Основные параметры современной информации

Основные характеристики информации
Периодич­ность Объем Достовер­ность Ценность Гриф Структури­рованность
Постоянная Избыточная Абсолютная Высокая Конфиден­циальная Базы данных
Периодиче­ская Достаточная Относитель­ная Средняя Служебная Слабая
Эпизодиче­ская Недостаточ­ная Недостовер­ная Низкая Открытая Неструкту­рированная

Понимание сущности и специфики действия ЗИУ сегодня особен­но актуально, учитывая преобразования во всех отраслях менеджмента (стратегическом, производственном, финансовом, кадровом, иннова­ционном, сравнительном, внешнеэкономическом, внешнеторговом и др.), обусловленные тотальным внедрением новейших информаци­онных технологий. Стремительные количественные и качественные изменения в области информатизации предъявляют новые требования к руководителям, которые обязаны не только успевать идти в ногу со временем, но и находить эвристические решения для эффектной «упа­ковки» и эффективной «подачи» информации подчиненным. Предста­вим основные критерии и параметры классификации современной информации (рис1).

Рис. 1. Элементы информационного «кубика Рубика»

Информационная эра изменяет и развивает традиционные (клас­сические) представления о товарно-денежных отношениях, вызывая к жизни новые формы организации. Электронная коммерция, электронная торговля, виртуальная организация, интер­нет-магазин — эти и другие термины прочно входят в повседневную жизнь делового человека и современных организаций. По оценкам ав­торитетных международных организаций, начиная с 2003 г., ежегод­ный доход от использования средств электронной коммерции будет составлять не менее 1,3 трлн. долл. (для сравнения: в 1998 г. — 91 млрд. долл., в 1999 г. — 111 млрд. долл.).

Оценивая роль и значение глобальных сетей связи для формирова­ния эффективной рыночной стратегии и тактики, специалисты опре­деляют трехэтапный механизм «вхождения» современной организа­ции в информационное пространство: 1) подключение компьютеров организации к сети Интернет и создание собственной web-страницы для позиционирования фирмы и ее продукции, доступа к сетевой ин­формации и пользования услугами электронной почты; 2) создание web-сайта на собственном сервере или на сервере провайдера Интер­нета для регистрации клиентов и организации индивидуальной работы с ними; 3) создание на собственном web-сервере электронного пред­ставительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей. (См.: Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Теория организации: учеб. пособие. С. 147-148.)

И все же, несмотря на кажущуюся неотвратимость и тотальность эры информатизации, ее значение не стоит преувеличивать. Хотя ко­личество посетителей виртуальных магазинов и покупателей товаров и услуг по каталогам растет день ото дня, часть граждан будет по-преж­нему стремиться до уплаты цены подержать товар в руках.

2. Типовые варианты реализации закона на внутрифирменном уровне

Как отмечалось, закон информированности — упорядоченности является законом «второго уровня», что, однако, не умаляет его роли и значения для внутрифирменного управления. Рассмотрим типовые ва­рианты действия закона в современной организации.

Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗИУ. В условиях стихийного действия закона трудо­вой коллектив может работать с информацией по-разному: накапли­вать ее по принципу «на всякий случай», пользоваться ненадежными источниками и слухами, ограничиваться фрагментарными (бессис­темными) данными о каком-либо объекте или процессе. В результате такого обращения с информацией и руководитель, и персонал посте­пенно отказываются от научного прогнозирования и планирования своей деятельности, заменяя ее работой «с колес» (возникает пробле­ма — ищем решение) или методом «устрашения» (выявление и наказа­ние виновников, чтобы остальные боялись).

Второй вариант: руководитель знает о ЗИУ, а его подчиненные — нет. Представители администрации формируют управленческую «вер­тикаль», тщательно дозируя информацию о положении дел в организа­ции, состоянии микро- и макросреды лишь по мере необходимости и в части, касающейся подчиненных. Стремление к концентрации всей полноты информации и власти «наверху» и, соответственно, к искоре­нению игр «в демократию» может быть продиктовано различными факторами: боязнью конкуренции, недоверием к подчиненным, низ­ким уровнем профессионализма сотрудников, текучестью кадров. Инициативные действия персонала не поощряются (в организации действует жесткий принцип наказуемости инициативы), в результате между «верхами» и «низами» образуется пропасть. При этом первые убеждены в том, что незаменимых подчиненных не бывает, и готовы это продемонстрировать в любой момент на практике, а вторые начи­нают заблаговременно подыскивать место в другой организации либо примиряются с ролью безынициативных работников.

Оба варианта реализации закона не являются оптимальными: всякая «стихийность» и «волюнтаризм», отвергающий инициативу подчинен­ных, обедняют менеджмент и наносят организации серьезный ущерб.

Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗИУ, имеют представление о характере и особенностях его действия. Создавая и поддерживая в эффективном состоянии информационную подсистему организации, руководители стремятся не только повысить индивидуальную, групповую и общую производительность труда, но и улучшить морально-психологический климат в коллективе, сформи­ровать команду единомышленников. Каждый работник и структурный элемент (отдел, служба, цех, участок, филиал) организации в рамках их полномочий и ответственности определяют основные источники ин­формации, порядок информационного взаимодействия с коллегами, процедуры обсуждения и внедрения новых идей и технологий, дейст­вия в экстраординарных ситуациях.

Этот вариант реализации закона требует значительных финансо­вых и трудовых затрат, но одновременно является и самым желанным, ибо в большинстве случаев гарантирует организации долговременную эффективную деятельность в рыночных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: