Античность как культурная эпоха



 

Вершиной древнегреческой философской мысли справедливо при­нято считать философские достижения Платона и Аристотеля. Могу­чие интеллектуальные фигуры основателя Академии и основателя Лицея вместе с их непосредственным предшественником Сократом стоят в центре философии античности. Влияние на последующее фи­лософское и культурное развитие идей, выдвинутых Платоном и Ари­стотелем, многократно превышает влияние созданного их предше­ственниками. Без платоновских и аристотелевских подходов и кон­цепций невозможно понять ни одну философскую систему на всем длительном пути последующей эволюции, включая и современность. Именно поэтому усвоение идей этих двух мыслителей должно стоять в центре внимания при изучении философии античности.

История древнегреческой философии открывается именем Фале-са Милетского (ок. 625-647 гг. до н.э.). Фалес утверждал, что все в мире происходит из воды. Однако, видимо, не лишено оснований соображение, высказанное Б. Расселом в свойственной ему полуиро­нической манере: «В любом курсе по истории философии для студен­тов первым делом говорится о том, что философия началась с Фале-са, который сказал, что все происходит из воды. Это обескураживает новичка, который старается — возможно, не очень притом упорно -почувствовать то уважение к философии, на появление которого, по-видимому, рассчитан учебный план»1. Впрочем, Рассел находит вы­ход в том, чтобы высоко оценить Фалеса как «человека науки», если уж взгляд на великого ионийца как на философа не впечатляет. Одна­ко в соображении Б. Рассела заключена та правда, что правильное понимание идей первых философов, в первую очередь их озабочен­ность поисками первоначала (каковыми совместно или поочередно

1 Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 1. С. 42.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: