Основные характеристики информации | |||||
Периодичность | Объем | Достоверность | Ценность | Гриф | Структурированность |
Постоянная | Избыточная | Абсолютная | Высокая | Конфиденциальная | Базы данных |
Периодическая | Достаточная | Относительная | Средняя | Служебная | Слабая |
Эпизодическая | Недостаточная | Недостоверная | Низкая | Открытая | Неструктурированная |
Понимание сущности и специфики действия ЗИУ сегодня особенно актуально, учитывая преобразования во всех отраслях менеджмента (стратегическом, производственном, финансовом, кадровом, инновационном, сравнительном, внешнеэкономическом, внешнеторговом и др.), обусловленные тотальным внедрением новейших информационных технологий. Стремительные количественные и качественные изменения в области информатизации предъявляют новые требования к руководителям, которые обязаны не только успевать идти в ногу со временем, но и находить эвристические решения для эффектной «упаковки» и эффективной «подачи» информации подчиненным. Представим основные критерии и параметры классификации современной информации (рис1).
Рис. 1. Элементы информационного «кубика Рубика»
Информационная эра изменяет и развивает традиционные (классические) представления о товарно-денежных отношениях, вызывая к жизни новые формы организации. Электронная коммерция, электронная торговля, виртуальная организация, интернет-магазин — эти и другие термины прочно входят в повседневную жизнь делового человека и современных организаций. По оценкам авторитетных международных организаций, начиная с 2003 г., ежегодный доход от использования средств электронной коммерции будет составлять не менее 1,3 трлн. долл. (для сравнения: в 1998 г. — 91 млрд. долл., в 1999 г. — 111 млрд. долл.).
Оценивая роль и значение глобальных сетей связи для формирования эффективной рыночной стратегии и тактики, специалисты определяют трехэтапный механизм «вхождения» современной организации в информационное пространство: 1) подключение компьютеров организации к сети Интернет и создание собственной web-страницы для позиционирования фирмы и ее продукции, доступа к сетевой информации и пользования услугами электронной почты; 2) создание web-сайта на собственном сервере или на сервере провайдера Интернета для регистрации клиентов и организации индивидуальной работы с ними; 3) создание на собственном web-сервере электронного представительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей. (См.: Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Теория организации: учеб. пособие. С. 147-148.)
И все же, несмотря на кажущуюся неотвратимость и тотальность эры информатизации, ее значение не стоит преувеличивать. Хотя количество посетителей виртуальных магазинов и покупателей товаров и услуг по каталогам растет день ото дня, часть граждан будет по-прежнему стремиться до уплаты цены подержать товар в руках.
2. Типовые варианты реализации закона на внутрифирменном уровне
Как отмечалось, закон информированности — упорядоченности является законом «второго уровня», что, однако, не умаляет его роли и значения для внутрифирменного управления. Рассмотрим типовые варианты действия закона в современной организации.
Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗИУ. В условиях стихийного действия закона трудовой коллектив может работать с информацией по-разному: накапливать ее по принципу «на всякий случай», пользоваться ненадежными источниками и слухами, ограничиваться фрагментарными (бессистемными) данными о каком-либо объекте или процессе. В результате такого обращения с информацией и руководитель, и персонал постепенно отказываются от научного прогнозирования и планирования своей деятельности, заменяя ее работой «с колес» (возникает проблема — ищем решение) или методом «устрашения» (выявление и наказание виновников, чтобы остальные боялись).
Второй вариант: руководитель знает о ЗИУ, а его подчиненные — нет. Представители администрации формируют управленческую «вертикаль», тщательно дозируя информацию о положении дел в организации, состоянии микро- и макросреды лишь по мере необходимости и в части, касающейся подчиненных. Стремление к концентрации всей полноты информации и власти «наверху» и, соответственно, к искоренению игр «в демократию» может быть продиктовано различными факторами: боязнью конкуренции, недоверием к подчиненным, низким уровнем профессионализма сотрудников, текучестью кадров. Инициативные действия персонала не поощряются (в организации действует жесткий принцип наказуемости инициативы), в результате между «верхами» и «низами» образуется пропасть. При этом первые убеждены в том, что незаменимых подчиненных не бывает, и готовы это продемонстрировать в любой момент на практике, а вторые начинают заблаговременно подыскивать место в другой организации либо примиряются с ролью безынициативных работников.
Оба варианта реализации закона не являются оптимальными: всякая «стихийность» и «волюнтаризм», отвергающий инициативу подчиненных, обедняют менеджмент и наносят организации серьезный ущерб.
Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗИУ, имеют представление о характере и особенностях его действия. Создавая и поддерживая в эффективном состоянии информационную подсистему организации, руководители стремятся не только повысить индивидуальную, групповую и общую производительность труда, но и улучшить морально-психологический климат в коллективе, сформировать команду единомышленников. Каждый работник и структурный элемент (отдел, служба, цех, участок, филиал) организации в рамках их полномочий и ответственности определяют основные источники информации, порядок информационного взаимодействия с коллегами, процедуры обсуждения и внедрения новых идей и технологий, действия в экстраординарных ситуациях.
Этот вариант реализации закона требует значительных финансовых и трудовых затрат, но одновременно является и самым желанным, ибо в большинстве случаев гарантирует организации долговременную эффективную деятельность в рыночных условиях.