Многообразие философии

Как и во многих областях культуры и науки, в философии суще­ствует множество направлений, или школ. Однако в отличие, напри­мер, от науки в философии каждый крупный мыслитель в большин­стве случаев столь неповторим, что его учение часто может быть ква­лифицировано как самостоятельное направление. Тем не менее исследователи истории философии вправе объединить близкие между собой учения в определенные группы. Это тем более оправдано, что философы часто сами осознают близость или преемственность своих идей с уже известными концепциями.

Деление всех философов на два враждебных лагеря — на «своих» и «чужих», как это было принято в официальной советской философс­кой школе, — неоправдано и недопустимо. Такое деление есть прояв­ление баррикадного стиля мышления, свойственного состоянию не­прерывной войны, в том числе гражданской. Оно провоцирует раскол в обществе, а также в душевном мире человека, поскольку приучает везде и всюду отыскивать врагов, во всем усматривать враждебные происки и злой умысел. В действительности в философии существуют не два противостоящих друг другу направления, а множество направ­лений, различающихся по самым разным параметрам. По одним воп­росам точки зрения философов совпадают, по другим — мыслители спорят друг с другом, по ряду позиций — их взгляды оказываются взаимодополняющими.

Многообразие философии проявляется, прежде всего, в способе постановки проблем. Не следует думать, что существует одна наперед заданная проблема, которую лишь по-разному решают многие поко­ления мыслителей. Это не так, поскольку во многих случаях филосо-


фы по-разному ставят проблемы. Различия во взглядах возникают часто на этапе постановки проблем, поэтому и ответы оказываются несопоставимыми. По сути, это ответы на разные вопросы. Так, раз­мышляя о мире в целом, можно поставить вопрос о том, какая суб­станция составляет его основу. Тогда вполне правомерен последую­щий вопрос: является ли эта субстанция материально-вещественной или идеальной, мыслимой? Однако можно поставить вопрос иначе: какая сила или какие силы составляют основу мира? Очевидно, что применительно к силе вопрос о материальности или нематериально­сти не имеет смысла. Чувственно воспринимаемы лишь проявления силы, но не сама сила, которую мы не в состоянии ни увидеть, ни потрогать руками.

В поисках философской картины мира можно идти самыми непо­хожими путями. При этом в роли главных могут выступать различные вопросы. Можно поставить вопрос о том, существуют ли в мире зако­номерности всеобщего типа, справедливые для всех возможных объек­тов. Если да, то каков их характер? В частности, являются ли они исключительно динамическими или в мире есть место для вероятнос­тно-статистических закономерностей? Под динамическими закономер­ностями понимают такие, которые предполагают однозначную связь между параметрами объекта. Закономерности динамического типа позволяют предсказывать поведение объектов точно и определенно, а не только с той или иной степенью вероятности. Последнее имеет место в закономерностях вероятностно-статистического типа.

Можно поставить вопрос о «разумности» или «неразумности» ми­роздания. Признав его разумность, мы подкрепим свою уверенность в способности человеческого разума познать мир. Отказав мирозданию в элементах разумности, мы поставим под сомнение нашу перспекти­ву познать его или ограничим эту перспективу. В других случаях фило­соф вправе предположить, что в мире действует и находит свое про­явление нечто аналогичное воле человека. Эта воля предопределяет борьбу между собой всех составных частей мира, определяет жизнен­ное торжество тех, кто обладает волей, и обрекает на потерю жизнен­ности тех, у кого ее недостаточно. Можно поставить вопрос о дей­ствии нравственного начала в мире и обществе и предположить, что, например, элементы чувства сострадания присущи многим существам, а не только человеку. Возможна постановка вопроса и совсем в иной плоскости: а не обладают ли все или ряд предметов, или мироздание в целом неким универсальным свойством, например свойством хра­нить, передавать и перерабатывать информацию?

В истории философской мысли встречаются самые разнообразные, часто лежащие в разных плоскостях подходы к фундаментальным те­мам философии. Упомянутые нами выше и множество других нашли свое выражение в различных концепциях. Очевидно, что при их оцен­ке мы не должны пытаться отнести их к «дружественному» или, на-


оборот, к «враждебному» лагерю. Во всех случаях необходимо обра­тить первоочередное внимание на то, насколько они убедительны и обоснованы.

Подавляющее большинство мыслителей, особенно из числа круп­ных и авторитетных, — это люди, отличающиеся здравомыслием, строгой последовательностью и обоснованностью рассуждений и вы­водов. Они одинаково далеки как от неоправданных фантазий, так и от примитивного «реализма», не желающего ничего видеть дальше самых близлежащих целей. Отличительной чертой выдающихся фило­софов является их способность остро чувствовать и переживать несо­вершенство мира, человека и общества. Остро переживая противоре­чия, проявляющиеся в реальном мире, они ищут пути к совершен­ству и справедливости. В истории мысли известны имена тех, кто уповал на естественный ход вещей, ведущий в конечном итоге к всеобщей гармонии, и тех, кто более взывал к разуму и совести людей. Нако­нец, третьи пытались соединить и то и другое. Разница в выборе пу­тей, конечно, не может служить основанием для абсолютного проти­вопоставления одних взглядов другим, одних мыслителей другим.

Философия жаждет пробиться к подлинному бытию, преодолеть пороки и несовершенства, предостеречь от возможных опасностей, наметить пути к гармонии и совершенству. Однако эту задачу можно решать по-разному. Различия между философскими учениями могут состоять не только в постановке проблем (о чем речь шла выше), но и в тематике.

Преобладающая тематика того или иного учения часто задается особенностями постановки проблем. Но она может также определять­ся и другими факторами. К их числу относится особая актуальность той или иной темы в контексте соответствующей эпохи и определен­ного общества, потребности социального развития, особенности куль­туры, развития научного знания, склонности и предпочтения самого автора. У разных авторов на передний план выходит разная тематика. Это могут быть проблемы социальной философии или философской антропологии, метафизики и т.д. Нередко крупный философ откры­вает совершенно новую тематику, не вписывающуюся ни в один из традиционных разделов философии.

Наконец, многообразие философии проявляется в различии фун­даментальных идей и соответствующих выводов из учения. Каждой глу­боко проработанной концепции присущ ряд фундаментальных идей, составляющих ее ядро, ее основу. Отправляясь от них, философ раз­вивает ряд производных идей и приходит к определенным выводам.

Еще один аспект многообразия философии тесно связан с отме­ченными выше. Речь идет о философских направлениях. Под направле­нием в философии принято понимать ряд учений (принадлежащих раз­ным авторам), близких по постановке проблем, по тема/пике, по фунда-менталъным идеям и по соответствующим выводам.


Уже в древней философии возникает множество разнообразных направлений. Множественность направлений — характерная черта раз­вития философии.

Значительный ущерб развитию философского многообразия в России был нанесен акцией Советского правительства, осуществлен­ной в 1922 г.1 Из страны была выслана большая группа представите­лей творческой интеллигенции. Среди высланных оказались и круп­нейшие философы. В последующий период их имена и труды намерен­но замалчивались. Огромный пласт отечественного философского наследия оказался выключенным из культурного оборота. Произошел обрыв гуманитарно-культурной традиции.

В советский период философия длительное время развивалась под жестким партийно-идеологическим контролем сверху. В этих условиях формирование самостоятельных философских направлений не было возможным. Всеобщий партийно-идеологический контроль затруднял свободное развитие общественной мысли во всех сферах гуманитарного знания, в том числе в философии. Тем не менее, вопреки неблагопри­ятным условиям, советские философы многое сделали для постепенно­го подъема уровня философской культуры общества. В ряде отраслей философского знания были получены значительные достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: