Интересно отметить, что само воспитание как процесс нашло широкое отображение в искусстве. М. Бахтин даже выделил «роман воспитания» как особую разновидность романного жанра. Его элементы дают о себе знать в «Киропедии» Ксенофонта (Античность), «Парцефале» Эшенбаха (средние века), «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле (эпоха Возрождения) и в «Телемахе» Фенелона (период неоклассицизма). Значительные элементы «романа воспитания» содержатся в «Эмиле» Руссо, «Агатоне» Виланда и «Вильгельме Мейсте-ре» Гёте. Большой интерес в этом смысле представляют «Дэвид Копперфилд» Диккенса, «Детство», «Отрочество» и «Юность» Толстого, «Обломов» Гончарова, «Жан Кристоф»
1Л4!
490______ Эстетическо е_и_художестве ниое развитие общества
Ромена Роллана, «Будденброки» Томаса Манна и некоторые
другие.
Надо различать (1) воспитание средствами искусства, (2) искусство как средство эстетического воспитания и (3) художественное воспитание. Это совершенно разные процессы. Первый может включать в себя воспитание нравственное, политическое, религиозное, национальное, интернациональное - одним словом, любое, какое только можно себе представить. Иное дело, если искусство рассматривается исключительно как средство формирования эстетического отношения человека к миру, понимания красоты и выразительности многообразных форм, имеющих специфическую ценностную природу. В этом случае речь идет об искусстве как средстве эстетического воспитания. И, наконец, художественное воспитание предполагает овладение языком искусства и готовит человека к эффективной деятельности в какой-либо одной или во всех трех сферах, существующих в художественной культуре, в процессе создания, воспроизведения или восприятия художественных произведений.
|
|
Эстетическое и художественное воспитание нельзя и противопоставлять. Ведь искусство - не просто «еще один» вид эстетической деятельности и не просто «еще одно» средство эстетического воспитания. Искусство является высшей формой эстетической активности человека и главным средством его культурно-эстетического развития. Для человека же, не получившего художественного воспитания в должном объеме и не овладевшего художественным языком, все другие виды воспитания средствами искусства будут совершенно недоступны. Искусство для него будет немо: оно не сможет быть для этого человека ни средством этического, ни средством идеологического, ни средством эстетического воспитания.
В заключение кратко коснемся эстетического воспитания под углом зрения проблем его организации. Деятельностный подход означает, что главным в эстетическом развитии и художественном воспитании является не словесное преподнесение готовых истин, не лекции или пассивное потребление эс-тетико-культурных ценностей, а включение личности в многообразные формы эстетической деятельности, в живое дело,
|
|
491 |
Лекция XVI
связанное с эстетическим преобразованием мира и художественным творчеством. Каждый из вас, кому приходилось работать с детьми, хорошо знает, что никакие беседы на тему «как слушать и понимать музыку» никогда не дадут того результата, который можно получить, если ребенок начнет играть на скрипке или рояле, петь в хоре и т. п.
Институциональная система эстетического воспитания должна строиться с учетом специфики культурно-эстетического развития в каждой из основных сфер человеческой деятельности: в учебно-воспитательной, производственно-трудовой, общественной, досуговой, бытовой и т. д. В свою очередь, любая из них тоже должна подразделяться. Так, скажем, учебно-воспитательная сфера включает в себя эстетическое воспитание в семье, в дошкольных учреждениях, в школе и в системе дополнительного образования, в средних профессиональных учебных заведениях, в вузах и т. п.
Эта система должна быть в то же время и институционально-возрастной, то есть учитывать особенности культурно-эстетического развития детей, взрослых и пожилых людей. Понятно, что ядром системы эстетического воспитания является работа с подрастающим поколением: ключ к успеху находится именно здесь.
Этим мы завершаем рассмотрение теории эстетического и художественного воспитания. Об актуальных проблемах культурно-эстетического развития общества речь пойдет в заключительной лекции курса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сысоева Л. С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. - Томск, 1989.
492
Лекция XVII
4. Студент и эстетика
В студенческой среде необходимость преподавания и польза эстетики часто подвергаются сомнению. В этой лекции я постараюсь ответить на два взаимосвязанных вопроса: нужна ли студентам эстетика и нужны ли самой эстетике студенты. Вопросы далеко не праздные и заслуживают самого серьезного отношения.
Итак, начнем. Зачем студентам эстетика, нужна она им или не нужна? Проверим. Испытаем себя и других.
Рассуждения о пользе философии (не будем забывать, что эстетика - философская дисциплина) некоторым философам могут показаться кощунственными. Правомерно ли в принципе рассматривать философию как средство для чего бы то ни было? Ведь философия сама содержит в себе цель, - утверждают они. Принято считать, что философия - это поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания. Технические науки в состоянии оснастить нас сложнейшими орудиями и приборами, сделать жизнь более благоприятной и комфортной, но они никогда не ответят на вопрос, в чем состоит смысл и предназначение человеческого существования. Науки о мозге способны раскрыть природу тончайших физиологических механизмов, обеспечивающих накопление обширной и жизненно важной информации, но они не ставят перед собой задачу выяснить, что человек может знать и есть ли предел человеческому познанию. Математика может осуществлять самые невероятные расчеты, но не задумывается над тем, что есть число. Искусствознание изучает законы стихосложения, звуковой гармонии, безупречной организации художественной формы, но не может ответить на вопрос, что такое красота.
Главная задача философии - не столько изучение мира, сколько его осмысление. Она нащупывает в нем те предельные основания, которые делают существование мира возможным или должны его обязательно погубить. Философия не стремится никого и ни в чем убеждать. Она должна всячески противиться служению какой бы то ни было цели, если толь-
|
|
493 |
Декция XVII
ко эта цель не установлена ею самой. Как только общество начинает навязывать философии внешнюю, чуждую ей цель стремится подчинить ее своим нуждам или сделать аргумен' том в пользу своей целесообразности и разумности, философствование тут же прекращается и перерождается в софистику идеологию или религию. Поскольку же цели философии в разных мировоззренческих системах понимаются не одинаково и часто меняются, возникает повод говорить о принципиальной бесцельности и бесполезности философствования История философии есть череда регулярных и неистребимых попыток осмыслить самые общие, предельные закономерности бытия и познания вопреки сложившимся установлениям социальной жизни, религии или господствующей морали. Подлинная философия - это свободный поиск истины, который не посчитается ни с чем. Истиной, - говорил первый крупный арабоязычный философ Аль-Кинди, - никого нельзя унизить. Наоборот: истина облагораживает всякого.
Многие считают, что философия - это образ жизни. Философы чаще всего стараются жить незаметно. Их попытки практически участвовать в общественных делах оканчиваются довольно скверно. Тот же Платон, неоднократно посещавший одного из сицилийских тиранов с целью убедить его взяться за реализацию тщательно разработанных представлений об идеальном государстве, изложенных в известном философском диалоге, не только ничего не добился, но даже был продан в рабство.
Справедливости ради надо сказать, что в значительной части широко распространенных философских текстов встречается и прямо противоположная позиция. Ее суть можно выразить так: философия не содержит цели в самой себе. Сторонники прагматизма, например, полагают, что философия должна быть не размышлениями о первоначалах бытия и познания, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Идеи, по У. Джемсу, имеют лишь инструментальное значение. Они подсказывают, как наилучшим образом устроиться в окружающем нас мире и «чувствовать себя, как дома во вселенной». А позитивист Р. Карнап безоговорочно отвергал как бессмысленные любые утверждения, не проверяемые эмпири-
|
|
494 |
Эстетическое и художественное развитие общества
чески. Позитивисты даже высказали мысль о неизбежном умирании философии, которое будет протекать в форме ее разложения на отдельные науки, имеющие собственные предметы и методы. Эти науки будут давать не абстрактные философемы, лишенные всякого практического смысла, а «положительное», основанное на опыте и приносящее конкретную пользу, знание. Это пророчество, правда, не осуществилось и слухи о смерти философии оказались сильно преувеличенными. Сам же позитивизм стал еще одним философским течением и послужил новым импульсом для ее дальнейшего развития.
Как видим, каждая из упомянутых здесь позиций представляет собой некую крайность, Сциллу и Харибду философского поиска. Первая точка зрения увлекает философствование в заоблачные выси и отрывает от грешной реальности, а вторая - чрезмерно заземляет, лишает возможности свободного творческого полета.
Можно предположить, что существует объективная, независящая от мнения самих философов роль философского знания в жизни общества. Эта роль состоит, очевидно, в критическом стимулировании развития наличного бытия и сознания. В определение философии как поиска высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания надо обязательно добавить еще одну черту. Эта черта - выработка стратегии свободной человеческой жизнедеятельности. А если в компетенцию философии все же входит вопрос - что человек должен делать? - к философствованию можно относиться одновременно и как к цели, и как к средству. Цель и средство нельзя противопоставлять. Существует объективная диалектика цели, средства и результата. Ни один результат не может быть достигнут иначе, как с помощью того или иного средства. Все это означает, что к любой философской дисциплине можно относиться как к чему-то полезному и необходимому. Ничего некорректного в этом подходе нет. Итак, зачем студенту эстетика?
Студент - не Диоген. Изучение эстетики ему необходимо прежде всего потому, что в конце этого курса придется сдавать зачет, а потом и итоговый экзамен. Эта вполне прозаическая и лежащая на самой поверхности причина любому
495 |
Лекция XVII
студенту хорошо понятна: если этого сделать не удастся, он не достигнет своих академических целей и не сможет получить то образование, к которому стремится.
В любом музыкальном вузе эстетика является обязательной дисциплиной, то есть она, если говорить без обиняков, навязывается системой образования. Неприятный эффект, который производит эта истина, будет нивелирован лишь в том случае, если нам удастся ответить на следующий, вполне резонный вопрос: а существует ли разумный смысл такого навязывания?
Да, такой смысл, конечно же, существует. Студентам консерватории эстетика необходима для их будущей профессиональной деятельности. Эта философская дисциплина может оказаться полезной:
- для тех, кто музыку создает, особенно для композито
ров, желающих разобраться в самой сущности процесса твор
чества, в вопросах взаимоотношения художественных мето
дов, направлений, течений и стилей, в проблемах содержания
и формы в искусстве, в онтологических закономерностях су
ществования музыкальных произведений;
- для тех, кто музыку исполняет, то есть для музыкантов-
инструменталистов и певцов, если они всерьез интересуются
тем, что такое художественная интерпретация и как она свя
зана с процессом исполнения и продуктом исполнительской
деятельности, что представляет собой исполнительство как
искусство и чем оно отличается от прочих видов творчества;
- для тех, кто музыку изучает, поскольку она не существу
ет вне общего контекста, который образует мировой историко-
художественный процесс со всеми его противоречиями и слож
ной морфологической структурой, и не может быть правильно
понята без глубокого осмысления ее ценностной природы, эсте
тической сущности и многочисленных социальных функций;
- для тех, кто музыку «потребляет» и хотел бы разоб
раться во всех особенностях эстетического и художественно
го восприятия, в диалектике эстетического вкуса и эстетичес
кого тезауруса, в специфике нормативной, предписательно-оце-
ночной стороны эстетического сознания и в закономерностях
развития художественного языка;
Лекция XVII
49,
- лля тех наконец, кому в будущем суждено руководить музыкальными коллективами и организациями, управлять ими Ведь художественная культура обладает трехмерным строением и. наряду с морфологическим и духовно-содержательным измерениями, включает в себя также и организационно-институциональный блок (творческие союзы, филармонии музыкальные учебные заведения, театры, издательства, журналы и т. п.). Эффективность этого вида деятельности связана с уровнем образованности и культуры руководителя, умением ориентироваться в вопросах специфики искусства, его места и роли в общественной жизни, в актуальных проблемах эстетического и художественного воспитания.
Нейгауз говорил, что в ученике он старается сформировать прежде всего личность, потом - художника, и лишь затем - музыканта. Для каждого, кто действительно хочет получить хорошее академическое образование в интересующей его области, материал этого курса и книги по эстетике будут полезны для более глубокого осмысления целого комплекса нефилософских дисциплин - истории и теории музыки, истории исполнительского искусства, педагогики, психологии и др. Но этого мало. Существуют и такие основания, которые делают эстетику полезной не только будущему музыканту, но и вообще любому студенту-не-философу (необходимость приобретения солидного теоретико-эстетического багажа на философских факультетах, надеюсь, доказывать не приходится). Первым из этих оснований является то, что эстетика - это хорошая школа мысли, пройдя которую можно достойно проявить себя всюду, где требуется ясная голова. Любая философская дисциплина (и эстетика здесь не составляет исключения) предполагает строгое использование основных категорий и выражений. Категориальный аппарат эстетики и все ее содержание строится по законам логики - этого универсального инструмента познания, который выявляет общие правила мышления в любой сфере интеллектуальной деятельности человека.
Следующим аргументом, подтверждающим полезность эстетики для студентов-не-философов, служит то, что в основе всякого философствования лежит рефлексия, позволяющая человеку сознательно контролировать свои действия и регулиро-
вать свои отношения с окружающим миром. Развитое умение размышлять и анализировать собственные мысли и переживания - важное условие активного саморазвития личности. Эти навыки поддаются тренировке и могут распространяться на решение самых разнообразных творческих задач. Благодаря рефлексии некоторые люди обретают такие ориентиры в жизни, которые, как верно заметил Ю. Тихонравов [1], помогают им в гораздо меньшей степени, чем остальным, зависеть от неблагоприятной, неожиданно ухудшающейся социальной среды.
Знание основ эстетики полезно еще и потому, что напрямую определяет важнейший компонент эстетической культуры личности. В прошлой лекции нам уже приходилось отмечать, что эстетическая культура человека, наряду с другими компонентами, предусматривает необходимый объем и качество информативных эстетико-теоретических знаний. Без этих знаний невозможно формирование эстетического отношения к явлениям жизни и искусства. Отсутствие подлинной эстетической культуры обедняет человеческое существование, а тот, кто обладает высоким уровнем культурно-эстетического развития, обычно способен проявлять себя во всех видах практической деятельности (независимо от своей профессии) как творческий, эстетический субъект.
И наконец, для тех, кто уже приобрел первые навыки философствования и ощутил его вкус, эстетика может стать притягательной сферой самовыражения. Потребность раскрыться, поделиться с другими, вступить с ними в диалог, обнаружить себя в каком-то внешнем проявлении особенно характерна для некоторых художественно одаренных и духовно богатых натур. Философствование в эстетической сфере требует не только строгости терминов и точности дефиниций, но и осмысления речи с позиций критериев красоты, а также ассоциативных и контекстуальных связей с иными формами культуры (мифологией, религией, искусством). В процессе философствования, как и в художественном творчестве, для выражения особых оттенков смысла языковая фактура может иметь решающее значение.
Ранее уже говорилось, что в теме «Студент и эстетика» есть и вторая сторона: зачем эстетике студенты? Такая постановка вопроса может показаться не менее кощунствен-
развитие общ еСтпв
НОИ, |
™и, поскольку здесь уже в качестве средства должны рассматриваться сами студенты. Можно не сомневаться, что ДЛя доказательства абсолютной неприемлемости такого подхода нам посоветуют обратиться к Канту.
Что ж, совет не плох. Однако хочется сказать: «Вы слишком любезны!» Гимн, пропетый Иммануилом Кантом человеку как цели, правильно понимается далеко не всегда. Кант выделял три вида цели: техническую, относящуюся к умению, прагматическую, относящуюся к благу и содержанию поступков, и нравственную, относящуюся к общеобязательному принципу поступков человека. Нравственная цель и есть категорический императив, гласящий: «<... > поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [2].
Вдумайтесь, разве здесь речь идет о том, что к человеку вообще не правомерно относиться как к средству? Ничуть не бывало, кантовский постулат имеет другой смысл. К человеку всегда надо относиться как к цели - это бесспорно, и именно поэтому к нему никогда не следует относиться только как к средству. Это означает, что Кант допускал двоякое отношение к человеку: (1) как к цели и (2) как к цели и средству одновременно.
Вопрос о пользе, которую могут принести эстетике студенты, не содержит в себе ничего предосудительного. Эстетику привлекает в студентах их молодость, свободомыслие, любознательность, оптимизм, стремление к поиску истины за гранями дозволенного, отсутствие моральных предрассудков. Эстетику привлекает пусть скромный, но все же приносящий определенную пользу, вклад в теоретическое развитие ее положений и идей, содержащийся в рефератах и дипломных работах, статьях и кандидатских диссертациях (у нас есть и такой прецедент!), которые пишутся на студенческой скамье, остетику, наконец, не могут не привлекать возможности, которыми обладают молодые специалисты, активно способствующие достижению ее главной цели. Ведь объективной сверхзадачей эстетики как философской дисциплины является критическое стимулирование развития наличного эстетического бытия и эстетического сознания. А если учесть, что будущему
499 |
Ле кция XVII
специалисту придется жить и творить не в вакууме, а в конкретной социальной среде и в реальной эстетосфере, становится ясно, что цели студента и эстетики сущностно совпадают. Выходит, что развитие эстетики осуществляется в том числе и в интересах самих студентов. Фактически в этом и проявляется отношение к ним не только как к вспомогательному средству, но и как к самой высокой цели.
К решению каких актуальных проблем культурно-эстетического развития общества должны готовить себя будущие специалисты?
Начавшиеся в нашей стране социально-экономические преобразования оказали существенное влияние на состояние культуры. Избавление от идеологического гнета государства, снятие препон, препятствующих свободному обращению к источникам информации, плюрализм вместо идеологической монополии привели к заметным переменам в жизни общества. Усилились процессы демократизации культурной деятельности, начали складываться предпосылки для свободы творчества; вместе с тем, вторжение в сферу культуры рыночной стихии привело к заметной коммерциализации и понижению качества культурной жизни.
Неудовлетворительное бюджетное финансирование в конце 90-х годов привело к тому, что учреждения культуры были вынуждены сокращать объемы своей работы (особенно пострадала гастрольная и выставочная деятельность), бесплатные формы стали заменяться платными, к минимуму сводились возможности библиотек, музеев и архивов пополнять свои фонды, обветшала материальная база. Значительная часть деятелей культуры и искусства оказалась за чертой бедности. Усилилась утечка «мозгов и талантов». Театральные труппы и другие художественные коллективы слабо пополнялись свежими творческими силами. Существенно сократился культурный обмен внутри России и со странами СНГ. Активизировалось нашествие антикультуры: худшие образцы зарубежной массовой культуры и ее отечественных подражателей начали вытеснять настоящее искусство.
Чтобы свести к минимуму негативные последствия начавшихся преобразований и усилить позитивные, конструктив-
500
Эстетическое и художественное развитие
501
ные элементы, необходимо, по-видимому, кардинально менять ориентиры и приоритеты культурной политики. ^
Первой отличительной чертой новой культурной политики должно стать перенесение акцента с «узкоотраслевого» (ведомственного) подхода в трактовке культурных процессов на общезначимый для всех сфер общественной жизни. Дело в том, что понятие «культура» часто употребляется в традиционном, узком смысле слова и рассматривается как ответвление в ряду других отраслей народного хозяйства, таких как промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, связь, наука, образование, здравоохранение и т. п. В этом смысле культура охватывает прежде всего профессиональное и любительское искусство, народное творчество, куль-турно-досуговую и культурно-просветительскую деятельность со своими организациями и учреждениями, театрами, музеями, библиотеками, художественными учебными заведениями. Но подлинная культура - это, как известно, нечто иное. Ее общественный статус будет по-прежнему принижаться, если за ее границы будут выведены культура труда и производства, культура политическая, правовая и нравственная, культура межнациональных отношений и т. п.
Вторая отличительная черта должна состоять в переносе акцента с «учрежденческого* подхода (не следует забывать, что показателями развития культуры до сих пор принято считать количество книговыдач, спектаклей, концертов и т. д.) на развитие самого человека, способного осваивать и использовать различные культурные образцы для реального улучшения качества своей жизни, решения собственных социальных проблем. Сегодня как никогда необходим сдвиг общественного мнения в сторону понимания, что достижение социальных, экономических и культурных благ невозможно без затраты усилий каждого человека на их созидание, поддержание и эффективное использование (возможности культурной политики, кстати говоря, здесь достаточно велики).
Третий принцип новой культурной политики должен состоять в необходимости преодоления в общественном сознании укоренившегося стереотипа, в соответствии с которым о культуре говорят сочувственно, как о чем-то желатель-
ном, но в сущности не очень обязательном. К культуре принято относиться как к чему-то, без чего можно обойтись. В дореформенный период сфера культуры рассматривалась как вторичная по отношению к экономическому базису общества. Отсюда и пресловутый, набивший оскомину остаточный принцип ее финансирования, который, увы, и теперь полностью не изжит в реальной политике государства. Удивительная легкость, с которой еще вчера сдавались позиции в области духовности, образования, науки и культуры, вызывали недоумение и стали одним из негативных приобретений нашей эпохи.
Культурно-эстетическое развитие общества - не благое пожелание, а объективная необходимость. Оно находится не на периферии, а на фарватере общественного прогресса. Времени радикальных реформаторов-романтиков, кажется, приходит конец. Крепнет осознание того очевидного факта, что продолжение реформ исключительно монетаристскими методами может окончательно разрушить народное хозяйство России. Ведь не секрет, что стратегия реформ фактически сводилась к примитивной схеме: вначале проведем либерализацию цен, потом - финансовую стабилизацию, затем добьемся подъема производства, а уж после этого подумаем о развитии науки, культуры и образования. Такое отношение к духовной жизни общества академик Б. В. Раушенбах прокомментировал следующим образом: «Глупо не поливать огород все лето и говорить: «Я потом полью». Осенью там, конечно, ничего не вырастет». Мне приходилось слышать, как Н. П. Шмелев - один из самых известных отечественных экономистов - на Конгрессе российской интеллигенции в 1997 г. заявил: «Когда вы слышите, что на развитие науки, культуры и образования у нас нет денег, то это -брехня (буквальное выражение Шмелева. - Е. Г.). Это вообще не вопрос наличия или отсутствия денег. Это вопрос приоритетов!»
Ложные приоритеты вынуждают общество оперировать ошибочными аргументами, которые, в свою очередь, ведут к тупиковым действиям. Тупиковые действия являются источниками плачевных результатов. Получается так, что выбирая приоритеты, общество выбирает свою судьбу.
Четвертый принцип новой культурной политики должен состоять в следующем. Культура - это мощный рычаг разви-
502
Эстетическое и художественное развитие общества
Лекция XVII
503
тия общества, необходимое условие продвижения России по пути экономических реформ, развития демократии, нрав-ствеиного очищения общества.
Еще в дореформенный период наше общество приняло установку, согласно которой наука является непосредственной производительной силой. Сейчас пришла пора признать, что непосредственной производительной силой в известном смысле может стать и высокоразвитая культура. Культура обеспечивает прежде всего оснащение новыми технологиями всех видов общественно значимой деятельности. Без культуры нельзя обеспечить подъем производства, рост качества продукции. Новые технологии означают не только и часто не столько техническое оснащение различных отраслей социально-экономической жизни, но прежде всего их рационализацию и повышение эффективности в направлении реального уровня и качества жизни населения. Культурная политика в сфере производства все более будет содействовать переходу от традиционных, часто ремесленнических технологий, к постиндустриальным. Она должна направляться на распространение и внедрение современных организационно-технологических моделей, стереотипов поведения, ценностей и норм, доказавших свою эффективность в России, в экономически развитых странах.
Наряду с традиционными, в основном некоммерческими отраслями (исполнительское искусство, изобразительное творчество, литература, библиотеки, музеи, архивы, государственное эфирное вещание), все более прочное место будут занимать высокоприбыльные новейшие отрасли (кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, мода, реклама, промышленный дизайн), способные качественно изменить рынки товаров и услуг культурного назначения. Культура, следовательно, все более будет рассматриваться не только как производитель и хранитель культурных ценностей (без культуры не существует нравственности, демократии, правового государства, нормальных межнациональных отношений), но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоёмких отраслей, значительный приток доходов от туризма и новых налоговых платежей в государственный и муниципальные бюджеты.