double arrow
Школа научного менеджмента

В первой половине XX века получили развитие четыре четко различимые научные школы управления:

· Школа научного управления;

· Административная (классическая) школа;

· Школа психологии («Человеческих отношений» и «поведенческих наук»);

· Количественная школа или «новая».

Возникновение науки управления относится к концу XIX — нача­лу XX столетия. Ее основателем был американский инженер Ф.У. Тей­лор (1856-1915).

Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внед­рять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менедж­мента», ввел контроль за рациональным использованием трудозат­рат, хронометраж. В 1903 г. вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 г. — «Принципы и методы научного менеджмента».

Главное внимание Тейлора было направлено на повышение про­изводительности труда, которая, по его мнению, должна обогатить хозяев и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех и других.

Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда.

Во-первых, администрация берет на себя выработку научного фун­дамента, заменяющего старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разно­видностях труда, применяемых на предприятии.

Во-вторых, администрация производит на основе научно установ­ленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и раз­вивает способности каждого отдельного рабочего, в то время как ра­нее рабочий сам выбирал себе специальность и сам обучался так, как умел.




В-третьих, администрация осуществляет доверительное сотрудни­чество с рабочими в целях достижения соответствия принципов от­дельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.

В-четвертых, устанавливается почти равномерное распределе­ние труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация выполняет те виды труда, для кото­рых она лучше приспособлена, чем рабочие, тогда как ранее почти весь труд и большая часть ответственности были возложены на ра­бочих.

Все эти принципы осуществлялись применительно к отдельному предприятию. Вся система была направлена на рационализацию тру­да. Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора.

1. Расчленение производственных операций на составные эле­менты.

2. Управление — активный фактор производства.



3. Разделение труда непосредственно в сфере управления.

4. Выделение планирования в качестве особой функции управле­ния.

5. Принцип принудительной централизации орудий труда, техно­логических процессов, а также условий и методов труда.

6. Введение карт-инструкций.

7. Введение высоких научно обоснованных норм.

8. Введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки.

9. Строгое иерархическое подчинение.

10. Тесное сотрудничество администрации и рабочих.

Расчленение производственных операций было проведено на базе тщательного подбора наиболее сильных и ловких рабочих. Выявление экономичных движений и устранение излишних дало возможность установить высокие нормы выработки, приведшие к резкой интенсификации труда. Управление приспосабливалось к сложным условиям производства и ставило своей целью изменять и улучшать эти условия. Планирование вменялось в качестве обязательной деятельности на предприятии, что позволяло его непрерывно совершен­ствовать.

К дальнейшей рационализации управленческого труда привело его разделение на составные элементы: определение цели, подготовка средств, использование средств и контроль.

Тейлор исходил из того, что организация труда предполагает вы­работку многочисленных правил, закономерностей, формул, которые заменяют собой личные суждения рабочего. Проведенные экспери­менты дали необходимые данные для формализации процесса труда. Для более жесткой его организации были введены карты-инструкции. С этой же целью были установлены повышенные научно обоснованные нормы выработки. Однако Тейлор обращал внимание на то, что высокие нормы необходимо стимулировать более высокой оплатой. Одним из условий слаженности всей организационной системы вы­двигалось строгое соподчинение по вертикали.

Теория Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчинение управляющему. Этому способствовало то, что в полученном задании рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог нарушить: Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как лич­ность. В истории научного управления не учитывались мотивы поведения социальных групп и психология рабочего. Видимо, это было результатом того, что специальными социологическими и психологическими исследованиями Тейлор не занимался.

Вместе с тем одним из принципов научной организации труда он выдвинул «тесное сотрудничество администрации и рабочих», что основывалось на учете социального состояния и интересов групп и личности работающих. Социальные интересы он учитывал в своих принципах организации. По мнению Тейлора, они служили сглаживанию противоречий между предпринимателями и рабочими.

Все принципы Тейлора представляли собою систему. Методы рационализации труда отдельных рабочих обусловили перестройку всего процесса производства, а следовательно, и управления. Эта сторона учения Тейлора начала широко применяться на различных предприятиях промышленности.

Однако такие цели, как сотрудничество между администрацией и рабочими и равномерное распределение между ними труда и ответ­ственности, не были достигнуты. На это указывал сам создатель тео­рии.

С первых же дней внедрения система встретила сопротивление ра­бочих, что мешало установлению взаимного доверия между рабочи­ми и предпринимателями. Однако тейлоризм постепенно начал рас­пространяться на промышленных предприятиях США, а затем и в дру­гих капиталистических странах.

Со школой научного менеджмента связаны имена таких исследо­вателей, как Фрэнк и Лилиан Гилберты, Генри Гантт. Они, как и Тей­лор, полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добива­ясь их более эффективного выполнения. Созданные Гилбертами ме­тоды изучения движения рабочих с использованием кинокамеры в со­четании с микрохронометражем пополнили арсенал научной органи­зации труда.

К создателям научного менеджмента историки относят также аме­риканского мыслителя Гаррингтона Эмерсона (1853—1931). Он полу­чил прекрасное образование, занимался научной работой, банковски­ми операциями, выполнял экономические и инженерные изыскания, был профессиональным консультантом по менеджменту. В 1900 г. вы­шла его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. — главный труд его жизни «Двенадцать прин­ципов производительности».

Под термином «производительность» Эмерсон понимал оптималь­ное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом. Им впервые высказана идея о необходимости и целесо­образности комплексного подхода к решению сложных задач орга­низации производства и управления, а также рационализации с по­зиции эффективности.

Большую поддержку в развитии и признании системы Тейлора ока­зал Г. Форд, который в США являлся символом организационного и технического прогресса, сознательным создателем общества массо­вого потребления и социальных гарантий.

Настоящим триумфом Форда было внедрение в автомобилестрое­нии модели Т, которая сменила все установившиеся нормы организа­ции. Дальнейшим шагом в использовании системы Тейлора было ее применение в массовом поточном производстве. Отметая все лиш­нее, Форд стремился расчленить операции по выработке изделий до простейших движений. Это дало возможность так организовать про­изводство, что движение изделий от одной операции к другой полностью зависело лишь от продолжительности выполнения операции никой, а также резко снизить себестоимость продукции. При такой организации процесса производства возникла необходимость изменить и систему управления, которую Форд построил на следующих принципах:

v точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней, связей;

v учет и планирование условий работы;

v подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы;

v осуществление производства по стандартной технологии;

v постоянный поиск путей совершенствования производства.

Положительная в целом система Форда привела к невиданным до эго масштабам интенсификации на всех уровнях производственного процесса.






Сейчас читают про: