И, наконец, о пятом факторе, характеризующем взаимообусловленность культурной политики и социально-экономических преобразований. Культура, конечно, и «рычаг», и «средство». Но не только! Культура самоценна, суверенна и самодостаточна. Она сама содержит в себе цель. Это означает, что потребности развития отечественной культуры неизбежно приведут к корректировке курса реформ, социально-экономических преобразований в обществе.
Рыночная экономика и государство - лишь обслуживающие средства, но не самоцель. Духовное наполнение нашей жизни, развитие образованности и культуры - вот в чем высший смысл и назначение человеческого бытия. Никакое общество не жило и не может жить, исходя исключительно из идеи экономической выгоды и категорий рыночного предложения и спроса. Не жажда наживы, а культура и истинное служение во все времена оставались в России главными, объединяющими ее народы идеями.
Самоценность культуры проявляется и в том, что она выше политики, старше и нравственнее ее.
|
|
Хочешь заниматься политикой? Изволь, но тогда забудь о спасении души - эта мысль принадлежит итальянскому политическому мыслителю Никколо Макиавелли (1469-1527), старавшемуся «освободить» политику от нравственных императивов. Культура не должна зависеть от сиюминутных политических интересов. Ни одна политическая партия, ни одно политическое движение, если они действительно пекутся о возрождении России, не смогут добиться своих политических целей, игнорируя коренные потребности развития отечественной культуры.
Актуальность проблем культурно-эстетического развития обусловлена не только необходимостью выработки новой культурной политики. Она определяется и целым рядом других обстоятельств.
Далеко не последнее место здесь принадлежит, например, потребности подготовки человека к разностороннему творчеству. Эстетическое воспитание формирует потребность в творческой деятельности и индивидуальные навыки творчества. Оно развивает творческое воображение, преодолевает узость взглядов, приземленность мысли, культивирует твор-
504
Эстетическое и художественное развитие общества
Лекция XVII
505
ческий подход, смелость в постановке и решении важнейших проблем жизни и производства. Эстетическое воспитание содействует преодолению интеллектуального схематизма, догматизма и стереотипов мышления. Некоторые специалисты даже утверждают: ничто так не развивает эвристические способности личности, как искусство. А творческая способность есть высшее проявление богатства человеческой личности, природной сущности человека.
|
|
Культурно-эстетическое развитие общества актуализируется также потребностью повышения роли гуманитарного начала во всех сферах жизни.
Отрыв образования и просвещения от культуры ничего хорошего не сулит. Старая гимназия в значительно большей мере давала чувство причастности к единству культуры, нежели общеобразовательная школа советского периода. Даже в реальных и коммерческих училищах прошлого доля гуманитарного знания была заметно выше. До сих пор объем преподавания основ наук в общеобразовательной школе чудовищно несоизмерим с объемом изучения основ искусств. Почему? Может быть, из каждого школьника надо готовить будущего ученого? Не отсюда ли безнравственность, черствость и гуманитарная глухота значительной части подрастающего поколения? Не с этим ли, в конечном итоге, была связана характерная для определенного времени деградация профессий (учитель, инженер, архитектор), которые должны были бы выступать безусловными носителями культуры?
Не удивительно, что поступательное развитие общества все очевиднее стало пониматься как научно-технический прогресс, и гуманитарный образ мира человеческой деятельности оказался вытесненным технократическим на абсолютную периферию сознания.
Эстетическое и художественное развитие общества актуализируется, кроме того, и необходимостью компенсировать эмоциональную недостаточность многих видов человеческой деятельности в условиях научно-технической и технологической революции.
Трудовые функции человека стали заметно смещаться в сторону интеллектуальной деятельности. Расширилась сфера
применения умственного труда. Все больше дают о себе знать ♦ техническая утилитаризация», «профессиональный практицизм», «эмоциональное отставание» и т. п. Еще Дарвин, будучи в преклонном возрасте, с горечью заметил в своей «Автобиографии», что если бы ему вдруг представилась возможность заново пережить свою жизнь, он поставил бы себе за правило ежедневно обращаться к поэтическим и музыкальным произведениям. Тогда, быть может, - продолжал великий ученый, - его мыслительные способности, частично подвергнувшиеся атрофированию, благодаря упражнению сохранили бы возможность творить. Эта потеря связана с утратой счастья и вредно отзывается не только на интеллекте, но и на нравственной стороне характера, поскольку ослабляет эмоциональную часть человеческой природы.
Еще одна причина, актуализирующая культурно-эстетическое развитие общества, - углубление потребности в отдыхе, разрядке, отключении, развлечении.
Возрастающие темпы производства, автоматизация труда, информационный взрыв и социальные стрессы - все это приводит к интенсификации психической жизни человека. Снять внутреннее напряжение, вернуть душевное равновесие необходимо прежде всего потому, что восстановить готовность человека к повседневной деятельности иными средствами бывает весьма непросто. Целям «эмоционального катарсиса», релаксации и психологической разрядки может служить и искусство, ибо оно способно удовлетворять не только эстетические и художественные потребности, но и потребности в общении и развлечении. Важно только, чтобы свободное время человек использовал себе во благо. Ведь существует развлечение и «развлечение». В одном случае оно приводит к духовному росту, в другом - к духовной деградации, то есть к прямо противоположным целям.
И в заключение специально подчеркнем, что актуальность проблем культурно-эстетического развития обусловлена необходимостью переосмыслить трактовку социальной природы, статуса и функций интеллигенции.
В России высшие учебные заведения, особенно прославленные университеты, всегда пополняли ряды нашей отече-
|
|
г, о в Эстетическое и художественное развитие общ ества
ствонной интеллигенции. Лучшие представители отечественной культуры были не только высокообразованными людьми, но и людьми нравственно чуткими, испытывающими боль от дисгармонии жизни, подлинными патриотами, осознающими благо ннрода как высшую ценность.
В 20-е годы текущего века русская культура растеряла цвет своей интеллигенции, выдающихся мыслителей, художников, ученых (одно только искусство лишилось Шаляпина, Рахманинов*!, Шагала, Бенуа, Кандинского и многих, многих других). Тогда кое-кому, и не без основания, казалось, что подготовить кадры высококвалифицированных специалистов не так уж и трудно. Не учли только одного: формирование интеллигенции требует поколений. Интеллигенция, как справедливо заметил директор Всероссийского научно-технического информационного центра В. И. Скрыпник, не возникает по решению партии и правительства. И к чему скрывать: не пахнет и сегодня от некоторых воспитанников высшей школы сколько-нибудь заметной степенью интеллигентности.
Однако меня могут спросить, что такое интеллигенция? Каково содержание этого понятия? В чем суть его современной трактовки?
Начну с мысли И. В. Бестужева-Лады, который сказал, что интеллигент - это всего лишь носитель интеллигентности, а интеллигенция - это просто совокупность интеллигентов. Ну что же, если это действительно и не строго научно, зато абсолютно истинно. Важно, кроме того, иметь в виду, что в жизни обнаруживается та или иная степень интеллигентности, неодинаковая в разных плоскостях и на разных этапах жизни человека. Обычно, когда начинают рассуждать об интеллигентах, имеют в виду высокообразованных людей. С этого начинают практически все. И это правильно. Бесспорно, что хорошее образование - непременный «спутник» каждого интеллигентного человека. Но было бы крайне наивно думать, что его можно определить по наличию диплома или по роду службы. Нет, это можно сделать только по особому строю и уровню духовности. Понятие «интеллигент» неотделимо от насыщенной духовной жизни человека, от особой, интеллектуальной, творческой деятельности. Интеллигентность проявляется во
|
|
507 |
Лекция XVII
всем - от образа жизни до образа мыслей, от усвоенной системы ценное-*й до лексикона.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) подчеркивал, что интеллигентность - это широкая образованность плюс интеллектуальная и моральная свобода. Вообще, понимание интеллигентности как высокой духовности, как внутренней духовной свободы, лежит в русле нашей отечественной общественной мысли. Так, например, Бердяев, этот подлинный философ свободы, размышляя о судьбах российской интеллигенции, говорил, что Россия - страна безграничной свободы духа. А свобода духа «дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства». Конечно, - продолжал он, - в России нет тех политических и экономических свобод, которые определяют жизнь Запада. Но суть дела в том, что эти «свободы» достаточно твердо подразумевают определенные «правила», «нормы», «границы», между тем как духовная свобода в России «безгранична» (это даже уже не свобода, а воля).
Конкретизируя свое отношение к свободе, Лихачев характеризует интеллигенцию как интеллектуально независимую часть общества. Специально подчеркну: независимую именно интеллектуально. Но этого мало и вы, по-видимому, спросите: независимую от чего?
От государственной власти, - отвечает Даниил Гранин, поскольку «роман интеллигенции с властью кончается, когда интеллигенцию полностью используют». Пристало ли подлинной интеллигенции входить в первые тройки движений, десятки партийных списков, выступая в роли политических зазывал? Украшает ли интеллигенцию политический экстаз, вроде публичного сжигания партийных билетов на глазах изумленной телеаудитории?
От идеологических догм, - добавляет Лихачев, ибо человек перестает быть интеллигентом, когда он принуждает слепо следовать императивам какого-либо учения. Ведь «подчиняющийся совести не подчиняется больше ничему». А подчинение нравственности чему бы то ни было (политике, например) означает «устранение совести как регулятора человеческого поведения».
508 Эстетическое и художеств енное развитие о би/^-гПп Лекция XVII
509
О? сословных, карьерных, коммерческих интересов, - заявляют участники научной дискуссии «Судьба российской интеллигенции», проходившей в мае 1996 года в Санкт-Петербурге
От узко профессиональных также, - присоединимся мы. Спору нет, математику надо быть математиком, физику - физиком, пианисту - пианистом. Но интеллигент - всегда человек ищущий. Он никогда не замыкается в рамках своей узкой специальности, в жестких пределах чисто групповых интересов. Вот почему мы полностью разделяем точку зрения Кагана, настаивающего на радикальной перестройке всей педагогической деятельности в высшей школе. Целью ее должен быть не «специалист», как это определяется ныне, а «интеллигентный человек, владеющий в совершенстве своей профессией». Владение специальностью для него является лишь одной (хотя и важнейшей!) гранью культуры.
Разумеется, здесь сразу же возникает один непростой вопрос: как «вырастить» интеллигенцию? Можно ли рассчитывать на то, что решение этой задачи в полном объеме когда-нибудь будет высшей школе по плечу? Едва ли! Здесь еще нужны соответствующие условия жизни, среда, семейные традиции, которые постепенно формируются и передаются из поколения в поколение. Однако, если начать культивировать черты интеллигентности среди молодежи так же рьяно, как, например, сегодня культивируется насилие и прочие аксессуары антикультуры, то гибельная тенденция (хотелось бы надеяться!) будет переломлена.
В недавнем прошлом значение интеллигенции явно недооценивалось. Утверждалось, что она не может играть самостоятельную роль в историческом процессе и что самое большее, на что она способна - обслуживать интересы того или иного класса. У интеллигенции, однако, всегда была специфическая «ниша», никем и ничем не заменимая благородная роль - (1) выработка мировоззренческих основ развития общества, (2) определение иерархии ценностей, (3) создание, развитие и распространение культуры. Может быть тем, кто учится в консерватории сегодня, удастся когда-нибудь сделать то, что нашему поколению не удалось: преодолеть сложившийся общественный стереотип, отказаться от архаичес-
кой трактовки природы, статуса и функций интеллигенции, ибо она, что бы ни говорили, является ведущей силой в тех областях, которые были названы выше.
I И чтобы завершить эту мысль, приведу несколько строк
"* из Ф. Тютчева:
' Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
] И мы должны, как старожилы,
; Пришельцам новым место дать, -
Спаси тогда нас добрый гений,
* От малодушных укоризн,
; От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь.
Необозримые перспективы открываются сегодня перед молодыми. Рубеж веков, а тем более тысячелетий - это не просто примечательная дата календаря. Так уж сложилось, что приближение значительных рубежных дат обычно связывается человечеством с ожиданием масштабных преобразований, формированием принципиально новых исторических и культурных парадигм, с представлениями о зарождении явлений, которым в грядущем суждено определить весь облик нашего общества.
Так, конечно, и произойдет. В новом тысячелетии, спустя много лет и десятилетий появится немало таких явлений, которые сегодня не в силах себе представить даже самый дерзновенный ум. И как знать, может быть, среди тех, кто в будущем откроет новые пути в искусстве и оставит на них заметные вехи, есть и слушатели этих лекций.
Давайте скажем: «Аминь!». Ведь это означает: «Да будет верно, воистину!»
ЛИТЕРАТУРА
1. Тихонравов Ю. В. Философия: Учеб. пособие. - М., 1998.
2. Кант И. Основы метафизики нравственности // Собр. соч.: В 6 т.
- М., 1965. - Т. 4, ч. 1. - С. 270.
510
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Методологические проблемы изучения истории эстетической мысли
1. История эстетики не внешнее описание различных
эстетических позиций, и выявление генезиса, становления и
функционирования эстетических идей в их связи с объектив
ным развитием общества.
2. Проблема источниковедения как методи.кл и чес.кии воп
рос историко-эететического исследования и реконструкция
эстетических взглядов на основе косвенных материалов. Фи
лософское обобщение* эстетического сознания, закодированно
го в принципах художественного творчества, в искусствовед
ческих и литературоведческих трудах, в мифологии, гопить-
но-бытовой и культовой практике человечества.
3. Периодизация истории эстетической мысли, положен
ная п основу настоящего учебного курса.
4. Распределение докладов к семинарским занятиям по
истории эстетических учений.
ЛИТЕРАТУРА
М.. 1985-1993. М., |
История эстетической мысли: В 0 т. 1985. Т. 1; Введение. С. 8-22.
Занятие 2. Объективный характер эстетического в действительности
1. Природные и социальные основы эстетического как
объективные предпосылки эстетической деятельности и со
знания. "Ирнродническая" и "общественническая" концеп
ции сущности эстетического, их достоинства и недостатки.
2. Аксиологический подход в современных представлени
ях о природе эстетических явлений. Ценностные и оценочные
отношения. Понятие "предметных" и "субъектных" ценностей.
3. Специфика эстетической ценности.
511
ЛИТЕРАТУРА
Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.
Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.
Книга по эстетике для музыкантов. - М.; София, 1983.
Корниенко В. С. О сущности эстетического познания. Новосибирск, 1962.
Кормин Н. А. Онтология эстетического. М., 1992.
Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.
Столович Л. Н. Эстетическое в действительности и в искусстве. - М., 1959.
Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. М., 1972.
Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. - М., 1994.
Эстетика природы. - М., 1994.
Эстетические ценности в системе культуры. М., 1986.
Занятие 3. Структура эстетического сознания
1. Модусы сознания и понятие субъективной эстетичес
кой реальности.
2. Эстетические чувства, оценки, вкусы и идеалы.
3. Взаимосвязь элементов эстетического сознания.
4. Эстетические установки, ориентации, императивы и нор
мы как "субъектные" ценности эстетического сознания.
5. Ценностные системы и их функционирование в разных
типах эстетической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
Акопджанян Е. С. О природе эстетической потребности. -
Ереван, 1973.
БоревЮ. Эстетика. - М., 1988.
ЗаксЛ. А. Художественное сознание. - Свердловск, 1990. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997. Книга по эстетике для музыкантов. - М.; София, 1983. Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998. Эстетическое сознание и художественная культура. - Киев, 1983.
512
•Ч л п я т и с 4. Античная эстетика
1. Проблема ни1>ичдн.иш.ин античной эстетики.
2. Возникновение эстетических учений в древности. Связь
эстетики Дрепной Гг«"м<м '• чнтичным мировоззрением и ис
кусством.
3. выдвижение основных проблем и выработка важной
1//их эстетических понятий и термином.. *чг>НИЯх пифагорей
цев и Гераклита.
4. Эстетические взгляды Сократа.
5. Эстетическая теория Платона.
6. Эстетика Аристотеля.
7. Эстетические воззрении раннего и позднего эллинилмм
(стоицизм, эпикуреизм, скептицизм и неоплатонизм).
ЛИТЕРАТУРА
Аверинцев С. С. Риторика в истории европейской культурной
традиции. М., 1996.
Античная музыкальная эстетика. М., 1960. Античная художественная культура. СПб.. 1993. Аристотель. Поэтика. М.. 1957.
История эстетики: Памятники мировой пгтотнческой мысли: В 5 т. М.. 1962. Т. 1.
История эстетической мысли: В 6 т. М., 1985 1993. - М., 1985. Т. 1.
Кривцун О. Л. Эстетика. - М., 1998.
Лосев Л. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. -М., 1963.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. -М., 1974.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М., 1975.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. -М., 1979.
Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-11 веков н э ' -М., 1979.
513
Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетических учений. М., 1963.
Платон. Избранные трактаты: В 2 т. - М., 1994.
Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч • ВЗт. -М., 1968. -Т. 1, 2.
Занятие 5. Эстетика западноевропейского С
1. Религиозный характер средневекового миросозерцания.
2. Духовные искания и внутренняя борьба в мировоззре
нии Аврелия Августина.
3. Систематизация христианского аристотелизма в эсте
тике Фомы Аквинского.
ЛИТЕРАТУРА
Августин. Исповедь. - М., 1997.
Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.
История эстетики: Памятники мировой эстртичргкпн мысли: В 5 т. - М., 1962. - Т. 1.
История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1985. - Т. 1.
Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.
Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетических учений. - М., 1963.
Занятие 6. Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль XVII века в Западной Европе
1. Гуманистическая мысль о человеке как центре Вселен
ной, о неограниченных возможностях его развития.
2. Эстетические взгляды Л. Альберти.
3. Эстетические суждения Леонардо да Винчи.
4. Кризис идей Ренессанса и формирование эстетики и
искусства барокко.