Производственный бюджет дает возможность координировать сбыт, производство и товарные запасы. Он представляет собой приблизительный расчет объема производства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы удовлетворить требования сбыта. Данные производственного бюджета затем используются при разработке всех остальных операционных бюджетов.

Для обеспечения процесса производства сырьем, материалами, полуфабрикатами в процессе бюджетирования разрабатываются бюджеты материалов, бюджеты закупок или бюджеты прямых материальных затрат.

Бюджет материалов – это документ, в котором указывается предполагаемое количество материалов (как деталей, так и сырья), необходимых для удовлетворения производственных потребностей. Бюджет материалов может включать и не включать стоимость материалов в зависимости от того, использует компания или нет бюджет закупок в дополнение к бюджету материалов. Там, где используются оба бюджета, в бюджет материалов обычно не включаются расходы.

Если бюджет материалов является точным, то подразделения, ответственные за закупки компании, могут составить весьма точные прогнозы цен на материалы на весь бюджетный период, количества и время закупок.

Отдельным бюджетом представляется план прямых затрат на оплату труда с отчислениями единого социального налога.

Бюджет затрат на оплату труда и график выплат заработной платы рассчитывается исходя из системы оплаты труда, применяемой на предприятии.

Бюджет накладных расходов производства включает переменную и постоянную составляющие. Большинство накладных расходов являются довольно постоянными; они не меняются в прямой зависимости от производственной деятельности. Даже в том случае, если предприятие бездействует (или почти бездействует), заработная плата основным служащим, многие расходы по сбыту, рекламе, стоимость вспомогательной рабочей силы, страховые взносы, налоги, амортизация и многие другие расходы продолжают производиться.

Бюджет коммерческих расходов и бюджет управленческих расходов также составлены в разрезе постоянных и переменных затрат.

На основе приведенных выше операционных бюджетов разрабатываются основные (финансовые) бюджеты. Одним из них является бюджет доходов и расходов. Он обобщает результаты финансово-хозяйственной деятельности за период и показывает эффективность принятых управленческих решений.

Бюджет движения денежных средств является вторым основным (финансовым) бюджетом и формируется с учетом двух составляющих – ожидаемых поступлений (используется в основном информация из бюджета продаж) и ожидаемых выплат (информация берется из различных операционных бюджетов). Данный бюджет позволяет проследить денежные потоки, своевременно найти источники финансирования деятельности.

Заключительная бюджетная форма имеет вид баланса и позволяет увязать все показатели деятельности предприятия на предстоящий год.

Бюджетный баланс дает представление о финансовом положении, которое будет достигнуто в результате деятельности компании в течение бюджетного периода.

Таким образом, создание мощной, взаимосвязанной с выходом на рынок системы внутрифирменного планирования позволит коммерческим предприятиям выживать в условиях жесткой конкуренции и экономического кризиса и обеспечивать стабильное развитие экономики в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: