double arrow

Направления и принципы формирования бюджета

Бюджет формируется на базе одного из альтернативных вариантов плана. Например, возможны следующие варианты бюджетов: пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический.

Выделяют следующие направления формирования бюджета.

1. Бюджет как экономический прогноз. Руководство любой организации, независимо от ее вида и размера, обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. К тому же при планировании нескольких видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретение кредитов, увеличения акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

2. Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности организации. При этом основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности организации намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно предположить, что и сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

3. Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья (материалов), реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий (например, рентабельность сбыта зависит от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства).

4. Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для анализа альтернативных предложений, по сравнению с ситуацией, когда решение принимается в самый последний момент.

5. Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (т.е. децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

Основными принципами, которые применяются в бюджетном планировании, являются следующие:

1. Принцип единства предполагает, что бюджетное планирование должно иметь системный характер, когда целое делится на взаимосвязанные части (отдельные планы), при этом результат каждой части является исходным моментом последующей части.

2. Принцип непрерывности означает, что бюджетное планирование на предприятии должно быть непрерывным и осуществляться в рамках установленного цикла. При этом разработанные планы должны приходить на смену друг другу и носить характер преемственности.

3. Принцип комплексности – бюджет должен быть комплексным и отражать все стороны деятельности предприятия.

4. Принцип динамичного саморегулирования обусловливает гибкость в управлении и приспособлении к сложившимся условиям на рынке. Планы с возникновением непредвиденных обстоятельств должны менять свою направленность. Для придания планам гибкости они должны иметь «резервы безопасности», что требует от предприятия дополнительных затрат.

5. Принцип точности означает, что планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия.

6. Принцип участия, когда каждый работник независимо от занимаемой должности (инженер, рабочий, служащий) принимает участие в разработке плана.

Таким образом, бюджетирование является способом реагирования на ожидание с целью извлечения максимальных выгод или минимизации убытков в результате изменения ситуации. Бюджет предполагает действия, позволяющие организации адаптироваться к ожидаемым событиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: