Как и во многих областях культуры и науки, в философии существует множество направлений, или школ. Однако в отличие, например, от науки в философии каждый крупный мыслитель в большинстве случаев столь неповторим, что его учение часто может быть квалифицировано как самостоятельное направление. Тем не менее исследователи истории философии вправе объединить близкие между собой учения в определенные группы. Это тем более оправдано, что философы часто сами осознают близость или преемственность своих идей с уже известными концепциями.
Деление всех философов на два враждебных лагеря — на «своих» и «чужих», как это было принято в официальной советской философской школе, — неоправдано и недопустимо. Такое деление есть проявление баррикадного стиля мышления, свойственного состоянию непрерывной войны, в том числе гражданской. Оно провоцирует раскол в обществе, а также в душевном мире человека, поскольку приучает везде и всюду отыскивать врагов, во всем усматривать враждебные происки и злой умысел. В действительности в философии существуют не два противостоящих друг другу направления, а множество направлений, различающихся по самым разным параметрам. По одним вопросам точки зрения философов совпадают, по другим — мыслители спорят друг с другом, по ряду позиций — их взгляды оказываются взаимодополняющими.
Многообразие философии проявляется, прежде всего, в способе постановки проблем. Не следует думать, что существует одна наперед заданная проблема, которую лишь по-разному решают многие поколения мыслителей. Это не так, поскольку во многих случаях филосо-
фы по-разному ставят проблемы. Различия во взглядах возникают часто на этапе постановки проблем, поэтому и ответы оказываются несопоставимыми. По сути, это ответы на разные вопросы. Так, размышляя о мире в целом, можно поставить вопрос о том, какая субстанция составляет его основу. Тогда вполне правомерен последующий вопрос: является ли эта субстанция материально-вещественной или идеальной, мыслимой? Однако можно поставить вопрос иначе: какая сила или какие силы составляют основу мира? Очевидно, что применительно к силе вопрос о материальности или нематериальности не имеет смысла. Чувственно воспринимаемы лишь проявления силы, но не сама сила, которую мы не в состоянии ни увидеть, ни потрогать руками.
В поисках философской картины мира можно идти самыми непохожими путями. При этом в роли главных могут выступать различные вопросы. Можно поставить вопрос о том, существуют ли в мире закономерности всеобщего типа, справедливые для всех возможных объектов. Если да, то каков их характер? В частности, являются ли они исключительно динамическими или в мире есть место для вероятностно-статистических закономерностей? Под динамическими закономерностями понимают такие, которые предполагают однозначную связь между параметрами объекта. Закономерности динамического типа позволяют предсказывать поведение объектов точно и определенно, а не только с той или иной степенью вероятности. Последнее имеет место в закономерностях вероятностно-статистического типа.
Можно поставить вопрос о «разумности» или «неразумности» мироздания. Признав его разумность, мы подкрепим свою уверенность в способности человеческого разума познать мир. Отказав мирозданию в элементах разумности, мы поставим под сомнение нашу перспективу познать его или ограничим эту перспективу. В других случаях философ вправе предположить, что в мире действует и находит свое проявление нечто аналогичное воле человека. Эта воля предопределяет борьбу между собой всех составных частей мира, определяет жизненное торжество тех, кто обладает волей, и обрекает на потерю жизненности тех, у кого ее недостаточно. Можно поставить вопрос о действии нравственного начала в мире и обществе и предположить, что, например, элементы чувства сострадания присущи многим существам, а не только человеку. Возможна постановка вопроса и совсем в иной плоскости: а не обладают ли все или ряд предметов, или мироздание в целом неким универсальным свойством, например свойством хранить, передавать и перерабатывать информацию?
В истории философской мысли встречаются самые разнообразные, часто лежащие в разных плоскостях подходы к фундаментальным темам философии. Упомянутые нами выше и множество других нашли свое выражение в различных концепциях. Очевидно, что при их оценке мы не должны пытаться отнести их к «дружественному» или, на-
оборот, к «враждебному» лагерю. Во всех случаях необходимо обратить первоочередное внимание на то, насколько они убедительны и обоснованы.
Подавляющее большинство мыслителей, особенно из числа крупных и авторитетных, — это люди, отличающиеся здравомыслием, строгой последовательностью и обоснованностью рассуждений и выводов. Они одинаково далеки как от неоправданных фантазий, так и от примитивного «реализма», не желающего ничего видеть дальше самых близлежащих целей. Отличительной чертой выдающихся философов является их способность остро чувствовать и переживать несовершенство мира, человека и общества. Остро переживая противоречия, проявляющиеся в реальном мире, они ищут пути к совершенству и справедливости. В истории мысли известны имена тех, кто уповал на естественный ход вещей, ведущий в конечном итоге к всеобщей гармонии, и тех, кто более взывал к разуму и совести людей. Наконец, третьи пытались соединить и то и другое. Разница в выборе путей, конечно, не может служить основанием для абсолютного противопоставления одних взглядов другим, одних мыслителей другим.
Философия жаждет пробиться к подлинному бытию, преодолеть пороки и несовершенства, предостеречь от возможных опасностей, наметить пути к гармонии и совершенству. Однако эту задачу можно решать по-разному. Различия между философскими учениями могут состоять не только в постановке проблем (о чем речь шла выше), но и в тематике.
Преобладающая тематика того или иного учения часто задается особенностями постановки проблем. Но она может также определяться и другими факторами. К их числу относится особая актуальность той или иной темы в контексте соответствующей эпохи и определенного общества, потребности социального развития, особенности культуры, развития научного знания, склонности и предпочтения самого автора. У разных авторов на передний план выходит разная тематика. Это могут быть проблемы социальной философии или философской антропологии, метафизики и т.д. Нередко крупный философ открывает совершенно новую тематику, не вписывающуюся ни в один из традиционных разделов философии.
Наконец, многообразие философии проявляется в различии фундаментальных идей и соответствующих выводов из учения. Каждой глубоко проработанной концепции присущ ряд фундаментальных идей, составляющих ее ядро, ее основу. Отправляясь от них, философ развивает ряд производных идей и приходит к определенным выводам.
Еще один аспект многообразия философии тесно связан с отмеченными выше. Речь идет о философских направлениях. Под направлением в философии принято понимать ряд учений (принадлежащих разным авторам), близких по постановке проблем, по тема/пике, по фунда-менталъным идеям и по соответствующим выводам.
Уже в древней философии возникает множество разнообразных направлений. Множественность направлений — характерная черта развития философии.
Значительный ущерб развитию философского многообразия в России был нанесен акцией Советского правительства, осуществленной в 1922 г.1 Из страны была выслана большая группа представителей творческой интеллигенции. Среди высланных оказались и крупнейшие философы. В последующий период их имена и труды намеренно замалчивались. Огромный пласт отечественного философского наследия оказался выключенным из культурного оборота. Произошел обрыв гуманитарно-культурной традиции.
В советский период философия длительное время развивалась под жестким партийно-идеологическим контролем сверху. В этих условиях формирование самостоятельных философских направлений не было возможным. Всеобщий партийно-идеологический контроль затруднял свободное развитие общественной мысли во всех сферах гуманитарного знания, в том числе в философии. Тем не менее, вопреки неблагоприятным условиям, советские философы многое сделали для постепенного подъема уровня философской культуры общества. В ряде отраслей философского знания были получены значительные достижения.