Взгляды Бердяева перекликались с теоретической позицией Освальда Шпенглера (1880-1936) - известного немецкого мыслителя, одного из основателей современной философии культуры. Шпенглер испытал сильное влияние Шопенгауэра, Гёте и Ницше, изучил русский язык, чтобы читать Достоевского в оригинале, высоко ценил Вагнера (особенно оперы «Тристан и Изольда» и «Парсифаль»), увлекался историей и математикой.
В знаменитой книге «Закат Европы» Шпенглер рассматривал культуру как высшую ценность. Он характеризовал ее как «организм», обладающий сквозным единством, но обособленный от других, подобных ему «организмов». Каждая культура придает человеческой природе свою собственную форму,
437 |
Лекция XIV
обладает своей идеей, своими страстями, своей жизнью и волей. Таких культур насчитывается восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. Шпенглер предсказывал также возникновение еще «нерожденной» русско-сибирской культуры.
Единой общечеловеческой культуры не существует. Линейный принцип ее построения заслуживает лишь резкого отрицания и беспощадного высмеивания.
В основе неповторимости культур - тайная связь между стилем души и миром чисел. Каждая культура имеет неповторимую душу и собственный взгляд на количественные, пространственные отношения. Античная математика связана измеримой величиной и приведением в порядок «ставшего», а западная - с иррациональными, отрицательными числами, учением о функциях и фаустовским стремлением к бесконечному.
Шпенглер утверждал, что каждому культурному «организму» заранее отмерен жизненный срок - примерно 1200 или 1500 лет. Культура возникает, взрослеет, достигает стадии зрелости, а потом стареет, гибнет и никогда не возрождается. Когда душа культуры, ее бескорыстный дух и ценности расцветают, эпоха достигает своего апогея, порождая все свое феноменологическое богатство: философию и религию, музыку и математику, поэзию и юриспруденцию, и даже типы эротики и способы ведения войны. Когда же бескорыстные идеалы начинают замещаться потребительским сознанием, культура постепенно окостеневает и перерождается в цивилизацию.
Кризис культуры неизбежен. Он возникает, когда материальные элементы берут верх над идеальными, когда «творческие деяния» замещаются «механической работой». Переход к цивилизации для греко-римской культуры произошел в эпоху эллинизма, а для культуры западного мира - в XIX веке. Современный человек, по Шпенглеру, беспомощен и в корне отличается от «человека разумного» эпохи Просвещения. Даже животное оказывается лучше приспособленным к условиям существования. Не обладая совершенным развити-
438 |
Эстетическое и художественное
ем своих органов и стремясь компенсировать это, человек обращается к использованию различных инструментов - к миру культуры, орудиям труда, произведениям искусства, языку и наукам, что, с точки зрения Шпенглера, является показателем ослабления воли и жизни. Человеческая история - необратимый процесс умирания биологически неприспособленного вида. Западное искусство первой трети XX столетия погрузилось в фазу увядания, «ноги современной культуры похолодели».
«Закат Европы» был воспринят как своеобразный апокалипсис и вызвал большое смятение. Реакция на книгу не была однозначной. Однако ее влияние на западную культуру оказалось значительным и сам автор получил широкое и заслуженное признание. Когда Шпенглер скончался, в его гроб положили «Фауста» и «Заратустру».
За 50 лет до создания «Заката Европы» русский философ, историк и естествоиспытатель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) создал теорию культурно-исторических типов, которая отвергала представление о «единой нити развития человечества» и признавала существование отдельных цивилизаций, развивающихся имманентно, но во взаимодействии друг с другом. Прямой «генетической» связи исследований Данилевского и Шпенглера, по-видимому, не возникало, поскольку книга русского мыслителя «Россия и Европа» стала известна в Германии только в 1920 году.
Данилевский принадлежал к славянофильскому направлению в русской общественной мысли, как А. С. Хомяков, И. В. Киреевский и К. С. Аксаков, верил в бурное развитие отечественной философии, науки и искусства, а также в грядущий индустриально-технический прогресс. Его интересовали геополитические особенности положения России в системе европейских государств.
Труд Данилевского был назван скромно, хотя и содержал в себе новый взгляд на всеобщую историю человечества. Автор искал основание для такого подхода, который бы охватил понимание природы и общества едиными рамками. Таким основанием для Данилевского стала система взглядов органической школы в социологии, отождествлявшая общество с
439 |
Лекция XIV
организмом и стремившаяся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями.
Обосновывая неославянофильскую социологическую доктрину при помощи биологии, Данилевский сформулировал «эмпирические законы» развития народов, согласно которым подлинными носителями исторической жизни являются обособленные культурно-исторические типы (египетский, китайский, индийский, германо-романский, ассирийско-вавилонско-финикийский, еврейский, европейский и др.). Особый тип составляют русские и славяне. Каждый из культурно-исторических типов, подобно живому организму, проходит три этапа: юность, зрелость и старость.
Ответом на плоский позитивистский эволюционизм яви-1 лась также книга английского историка и социолога Арноль-| да Джозефа Тойнби (1889-1975) «Исследование истории»./ Общественно-историческое развитие он истолковывал в духе круговорота локальных цивилизаций. До настоящего времени, по Тойнби, сохранились лишь пять из них - китайская, индийская, исламская, русская и западная цивилизации, не считая некоторых «второстепенных» и «недоразвитых».
Основные цивилизации практически эквивалентны по своим ценностям и могут считаться современными друг другу, поскольку период их существования не превышает 2% времени от общей продолжительности жизни человека на Земле. Каждой цивилизации суждено пройти стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Периоды их подъема обусловлены особой активностью «творческого меньшинства», являющегося носителем мистического «жизненного порыва». «Творческое меньшинство» призвано вести за собой «инертное большинство» - этим цивилизация отвечает на «вызовы» истории.
Аргументировано подкрепив многое из того, что уже было сказано другими авторами о механической доктрине линейного прогресса общества и взаимодействии культуры и цивилизации, Тойнби сформулировал ряд новых теоретических положений. Он не ограничивался простым противопоставлением культуры и цивилизации, а характеризовал их как сообщающиеся сосуды. Развитие цивилизации повлекло за собой известные потери в сфере художественной культуры, но,
440
Эстетическое и художественное
Лекция XIV
441
одновременно с этим, искусство обрело неведомые в прошлом технические возможности и неизмеримо обогатило набор своих выразительных средств. В концепцию же исторического круговорота Тойнби ввел определенные элементы поступательного развития. Он склонялся к признанию прогресса человечества в духовном самосовершенствовании, предсказывая возможность устремленности мировых религий к единой синтетической религии будущего.
Падение культуры не является фатальным, - утверждал всемирно известный протестантский миссионер и богослов музыковед и органист Альберт Швейцер (1875-1965). Оказав неповторимое личное влияние на современную ему идейную и духовную ситуацию, Швейцер не считал неразрешимым конфликт между культурой и цивилизацией. Критикуя «техническую эру» и «внешний прогресс», деградацию современного общества и порабощение личности, Швейцер полагал, что культуру можно спасти, вдохнув в нее новую этику. Обоснованию этой идеи посвящена его книга «Распад и возрождение культуры», написанная в 1923 году.
Идеи Данилевского, Шпенглера и Тойнби получили оригинальное преломление в самобытной теории нашего современника Льва Николаевича Гумилева (1912-1992) - доктора географических и доктора исторических наук, автора интереснейшей книги «Этногенез и биосфера Земли».
Биосфера - термин, введенный в науку академиком В. И. Вернадским. Этот термин означает одну из оболочек Земли, включающую в себя совокупность живых организмов и все плоды их былой жизнедеятельности. Ключевым моментом системы взглядов Гумилева является трактовка этноса как части биосферы Земли, как особого сочетания социальных и природных единиц. Этническая история - это история отдельных этносов (субстанции биосферы) в сочетании с историей ландшафтов («плавильных котлов», в которых формируется сам этнос) и историей культуры. Развитие этносов не зависит от общественно-экономических формаций, сложившихся на той или иной территории.
Этногенез включает в себя несколько фаз: подъема, акма-тическую, надлома, инерционную и обскурации. Импульсом
этногенеза является особый «пассионарный толчок», которому придается внеземное происхождение. Для великих свершений нужен запал, толкающий людей на жертвенное служение идеалу (подлинному или мнимому). Пассионарность - это особый вид энергии, биологический признак, нарушающий инерцию покоя, своего рода страсть, атрибут подсознания. Пассионарии (Александр Македонский, Наполеон, Ян Гус, Жанна д'Арк и др.) не могут жить повседневными заботами без увлекающих их целей. Кроме пассионариев в этносе существуют гармоничные, не сверхактивные особи (их большинство) и субпассионарии, наделенные незначительной долей энергии. «Пусковой момент» этногенеза, по Гумилеву, - внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев. Количество пассионариев начинает быстро увеличиваться и достигает максимума. В фазе же надлома наблюдается резкое уменьшение их числа и вытеснение их субпассионариями. Далее уменьшение пассионарных особей протекает более вяло и, в конце концов, происходит почти полная замена пассионариев субпассионариями. Последние в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо просто «не успевают сделать это до вторжения иноплеменников извне»; этнос превращается в реликт. Эти выводы сделаны Гумилевым на основе анализа огромного фактического материала, включающего сведения о древних этносах -гуннах, тюрках, хазарах, монголах, а также о культурах и цивилизациях значительно более позднего времени.
Итак, линейный принцип построения истории искусств и теория локальных цивилизаций - это подходы, покоящиеся на разных методологических основаниях. Сделать однозначное заключение о том, что один из них является истинным, а другой - ложным, было бы совершенно неправильно: оба подхода подкреплены соответствующими аргументами и имеют важное значение при решении определенных познавательных задач. Вместе с тем ни один из них не является абсолютно самодостаточным и не может претендовать на роль универсального инструмента в исследовании историко-худо-жественного процесса, взятого в целом, во всей многомерности и полноте.
Эстетическое и художественное
■* ~
Может ли, в самом деле, претендовать на такую всеохват-ность принцип линейного поступательного развития? Едва ли Безусловной ошибкой обернулась бы, например, попытка исследователя определять каждую из эпох развития искусства как ступень к последующей. Чаще всего художественные эпохи не находятся в отношениях субординации и ни одна из них не может рассматриваться как средство для возникновения другой. Складывающиеся друг за другом во временной перспективе значительные художественные эпохи самоценны и самодостаточны. Нелепо говорить о каком-либо «отставании» одной эпохи от другой, можно только отметить их своеобразие.
А как прикажете использовать методологию однонаправленного поступательного развития, если предметом изучения становятся культуры, существующие одновременно? Что делать, если внутри одной и той же эпохи мы сталкиваемся с языками, принадлежащими разным художественным системам? Как, наконец, исследовать асинхронность стилевых процессов, протекающих в одном и том же времени, но в разных видах искусства?
Не меньше вопросов возникает там, где ограничиваются принципом локальных цивилизаций. Разные культуры заключены в свою скорлупу и никак не связаны между собой? -согласиться с этим, прямо скажем, трудновато. А может быть, кто-то возьмется всерьез утверждать, что между художественными явлениями разных эпох вообще не существует преемственности? - этого просто невозможно себе представить. Почему, кроме того, так выходит, что одни и те же устойчивые типы художественного мышления могут проявляться одновременно в разных видах искусства? Или это придумали Э. Па-нофский, А. Хаузер, Г. Зедльмайр и Э. Гомбрих? Чем объяснить, наконец, что в искусстве разных локальных культур, никогда не приходивших в соприкосновение друг с другом, встречаются единые композиционные приемы?
Противоборство двух подходов к исследованию историко-художественного процесса базируется на авторитете Конта, Гегеля и Маркса, с одной стороны, Данилевского, Шпенглера и Тойнби - с другой. Вот уж поистине - кто глубоко мыслит,
443 |
Лекция XIV
глубоко и заблуждается. Актуальной задачей современной эстетики (не говоря уже о современной философии культуры, истории и социологии) следует, очевидно, считать преодоление односторонности этих концепций, определение методологических оснований для их органического совмещения. Объективную картину в эстетике можно получить лишь диалектически соединив выявление общих тенденций истори-ко-художественного процесса, выступающих в качестве глубинных скреп культуры, с осмыслением своеобразия каждой самостоятельной художественной эпохи, каждой культуры, каждого значительного явления в искусстве (творческого метода, направления, течения, школы или стиля). Не исключено, что таким основанием станет системно-сннерге-тическая методология. Может быть с ее помощью нам и удастся когда-нибудь получить подробный ответ на этот запутанный вопрос.
Синергетика - новая область знания, выросшая из теории систем в конце XX столетия. К числу ее основоположников относятся Г. Хакен, И. Пригожий, И. Стенгерс - исследователи, работающие в области физико-математических наук. В круг интересов синергетики входит проблема жизнеспособности сложных систем. Тут-то и выясняется, что выживаемость, жизнестойкость сложноорганизованной системы не в последнюю очередь зависит от того, насколько совмещаются потребности ее целокупного бытия и нужды каждой входящей в нее части при относительной автономности их функционирования и существования. Если баланс интересов отсутствует, слож-ноорганизованная система не может быть жизнеспособной. Угнетение системой части или стремление части заглушить нужды целого заканчиваются их разрушением.
Взятое во временной перспективе искусство - не простая череда изменений, а сложный процесс саморазвития входящих в него подсистем. Этот процесс отличается поливалентностью: в нем объективно совмещаются обе тенденции. Появляясь и исчезая на огромных просторах земной цивилизации, самодостаточные и относительно автономные историко-культурные образования соотносятся между собой и с общим, всемирно-историческим потоком развития так, что в этих
444 |
Эстетическое и художественное развитие
взаимоотношениях планетарное сообщество разумных сущ постепенно «нащупывает» более высокий уровень у пет ченности, более высокую степень гармонизации интепе целого и каждой входящей в него части. Вот почему жест разъединение упомянутых здесь типов проблем обманчиво опасно: историко-художественный процесс рискует получи однобокое освещение.
2. Творческий метод, направление, течение, школа и стиль как категории историко-художественного процесса
2.1. Сущность творческого метода и его структура
Творческий (художественный) метод - одна из самых молодых эстетических категорий. Она появилась в отечественной художественно-критической и искусствоведческой литературе во втором и третьем десятилетиях XX века. В этот период на страницах научных изданий, журналов и газет развернулась теоретическая дискуссия о том, правомерно ли употреблять понятие «метод» применительно к художественно-творческому процессу. Представители Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) - одной из многочисленных творческих организаций, существовавших на рубеже 20-30-х годов, отстаивали точку зрения, согласно которой это понятие, конечно же, имеет к искусству самое прямое отношение. И коль скоро метод вообще есть способ или общие принципы познания и преобразования мира, а единственно научной системой принципов познания и преобразования окружающей действительности является диалектический материализм (это утверждение воспринималось как аксиома), теоретики РАППа приходили к единодушному заключению, что диалектико-ма-териалистический метод и есть метод художественного творчества.
К чести ряда эстетиков и литературоведов позиция РАППа не была поддержана. Отдавая должное непререкаемому авторитету диалектического материализма, они все же настаивали на том, что искусство - область достаточно специфическая,
Лекция XIV
отчего и метод в искусстве - весьма своеобразная вещь. Художественный метод, - говорили они, - это система творческих принципов. С учетом же того очевидного обстоятельства, что метод в искусстве всегда имеет конкретно-исторический характер, они уточняли: художественный метод есть исторически обусловленное единство общих принципов художественного творчества. В этой трактовке данный термин в дальнейшем и закрепился.
Специально подчеркнем, что понятие творческого метода в эстетической теории появилось не случайно. Этот факт был естественным следствием подхода к художественному творчеству как к осознанному, целенаправленному процессу. Однако художественное творчество этим не исчерпывается. Оно имеет и прямо противоположную сторону. Не удивительно поэтому, что в тех эстетических системах, где творческий процесс предстает прежде всего как состояние «наития», «божественного вдохновения», «пророчества», «мистической одержимости» (Платон), как «иррациональное лирическое излияние» гениальной личности (иенские романтики) или в виде «спонтанного, бессознательного выражения инстинктов» субъекта (фрейдисты и интуитивисты), потребность в использовании категории художественного метода вообще не могла возникнуть. И напротив - там, где существует убеждение, что творческий процесс в искусстве принципиально познаваем (Аристотель, Леонардо да Винчи, Буало, Дидро, Гегель и многие другие вплоть до наших дней), выявление и изучение его основных принципов всегда считалось и считается ныне актуальнейшей задачей эстетики и искусствознания. И здесь уже не столь существенно - использовался или не использовался в научных трактатах принятый сейчас термин. Важно другое: само понятие о принципах художественного творчества в эстетике, конечно же, имелось.
Итак, художественный метод - система творческих принципов и, будучи именно системой принципов, он имеет достаточно сложный механизм. Структура художественного метода определяется диалектикой всеобщих форм индивидуальной деятельности, о чем мы в свое время уже говорили. Поскольку индивидуальная деятельность, в какой бы сфере она
Эсте тическое и художественное рязвитие _общеотт)^
не проявлялась, осуществляется в четырех основных направлениях (познание, ценностная ориентация, общение и преобразование), художественный метод включает в себя четыре основных параметра (четыре группы принципов): гносеологический, аксиологический, семиотический и моделирования. Охарактеризуем каждый из них. Гносеологический параметр. Творческий метод есть способ художественного познания. Поэтому каждый художественный метод ориентируется на тот или иной предмет художественного освоения и включает в себя свои принципы отбора отражаемых явлений. Одно дело - безусловная ориентация на действительность, стремление разрушить миф, обнажить реальность, показать ее такой, какой она является на самом деле, и совсем другое - принципиальная устремленность в мечту, в фантазию, к неосуществленному идеалу. В первом случае мы сталкиваемся с реалистическим типом творчества (с методом критического реализма, например, черпающим свои образы в сфере социальных отношений и острых социальных конфликтов), а во втором -с романтическим, имеющим прямо противоположную установку. Ведь главным принципом романтического воспроизведения жизни является обращение к абсолютно самоценной личности, устремленной в иной, созвучный ей мир, и внутренне независимой от окружающей действительности. Реальность, с присущим ей экономическим и социальным порядком, чужда человеку и недостойна его. Роль объективного мира не следует преувеличивать.
Натурализм фрейдистского толка обнаруживает интерес к сфере биологических отношений между людьми, а так называемое концептуальное искусство (иногда его именуют «холодной школой» и «искусством первичных структур») осуществляет отбор явлений действительности так, чтобы грань между эстетическим и неэстетическим, художественным и нехудожественным была максимально размыта. Вещь, - говорят представители концептуального искусства, - должна содержать в себе минимум художественности. Поэтому вместо скульптуры на выставке помещается бытовой предмет (например, груда кирпичей или плохо отесанный чурбан). Этот
447 |
Лекция XIV
предмет «замещает» собой скульптуру, «манифестируя» ее отсутствие. Ведь то, что замещается, всем хорошо известно, -поясняют они. А раз это нечто и без того хорошо известно -значит оно как бы уже «предварительно есть». Подобное мы находим и в музыкальном концептуализме: вспомним хотя бы скандально известную пьесу Кейджа «Четыре минуты тридцать три секунды молчания для одного инструмента или группы инструментов», которая, очевидно, должна «репрезентировать» отсутствующую музыку.
В художественной практике модернизма распространено и такое явление, как «невозможное искусство», получившее наименование благодаря своему замыслу превратиться в особую форму протеста против вещизма, против стремления обладать художественной ценностью, каким-то образом присвоить ее, сделать предметом личного потребления. Ответвление «невозможного искусства» под названием «земляное искусство» проявляется в создании «негативных объектов» или, попросту говоря, в рытье огромных траншей (произведения «земляного искусства» достигают порой 1600 метров в длину, 30 метров в ширину и 60 метров в глубину!). Столь же своеобразны «искусство воды» (массивные глыбы льда) и «искусство неба» (освещение ночного небесного свода мощными прожекторами).
Наряду с принципами отбора явлений действительности, гносеологический параметр художественного метода включает в себя и принципы сопоставления отобранных явлений, те или иные способы построения художественного образа. Каждый творческий метод по своему сопрягает внутреннее и внешнее, закономерное и случайное, абстрактное и конкретное, эмоциональное и рациональное, объективное и субъективное, изобразительное и выразительное. От этого зависит его познавательная емкость.
В одном случае может возникнуть натуралистическая абсолютизация внешнего, единичного, случайного, в другом -классицистская гипертрофия идеально-общего, при которой скупой или лицемер становятся скупостью или лицемерием с большой буквы и во всех своих проявлениях. Есть своя мера соотношения общего и конкретного и в реалистической типизации.
448 |
Эстетическое и художественное развитие общества
Реализм, который, как считал Ф. Энгельс, помимо правдивости деталей предполагает правдивость воспроизведения типических характеров в типических обстоятельствах, существенно отличается от методов творчества, принципиально избегающих изображения человека в реальной конкретно-исторической ситуации и в многообразных связях с социальной средой. Так, например, Ален Роб-Грийе - один из представителей «нового романа» - в книге «В прошлом году в Мариендбаде» описывает взаимоотношения мужчины и женщины, являющихся клиентами отеля, изолированного от внешнего мира. Читателю ничего не известно ни о них самих, ни об их жизни. Однако герой хочет доказать героине, что они уже встречались и даже полюбили друг друга. Это произошло здесь же, в Мариендбаде, и совсем недавно - в прошлом году. Но она этого не помнит, и не удивительно: ведь в действительности этого не было. Не было! А может быть и было? Герой так настойчиво и с таким упорством убеждает героиню в своей правоте, что она, доведенная до полного нервного изнеможения, погружается в мир галлюцинаций и начинает, наконец, «вспоминать» отдельные сцены их былых встреч. С этого момента они не просто втягиваются в обоюдную игру, а начинают искренне верить, что фантастический мир их видений - не вымысел, а подлинная реальность.
Аксиологический параметр. Художественный метод - не только способ познания объективного мира, но и способ его оценки. Эстетическое познание неотделимо от оценочной стороны отражения. И если каждый творческий метод, наряду с принципами отбора и обобщения осваиваемых явлений, вбирает в себя также и принципы их оценки, он не может не опираться на тот или иной социальный, этический, эстетический или художественный идеал, ибо именно идеал выступает в качестве критерия оценочного отношения.
Так, французский Классицизм жестко связывал социаль-юе положение изображаемого человека с определенными, раз и навсегда заданными свойствами характера. Напомню, что величие и трагедийность в искусстве этой эпохи - это черты персонажей, взятых из жизни аристократических кругов, а
Лекция XIV
из то |
пошлость и комедийность - атрибуты «черни», выходцев простого люда. Что же касается эстетики Просвещения она опиралась на идеалы третьего сословия (здесь характерными примерами может служить творчество Ж. Шардена и Ж. Греза) и поэтому яростно критиковала оценочную систему своих предшественников.
А вот и поучительная история, связанная с художественной практикой метода социалистического реализма. Одним из ее корней не без основания считается «богостроительство» - своеобразное мистико-религиозное течение в большевизме. Проповедуя необходимость создания «религии социализма», М. Горький, А. В. Луначарский и другие идеологи «богостроительства» хотели опереться на веру в «светлое будущее», постепенно укреплявшуюся в сознании людей.
Можно ли представить себе строительство социализма в образе дома без крыши? - спрашивал один из них и отвечал: формально - да. Мы находимся в самом начале пути и строительство нового общества сопряжено с большим количеством трудностей и всяческих прорех. Но это сегодня. А завтра? Если учесть тенденцию, направленность развития, окажется, что формальная правда - на самом деле неправда. Правда, что птица: она не сидит на месте, она летит.
Вот и получилось, что искусство тоже должно быть ориентировано на некое придуманное и предписанное будущее. Эта эстетика полностью сливалась с утверждавшимся предпочтением субъективного объективному, воли - закону. Все логично. Ведь культ личности - это тоже обожествление.