Личность мыслителя

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) родился в Москве, в семье богатого помещика. Учился в Московском университете. В 1812г. по-


ступил на военную службу, участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1816 г. познакомился с А. Пушкиным (тогда еще лицеистом) и стал до конца жизни последнего одним из самых близких его друзей. Ду­ховное развитие П. Чаадаева происходило необычайно быстро, что не может не свидетельствовать о его чрезвычайной одаренности — по­ступление в университет в возрасте 15 лет, участие в войне в возрасте 18, наконец, оставление службы в 26-летнем возрасте — в начале 1821 г. В 1823-1826 гг. П. Чаадаев живет за границей, где встречается и беседует с известным немецким философом Шеллингом (1775—1854), с которым он переписывался впоследствии.

В конце 1829 г. П. Чаадаев приступил к работе над трактатом «Фило­софические письма». Эта работа, написанная им на французском языке и состоящая из восьми писем, была закончена в 1831 г. Письма адресу­ются некой даме, но, скорее всего, П. Чаадаева привлекла сама эписто­лярная форма, позволившая ему излагать свои мысли в более непри­нужденной манере. Письма вскоре распространились в образованном обществе, их читали и обсуждали. В 1836 г. произошло событие, роковым образом повлиявшее на дальнейшую судьбу П. Чаадаева. В журнале «Те­лескоп» было опубликовано одно из писем. Письмо было напечатано не по инициативе П. Чаадаева, но с его согласия. Публикация вызвала чрез­вычайно острую реакцию в обществе, в том числе и в правительствен­ных кругах — суровые и беспощадные суждения о России поразили всех. Заметим с сожалением, что шум, вызванный публикацией первого письма, в котором действительно содержатся особо пессимистические оценки России (в отличие от других писем, в нем вообще большое место занимает тема России), надолго отодвинули на второй план саму философию П. Чаадаева, суть его философской концепции. Между тем последняя отнюдь не сводится к размышлениям о России.

По указанию Николая I, на которого критика России П. Чаадае­вым произвела самое неблагоприятное впечатление, автор письма был объявлен сумасшедшим. На него был наложен домашний арест и зап­рещение что-либо писать для публикации. Мыслитель до конца жизни оставался в Москве и принимал активное участие в философских дис­куссиях. Жил он на улице Басманной, и его нередко называли «бас-манным философом», не вкладывая, впрочем, в это именование ка­кого-либо многозначительного смысла.

Современник писал о П. Чаадаеве: «Скромный домик посещаем постоянно сенаторами, членами Государственного совета, генерал-адъютантами, обер-церемониймейстерами и даже министрами. Всех он принимает с равной любезностью, но и с равным достоинством, перед всеми неизменно он остается самим собой и в этом-то тайна его всеми признанного превосходства.

Обладающий обширными сведениями, следивший за нравствен­ным и политическим развитием Европы и России в продолжении чет­верти столетия, Чаадаев знаком с идеями и людьми. Сам он, не уча-


ствующий и не желающий участвовать в непосредственной деятель­ности, сохраняет полное беспристрастие; а по достоинству и прямоте характера говорит всегда правду или то, что правдой считает, о систе­мах, о происшествиях, о лицах...

Явление это и самое существование такой личности оправдывает Россию во многих обвинениях. Чаадаев принадлежит к породе героев: в Риме при Диоклетиане он был бы мучеником, при Иване Грозном он назывался бы Адашевым, при Петре Великом — Яковом Долгору­ким, теперь он Чаадаев»1.

Последние слова перекликаются с известным' стихотворением А. Пушкина «К портрету Чаадаева»:

Он высшей волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах — Периклес,

У нас — он офицер гусарский.

К Чаадаеву же обращены замечательные пушкинские строки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: