Скульптура 15 страница


И, наконец, о пятом факторе, характеризующем взаимо­обусловленность культурной политики и социально-экономи­ческих преобразований. Культура, конечно, и «рычаг», и «сред­ство». Но не только! Культура самоценна, суверенна и само­достаточна. Она сама содержит в себе цель. Это означает, что потребности развития отечественной культуры неизбеж­но приведут к корректировке курса реформ, социально-эконо­мических преобразований в обществе.

Рыночная экономика и государство - лишь обслуживаю­щие средства, но не самоцель. Духовное наполнение нашей жизни, развитие образованности и культуры - вот в чем выс­ший смысл и назначение человеческого бытия. Никакое об­щество не жило и не может жить, исходя исключительно из идеи экономической выгоды и категорий рыночного предло­жения и спроса. Не жажда наживы, а культура и истинное служение во все времена оставались в России главными, объе­диняющими ее народы идеями.

Самоценность культуры проявляется и в том, что она выше политики, старше и нравственнее ее.

Хочешь заниматься политикой? Изволь, но тогда забудь о спасении души - эта мысль принадлежит итальянскому поли­тическому мыслителю Никколо Макиавелли (1469-1527), ста­равшемуся «освободить» политику от нравственных императи­вов. Культура не должна зависеть от сиюминутных политичес­ких интересов. Ни одна политическая партия, ни одно полити­ческое движение, если они действительно пекутся о возрожде­нии России, не смогут добиться своих политических целей, игно­рируя коренные потребности развития отечественной культуры.

Актуальность проблем культурно-эстетического развития обусловлена не только необходимостью выработки новой куль­турной политики. Она определяется и целым рядом других обстоятельств.

Далеко не последнее место здесь принадлежит, например, потребности подготовки человека к разностороннему твор­честву. Эстетическое воспитание формирует потребность в творческой деятельности и индивидуальные навыки творче­ства. Оно развивает творческое воображение, преодолевает узость взглядов, приземленность мысли, культивирует твор-





504


Эстетическое и художественное развитие общества


Лекция XVII


505



ческий подход, смелость в постановке и решении важнейших проблем жизни и производства. Эстетическое воспитание со­действует преодолению интеллектуального схематизма, дог­матизма и стереотипов мышления. Некоторые специалисты даже утверждают: ничто так не развивает эвристические спо­собности личности, как искусство. А творческая способность есть высшее проявление богатства человеческой личности, природной сущности человека.

Культурно-эстетическое развитие общества актуализиру­ется также потребностью повышения роли гуманитарного начала во всех сферах жизни.

Отрыв образования и просвещения от культуры ничего хорошего не сулит. Старая гимназия в значительно большей мере давала чувство причастности к единству культуры, не­жели общеобразовательная школа советского периода. Даже в реальных и коммерческих училищах прошлого доля гума­нитарного знания была заметно выше. До сих пор объем пре­подавания основ наук в общеобразовательной школе чудовищ­но несоизмерим с объемом изучения основ искусств. Почему? Может быть, из каждого школьника надо готовить будущего ученого? Не отсюда ли безнравственность, черствость и гума­нитарная глухота значительной части подрастающего поко­ления? Не с этим ли, в конечном итоге, была связана харак­терная для определенного времени деградация профессий (учи­тель, инженер, архитектор), которые должны были бы высту­пать безусловными носителями культуры?

Не удивительно, что поступательное развитие общества все очевиднее стало пониматься как научно-технический прогресс, и гуманитарный образ мира человеческой деятельности ока­зался вытесненным технократическим на абсолютную пери­ферию сознания.

Эстетическое и художественное развитие общества актуа­лизируется, кроме того, и необходимостью компенсировать эмоциональную недостаточность многих видов человеческой деятельности в условиях научно-технической и технологи­ческой революции.

Трудовые функции человека стали заметно смещаться в сторону интеллектуальной деятельности. Расширилась сфера


применения умственного труда. Все больше дают о себе знать ♦ техническая утилитаризация», «профессиональный практи­цизм», «эмоциональное отставание» и т. п. Еще Дарвин, буду­чи в преклонном возрасте, с горечью заметил в своей «Авто­биографии», что если бы ему вдруг представилась возможность заново пережить свою жизнь, он поставил бы себе за правило ежедневно обращаться к поэтическим и музыкальным про­изведениям. Тогда, быть может, - продолжал великий ученый, - его мыслительные способности, частично подвергнувшиеся атрофированию, благодаря упражнению сохранили бы возмож­ность творить. Эта потеря связана с утратой счастья и вредно отзывается не только на интеллекте, но и на нравственной стороне характера, поскольку ослабляет эмоциональную часть человеческой природы.

Еще одна причина, актуализирующая культурно-эстети­ческое развитие общества, - углубление потребности в отды­хе, разрядке, отключении, развлечении.

Возрастающие темпы производства, автоматизация труда, информационный взрыв и социальные стрессы - все это при­водит к интенсификации психической жизни человека. Снять внутреннее напряжение, вернуть душевное равновесие необ­ходимо прежде всего потому, что восстановить готовность че­ловека к повседневной деятельности иными средствами быва­ет весьма непросто. Целям «эмоционального катарсиса», ре­лаксации и психологической разрядки может служить и ис­кусство, ибо оно способно удовлетворять не только эстетичес­кие и художественные потребности, но и потребности в обще­нии и развлечении. Важно только, чтобы свободное время че­ловек использовал себе во благо. Ведь существует развлече­ние и «развлечение». В одном случае оно приводит к духов­ному росту, в другом - к духовной деградации, то есть к пря­мо противоположным целям.

И в заключение специально подчеркнем, что актуальность проблем культурно-эстетического развития обусловлена не­обходимостью переосмыслить трактовку социальной приро­ды, статуса и функций интеллигенции.

В России высшие учебные заведения, особенно прослав­ленные университеты, всегда пополняли ряды нашей отече-






г, о в Эстетическое и художественное развитие общ ества

ствонной интеллигенции. Лучшие представители отечествен­ной культуры были не только высокообразованными людьми, но и людьми нравственно чуткими, испытывающими боль от дисгармонии жизни, подлинными патриотами, осознающими благо ннрода как высшую ценность.

В 20-е годы текущего века русская культура растеряла цвет своей интеллигенции, выдающихся мыслителей, худож­ников, ученых (одно только искусство лишилось Шаляпина, Рахманинов*!, Шагала, Бенуа, Кандинского и многих, многих других). Тогда кое-кому, и не без основания, казалось, что под­готовить кадры высококвалифицированных специалистов не так уж и трудно. Не учли только одного: формирование ин­теллигенции требует поколений. Интеллигенция, как спра­ведливо заметил директор Всероссийского научно-техничес­кого информационного центра В. И. Скрыпник, не возникает по решению партии и правительства. И к чему скрывать: не пахнет и сегодня от некоторых воспитанников высшей шко­лы сколько-нибудь заметной степенью интеллигентности.

Однако меня могут спросить, что такое интеллигенция? Каково содержание этого понятия? В чем суть его современ­ной трактовки?

Начну с мысли И. В. Бестужева-Лады, который сказал, что интеллигент - это всего лишь носитель интеллигентности, а ин­теллигенция - это просто совокупность интеллигентов. Ну что же, если это действительно и не строго научно, зато абсолютно истинно. Важно, кроме того, иметь в виду, что в жизни обнару­живается та или иная степень интеллигентности, неодинако­вая в разных плоскостях и на разных этапах жизни человека. Обычно, когда начинают рассуждать об интеллигентах, имеют в виду высокообразованных людей. С этого начинают практически все. И это правильно. Бесспорно, что хорошее образование - непременный «спутник» каждого интеллиген­тного человека. Но было бы крайне наивно думать, что его можно определить по наличию диплома или по роду службы. Нет, это можно сделать только по особому строю и уровню духовности. Понятие «интеллигент» неотделимо от насыщен­ной духовной жизни человека, от особой, интеллектуальной, творческой деятельности. Интеллигентность проявляется во


507

Лекция XVII

всем - от образа жизни до образа мыслей, от усвоенной систе­мы ценное-*й до лексикона.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) подчеркивал, что интеллигентность - это широкая образованность плюс интеллектуальная и моральная свобода. Вообще, понимание интеллигентности как высокой духовности, как внутренней духовной свободы, лежит в русле нашей отечественной обще­ственной мысли. Так, например, Бердяев, этот подлинный фи­лософ свободы, размышляя о судьбах российской интелли­генции, говорил, что Россия - страна безграничной свободы духа. А свобода духа «дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустрой­ства». Конечно, - продолжал он, - в России нет тех политичес­ких и экономических свобод, которые определяют жизнь За­пада. Но суть дела в том, что эти «свободы» достаточно твердо подразумевают определенные «правила», «нормы», «границы», между тем как духовная свобода в России «безгранична» (это даже уже не свобода, а воля).

Конкретизируя свое отношение к свободе, Лихачев харак­теризует интеллигенцию как интеллектуально независимую часть общества. Специально подчеркну: независимую именно интеллектуально. Но этого мало и вы, по-видимому, спроси­те: независимую от чего?

От государственной власти, - отвечает Даниил Гранин, поскольку «роман интеллигенции с властью кончается, когда интеллигенцию полностью используют». Пристало ли подлин­ной интеллигенции входить в первые тройки движений, де­сятки партийных списков, выступая в роли политических за­зывал? Украшает ли интеллигенцию политический экстаз, вроде публичного сжигания партийных билетов на глазах изумленной телеаудитории?

От идеологических догм, - добавляет Лихачев, ибо чело­век перестает быть интеллигентом, когда он принуждает сле­по следовать императивам какого-либо учения. Ведь «подчи­няющийся совести не подчиняется больше ничему». А подчи­нение нравственности чему бы то ни было (политике, напри­мер) означает «устранение совести как регулятора человечес­кого поведения».


508 Эстетическое и художеств енное развитие о би/^-гПп Лекция XVII


509



О? сословных, карьерных, коммерческих интересов, - заяв­ляют участники научной дискуссии «Судьба российской интел­лигенции», проходившей в мае 1996 года в Санкт-Петербурге

От узко профессиональных также, - присоединимся мы. Спору нет, математику надо быть математиком, физику - фи­зиком, пианисту - пианистом. Но интеллигент - всегда чело­век ищущий. Он никогда не замыкается в рамках своей уз­кой специальности, в жестких пределах чисто групповых ин­тересов. Вот почему мы полностью разделяем точку зрения Кагана, настаивающего на радикальной перестройке всей пе­дагогической деятельности в высшей школе. Целью ее дол­жен быть не «специалист», как это определяется ныне, а «ин­теллигентный человек, владеющий в совершенстве своей про­фессией». Владение специальностью для него является лишь одной (хотя и важнейшей!) гранью культуры.

Разумеется, здесь сразу же возникает один непростой воп­рос: как «вырастить» интеллигенцию? Можно ли рассчиты­вать на то, что решение этой задачи в полном объеме когда-нибудь будет высшей школе по плечу? Едва ли! Здесь еще нуж­ны соответствующие условия жизни, среда, семейные тради­ции, которые постепенно формируются и передаются из поко­ления в поколение. Однако, если начать культивировать чер­ты интеллигентности среди молодежи так же рьяно, как, на­пример, сегодня культивируется насилие и прочие аксессуа­ры антикультуры, то гибельная тенденция (хотелось бы наде­яться!) будет переломлена.

В недавнем прошлом значение интеллигенции явно не­дооценивалось. Утверждалось, что она не может играть само­стоятельную роль в историческом процессе и что самое боль­шее, на что она способна - обслуживать интересы того или иного класса. У интеллигенции, однако, всегда была специфи­ческая «ниша», никем и ничем не заменимая благородная роль - (1) выработка мировоззренческих основ развития об­щества, (2) определение иерархии ценностей, (3) создание, развитие и распространение культуры. Может быть тем, кто учится в консерватории сегодня, удастся когда-нибудь сделать то, что нашему поколению не удалось: преодолеть сложив­шийся общественный стереотип, отказаться от архаичес-


кой трактовки природы, статуса и функций интеллиген­ции, ибо она, что бы ни говорили, является ведущей силой в тех областях, которые были названы выше.

I И чтобы завершить эту мысль, приведу несколько строк

"* из Ф. Тютчева:

' Когда дряхлеющие силы

Нам начинают изменять

] И мы должны, как старожилы,

; Пришельцам новым место дать, -

Спаси тогда нас добрый гений,
* От малодушных укоризн,

; От клеветы, от озлоблений

На изменяющую жизнь.

Необозримые перспективы открываются сегодня перед молодыми. Рубеж веков, а тем более тысячелетий - это не просто примечательная дата календаря. Так уж сложилось, что приближение значительных рубежных дат обычно связы­вается человечеством с ожиданием масштабных преобразо­ваний, формированием принципиально новых исторических и культурных парадигм, с представлениями о зарождении яв­лений, которым в грядущем суждено определить весь облик нашего общества.

Так, конечно, и произойдет. В новом тысячелетии, спустя много лет и десятилетий появится немало таких явлений, ко­торые сегодня не в силах себе представить даже самый дер­зновенный ум. И как знать, может быть, среди тех, кто в буду­щем откроет новые пути в искусстве и оставит на них замет­ные вехи, есть и слушатели этих лекций.

Давайте скажем: «Аминь!». Ведь это означает: «Да будет верно, воистину!»

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихонравов Ю. В. Философия: Учеб. пособие. - М., 1998.

2. Кант И. Основы метафизики нравственности // Собр. соч.: В 6 т.
- М., 1965. - Т. 4, ч. 1. - С. 270.





510

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Методологические проблемы изучения истории эстетической мысли

1. История эстетики не внешнее описание различных
эстетических позиций, и выявление генезиса, становления и
функционирования эстетических идей в их связи с объектив­
ным развитием общества.

2. Проблема источниковедения как методи.кл и чес.кии воп­
рос историко-эететического исследования и реконструкция
эстетических взглядов на основе косвенных материалов. Фи­
лософское обобщение* эстетического сознания, закодированно­
го в принципах художественного творчества, в искусствовед­
ческих и литературоведческих трудах, в мифологии, гопить-
но-бытовой и культовой практике человечества.

3. Периодизация истории эстетической мысли, положен­
ная п основу настоящего учебного курса.

4. Распределение докладов к семинарским занятиям по
истории эстетических учений.

ЛИТЕРАТУРА

М.. 1985-1993. М.,

История эстетической мысли: В 0 т. 1985. Т. 1; Введение. С. 8-22.

Занятие 2. Объективный характер эстетического в действительности

1. Природные и социальные основы эстетического как
объективные предпосылки эстетической деятельности и со­
знания. "Ирнродническая" и "общественническая" концеп­
ции сущности эстетического, их достоинства и недостатки.

2. Аксиологический подход в современных представлени­
ях о природе эстетических явлений. Ценностные и оценочные
отношения. Понятие "предметных" и "субъектных" ценностей.

3. Специфика эстетической ценности.


511

ЛИТЕРАТУРА

Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.

Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.

Книга по эстетике для музыкантов. - М.; София, 1983.

Корниенко В. С. О сущности эстетического познания. Ново­сибирск, 1962.

Кормин Н. А. Онтология эстетического. М., 1992.

Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.

Столович Л. Н. Эстетическое в действительности и в искусст­ве. - М., 1959.

Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. М., 1972.

Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эсте­тической аксиологии. - М., 1994.

Эстетика природы. - М., 1994.

Эстетические ценности в системе культуры. М., 1986.

Занятие 3. Структура эстетического сознания

1. Модусы сознания и понятие субъективной эстетичес­
кой реальности.

2. Эстетические чувства, оценки, вкусы и идеалы.

3. Взаимосвязь элементов эстетического сознания.

4. Эстетические установки, ориентации, императивы и нор­
мы как "субъектные" ценности эстетического сознания.

5. Ценностные системы и их функционирование в разных
типах эстетической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Акопджанян Е. С. О природе эстетической потребности. -

Ереван, 1973.

БоревЮ. Эстетика. - М., 1988.

ЗаксЛ. А. Художественное сознание. - Свердловск, 1990. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997. Книга по эстетике для музыкантов. - М.; София, 1983. Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998. Эстетическое сознание и художественная культура. - Киев, 1983.


512


•Ч л п я т и с 4. Античная эстетика

1. Проблема ни1>ичдн.иш.ин античной эстетики.

2. Возникновение эстетических учений в древности. Связь
эстетики Дрепной Гг«"м<м '• чнтичным мировоззрением и ис­
кусством.

3. выдвижение основных проблем и выработка важной
1//их эстетических понятий и термином.. *чг>НИЯх пифагорей­
цев и Гераклита.

4. Эстетические взгляды Сократа.

5. Эстетическая теория Платона.

6. Эстетика Аристотеля.

7. Эстетические воззрении раннего и позднего эллинилмм
(стоицизм, эпикуреизм, скептицизм и неоплатонизм).

ЛИТЕРАТУРА

Аверинцев С. С. Риторика в истории европейской культурной

традиции. М., 1996.

Античная музыкальная эстетика. М., 1960. Античная художественная культура. СПб.. 1993. Аристотель. Поэтика. М.. 1957.

История эстетики: Памятники мировой пгтотнческой мысли: В 5 т. М.. 1962. Т. 1.

История эстетической мысли: В 6 т. М., 1985 1993. - М., 1985. Т. 1.

Кривцун О. Л. Эстетика. - М., 1998.

Лосев Л. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. -М., 1963.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. -М., 1974.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М., 1975.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. -М., 1979.

Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-11 веков н э ' -М., 1979.


513

Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетичес­ких учений. М., 1963.

Платон. Избранные трактаты: В 2 т. - М., 1994.

Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч • ВЗт. -М., 1968. -Т. 1, 2.

Занятие 5. Эстетика западноевропейского С

1. Религиозный характер средневекового миросозерцания.

2. Духовные искания и внутренняя борьба в мировоззре­
нии Аврелия Августина.

3. Систематизация христианского аристотелизма в эсте­
тике Фомы Аквинского.

ЛИТЕРАТУРА

Августин. Исповедь. - М., 1997.

Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

История эстетики: Памятники мировой эстртичргкпн мысли: В 5 т. - М., 1962. - Т. 1.

История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1985. - Т. 1.

Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.

Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетичес­ких учений. - М., 1963.

Занятие 6. Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль XVII века в Западной Европе

1. Гуманистическая мысль о человеке как центре Вселен­
ной, о неограниченных возможностях его развития.

2. Эстетические взгляды Л. Альберти.

3. Эстетические суждения Леонардо да Винчи.

4. Кризис идей Ренессанса и формирование эстетики и
искусства барокко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: