Много лет тому назад аэрокосмическая промышленность находилась в гораздо лучшем состоянии, чем сейчас. Когда в 1957 году после запуска спутника русские начали «космическую гонку», Америка была в шоке. Стало ясно, что, экономя на космосе, президент Эйзенхауэр совершил большую ошибку.
После того как спутник стал реальностью, народ США потребовал от правительства активных действий. Ракетная промышленность «воспряла духом». Так как уровень знаний работавших в ракетной промышленности был очень невысок, правительство выделило большие ассигнования на подготовку специалистов. Научные контракты заключали с каждым, кто мог без ошибок написать «эллиптическая орбита». Вскоре после инаугурации президент Кеннеди включился в «лунную гонку», сделав таким образом всю нацию ее заложницей на целых десять лет.
В 1961 году «Хьюз Эйркрафт компани» заключила контракт на создание и запуск беспилотного космического корабля с целью его посадки на Луне. Так как никто не занимался этим раньше, контракт был заключен по формуле «стоимость проекта плюс вознаграждение». Это означало, что компания получит фиксированное вознаграждение независимо от того, сколько будет стоить осуществление проекта: 50, 100 или 500 миллионов долларов. Теоретически компания не получает особой выгоды от увеличения затрат без необходимости но у нее есть возможность потратить некоторые суммы на развитие прогрессивных технологий. Правительство все время внимательно следит за соотношением затрат и технологических новшеств.
|
|
Двумя годами позже конструкторы решили закупить для космического корабля специальное оборудование, генерирующее электроэнергию. Была подготовлена заявка и предложена четырем компаниям на конкурсной основе. Компания «Стармат» приняла предложение и запросила за проект фиксированную сумму в размере 450 тыс. долларов. Она имела большой опыт производства менее сложных установок, генерирующих электроэнергию.
Через месяц после того, как было получено предложение, в технологии создания космических аппаратов произошли большие сдвиги, которые потребовали переоценки их стоимости. В это время ценовики занимались другими контрактами и выпустили из поля зрения предложение «Стармата». Позже оказалось, что этот недосмотр дорого обошелся. Решив передать контракт «Стармату», руководство захотело провести переговоры немедленно. Я был одним из трех членов команды, которая в 9 часов утра получила указание закончить переговоры к вечеру. Иногда выгоды, полученные в результате быстро проведенных переговоров превышают компенсации за недопоставку продукции. Сходная ситуация сложилась и у нас.
|
|
Мы договорились о встрече на предприятии фирмы сразу после обеденного перерыва. По дороге на совещание мы приняли три решения: твердо настаивать на наших предложениях; если удастся, договориться о сумме в 425 тыс. долларов; в начале переговоров предложить 140 тыс. долларов. Так выглядели наши не очень удачные «домашние заготовки».
Мы быстро поняли, что оппоненты были подготовлены к переговорам еще хуже, чем наша команда. Главный инженер не был знаком с нашими предварительными предложениями и извинился за свою неосведомленность. Руководитель контрактной группы «Стармата» и главный бухгалтер сказали, что не успели просмотреть наши материалы заранее, и попросили сдвинуть начало совещания на полчаса.
Мы хотели ознакомиться с финансовым обоснованием заявки на 450 тыс. долларов и были приятно удивлены, узнав, что такого обоснования у главного бухгалтера нет. Он вышел и вернулся примерно через полчаса с беспорядочной кипой документов.
Мы продолжали настаивать на предъявлении нам финансового обоснования, но через некоторое время поняли, что в Документах нет оценочной базы проекта. Финансовая служба «Стармата» была ничуть не лучше финансовых служб всей нашей промышленности.
В ходе переговоров главный инженер несколько раз выходил из комнаты и возвращался, когда в переговорах возникали критические ситуации. Было заметно, что он предпочитал решать технические проблемы, а не обсуждать цены. Несколько раз, когда необходимо было срочно решить вопросы, связанные с другими контрактами, вызывали руководителя контрактной группы.
К вечеру «Стармат» уменьшил запрашиваемую цену до 375 тыс. долларов. Еще позже цена была снижена до 300 тыс. долларов. И, наконец, в полночь был заключен контракт на сумму 220 тыс. долларов. Обе стороны были удовлетворены. Насколько я знаю, эта сделка не принесла «Стармату» убытков, но руководители компании никогда не узнают, что за столом переговоров они выбросили на ветер больше 200 тыс. долларов. У представителей «Стармата» уровень ожиданий оказался очень низким, поэтому они получили так мало1.
* 2 июня 1966 года успешно прилунился сконструированный и построенный «Хыоз Эйркрафт компании «Сурвейор». Полет первого непилотируемого космического корабля открыл дальнейшие пути исследования планет- Работа была выполнена в пределах намеченной стоимости и почти в срок.