double arrow

Классификация бюджетов и методы их разработки

Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует соблюдать. Его структура зависит от предмета составления бюджета, размера организации, степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации, квалификации и опыта разработчиков. Бюджет является основным документом в системе документооборота предприятия и может иметь бесконечное число видов и форм.

По формам можно выделить следующие группы бюджетов:

1) финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Финансовые бюджеты являются конечными документами, разрабатываемыми при бюджетном планировании, и обязательными для предприятия;

2) операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др. Назначение операционных бюджетов состоит в увязке натуральных показателей планирования со стоимостными, а также определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов;

3) вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др. Вспомогательные бюджеты составляются также для разработки финансовых бюджетов, и формируются исходя из целесообразности их разработки, определяемой руководством предприятия.

Наиболее общая классификация видов бюджетов предприятия по основным классификационным признакам приведена в табл. 1.

1. Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

2. Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).

Таблица 1

Классификационный признак Вид бюджета
1. По сферам деятельности предприятия Бюджет по операционной деятельности
Бюджет по инвестиционной деятельности
Бюджет по финансовой деятельности
2. По видам затрат Бюджет текущих затрат
Бюджет капитальных затрат
3. По широте номенклатуры затрат Функциональный бюджет
Комплексный бюджет
4. По методам разработки Фиксированный бюджет
Гибкий бюджет
5. По периоду составления Оперативный бюджет
Текущий бюджет
Перспективный бюджет
6. По непрерывности планирования Самостоятельный бюджет
Непрерывный (скользящий) бюджет
7. По степени содержания информации Укрупненный бюджет
Детализированный бюджет

Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.

3. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).

4. Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.

Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности, т.е. это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее, даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.

5. Оперативный бюджет — это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, который составляется на текущий момент времени (ежедневный, понедельный, месячный), например план производства, материально-технического снабжения и т.д.

Текущий бюджет — краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.

Перспективный бюджет — бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.

6. Самостоятельный бюджет — изолированный, не зависящий от других бюджетов.

Непрерывный (скользящий) бюджет — по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.

7. Укрупненный бюджет — бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.

Детализированный бюджет — бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.

Говоря о методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.

Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется следующий подход: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера предпринимаемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности.

Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, «заложенные» на достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.

Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности. Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности (структурного подразделения), в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.

При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что он оказывается относительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо, и процесс требует больших затрат времени.

Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: