Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует соблюдать. Его структура зависит от предмета составления бюджета, размера организации, степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации, квалификации и опыта разработчиков. Бюджет является основным документом в системе документооборота предприятия и может иметь бесконечное число видов и форм.
По формам можно выделить следующие группы бюджетов:
1) финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Финансовые бюджеты являются конечными документами, разрабатываемыми при бюджетном планировании, и обязательными для предприятия;
2) операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др. Назначение операционных бюджетов состоит в увязке натуральных показателей планирования со стоимостными, а также определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов;
3) вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др. Вспомогательные бюджеты составляются также для разработки финансовых бюджетов, и формируются исходя из целесообразности их разработки, определяемой руководством предприятия.
Наиболее общая классификация видов бюджетов предприятия по основным классификационным признакам приведена в табл. 1.
1. Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.
Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.
Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.
2. Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).
Таблица 1
Классификационный признак | Вид бюджета |
1. По сферам деятельности предприятия | Бюджет по операционной деятельности |
Бюджет по инвестиционной деятельности | |
Бюджет по финансовой деятельности | |
2. По видам затрат | Бюджет текущих затрат |
Бюджет капитальных затрат | |
3. По широте номенклатуры затрат | Функциональный бюджет |
Комплексный бюджет | |
4. По методам разработки | Фиксированный бюджет |
Гибкий бюджет | |
5. По периоду составления | Оперативный бюджет |
Текущий бюджет | |
Перспективный бюджет | |
6. По непрерывности планирования | Самостоятельный бюджет |
Непрерывный (скользящий) бюджет | |
7. По степени содержания информации | Укрупненный бюджет |
Детализированный бюджет |
Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.
3. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).
Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).
4. Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.
Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности, т.е. это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее, даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.
5. Оперативный бюджет — это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, который составляется на текущий момент времени (ежедневный, понедельный, месячный), например план производства, материально-технического снабжения и т.д.
Текущий бюджет — краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.
Перспективный бюджет — бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.
6. Самостоятельный бюджет — изолированный, не зависящий от других бюджетов.
Непрерывный (скользящий) бюджет — по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.
7. Укрупненный бюджет — бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.
Детализированный бюджет — бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.
Говоря о методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.
Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется следующий подход: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера предпринимаемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности.
Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, «заложенные» на достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.
Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности. Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности (структурного подразделения), в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.
При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что он оказывается относительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо, и процесс требует больших затрат времени.
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т.д.