Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) родился в Москве, в семье богатого помещика. Учился в Московском университете. В 1812г. по-
ступил на военную службу, участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1816 г. познакомился с А. Пушкиным (тогда еще лицеистом) и стал до конца жизни последнего одним из самых близких его друзей. Духовное развитие П. Чаадаева происходило необычайно быстро, что не может не свидетельствовать о его чрезвычайной одаренности — поступление в университет в возрасте 15 лет, участие в войне в возрасте 18, наконец, оставление службы в 26-летнем возрасте — в начале 1821 г. В 1823-1826 гг. П. Чаадаев живет за границей, где встречается и беседует с известным немецким философом Шеллингом (1775—1854), с которым он переписывался впоследствии.
В конце 1829 г. П. Чаадаев приступил к работе над трактатом «Философические письма». Эта работа, написанная им на французском языке и состоящая из восьми писем, была закончена в 1831 г. Письма адресуются некой даме, но, скорее всего, П. Чаадаева привлекла сама эпистолярная форма, позволившая ему излагать свои мысли в более непринужденной манере. Письма вскоре распространились в образованном обществе, их читали и обсуждали. В 1836 г. произошло событие, роковым образом повлиявшее на дальнейшую судьбу П. Чаадаева. В журнале «Телескоп» было опубликовано одно из писем. Письмо было напечатано не по инициативе П. Чаадаева, но с его согласия. Публикация вызвала чрезвычайно острую реакцию в обществе, в том числе и в правительственных кругах — суровые и беспощадные суждения о России поразили всех. Заметим с сожалением, что шум, вызванный публикацией первого письма, в котором действительно содержатся особо пессимистические оценки России (в отличие от других писем, в нем вообще большое место занимает тема России), надолго отодвинули на второй план саму философию П. Чаадаева, суть его философской концепции. Между тем последняя отнюдь не сводится к размышлениям о России.
|
|
По указанию Николая I, на которого критика России П. Чаадаевым произвела самое неблагоприятное впечатление, автор письма был объявлен сумасшедшим. На него был наложен домашний арест и запрещение что-либо писать для публикации. Мыслитель до конца жизни оставался в Москве и принимал активное участие в философских дискуссиях. Жил он на улице Басманной, и его нередко называли «бас-манным философом», не вкладывая, впрочем, в это именование какого-либо многозначительного смысла.
Современник писал о П. Чаадаеве: «Скромный домик посещаем постоянно сенаторами, членами Государственного совета, генерал-адъютантами, обер-церемониймейстерами и даже министрами. Всех он принимает с равной любезностью, но и с равным достоинством, перед всеми неизменно он остается самим собой и в этом-то тайна его всеми признанного превосходства.
|
|
Обладающий обширными сведениями, следивший за нравственным и политическим развитием Европы и России в продолжении четверти столетия, Чаадаев знаком с идеями и людьми. Сам он, не уча-
ствующий и не желающий участвовать в непосредственной деятельности, сохраняет полное беспристрастие; а по достоинству и прямоте характера говорит всегда правду или то, что правдой считает, о системах, о происшествиях, о лицах...
Явление это и самое существование такой личности оправдывает Россию во многих обвинениях. Чаадаев принадлежит к породе героев: в Риме при Диоклетиане он был бы мучеником, при Иване Грозном он назывался бы Адашевым, при Петре Великом — Яковом Долгоруким, теперь он Чаадаев»1.
Последние слова перекликаются с известным' стихотворением А. Пушкина «К портрету Чаадаева»:
Он высшей волею небес
Рожден в оковах службы царской.
Он в Риме был бы Брут, в Афинах — Периклес,
У нас — он офицер гусарский.
К Чаадаеву же обращены замечательные пушкинские строки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!