Скульптура 14 страница

Интересно отметить, что само воспитание как процесс на­шло широкое отображение в искусстве. М. Бахтин даже вы­делил «роман воспитания» как особую разновидность роман­ного жанра. Его элементы дают о себе знать в «Киропедии» Ксенофонта (Античность), «Парцефале» Эшенбаха (средние века), «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле (эпоха Возрожде­ния) и в «Телемахе» Фенелона (период неоклассицизма). Зна­чительные элементы «романа воспитания» содержатся в «Эмиле» Руссо, «Агатоне» Виланда и «Вильгельме Мейсте-ре» Гёте. Большой интерес в этом смысле представляют «Дэ­вид Копперфилд» Диккенса, «Детство», «Отрочество» и «Юность» Толстого, «Обломов» Гончарова, «Жан Кристоф»


1Л4!



490______ Эстетическо е_и_художестве ниое развитие общества

Ромена Роллана, «Будденброки» Томаса Манна и некоторые

другие.

Надо различать (1) воспитание средствами искусства, (2) ис­кусство как средство эстетического воспитания и (3) художе­ственное воспитание. Это совершенно разные процессы. Пер­вый может включать в себя воспитание нравственное, полити­ческое, религиозное, национальное, интернациональное - од­ним словом, любое, какое только можно себе представить. Иное дело, если искусство рассматривается исключительно как сред­ство формирования эстетического отношения человека к миру, понимания красоты и выразительности многообразных форм, имеющих специфическую ценностную природу. В этом слу­чае речь идет об искусстве как средстве эстетического воспи­тания. И, наконец, художественное воспитание предполагает овладение языком искусства и готовит человека к эффектив­ной деятельности в какой-либо одной или во всех трех сфе­рах, существующих в художественной культуре, в процессе создания, воспроизведения или восприятия художественных произведений.

Эстетическое и художественное воспитание нельзя и про­тивопоставлять. Ведь искусство - не просто «еще один» вид эстетической деятельности и не просто «еще одно» средство эстетического воспитания. Искусство является высшей фор­мой эстетической активности человека и главным средством его культурно-эстетического развития. Для человека же, не получившего художественного воспитания в должном объе­ме и не овладевшего художественным языком, все другие виды воспитания средствами искусства будут совершенно недоступ­ны. Искусство для него будет немо: оно не сможет быть для этого человека ни средством этического, ни средством идео­логического, ни средством эстетического воспитания.

В заключение кратко коснемся эстетического воспитания под углом зрения проблем его организации. Деятельностный подход означает, что главным в эстетическом развитии и ху­дожественном воспитании является не словесное преподнесе­ние готовых истин, не лекции или пассивное потребление эс-тетико-культурных ценностей, а включение личности в мно­гообразные формы эстетической деятельности, в живое дело,


491

Лекция XVI

связанное с эстетическим преобразованием мира и художе­ственным творчеством. Каждый из вас, кому приходилось работать с детьми, хорошо знает, что никакие беседы на тему «как слушать и понимать музыку» никогда не дадут того ре­зультата, который можно получить, если ребенок начнет иг­рать на скрипке или рояле, петь в хоре и т. п.

Институциональная система эстетического воспитания должна строиться с учетом специфики культурно-эстетичес­кого развития в каждой из основных сфер человеческой дея­тельности: в учебно-воспитательной, производственно-трудо­вой, общественной, досуговой, бытовой и т. д. В свою очередь, любая из них тоже должна подразделяться. Так, скажем, учеб­но-воспитательная сфера включает в себя эстетическое воспи­тание в семье, в дошкольных учреждениях, в школе и в систе­ме дополнительного образования, в средних профессиональ­ных учебных заведениях, в вузах и т. п.

Эта система должна быть в то же время и институцио­нально-возрастной, то есть учитывать особенности культурно-эстетического развития детей, взрослых и пожилых людей. Понятно, что ядром системы эстетического воспитания явля­ется работа с подрастающим поколением: ключ к успеху на­ходится именно здесь.

Этим мы завершаем рассмотрение теории эстетического и художественного воспитания. Об актуальных проблемах культурно-эстетического развития общества речь пойдет в заключительной лекции курса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сысоева Л. С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспи­тание. - Томск, 1989.


492

Лекция XVII

4. Студент и эстетика

В студенческой среде необходимость преподавания и польза эстетики часто подвергаются сомнению. В этой лекции я по­стараюсь ответить на два взаимосвязанных вопроса: нужна ли студентам эстетика и нужны ли самой эстетике сту­денты. Вопросы далеко не праздные и заслуживают самого серьезного отношения.

Итак, начнем. Зачем студентам эстетика, нужна она им или не нужна? Проверим. Испытаем себя и других.

Рассуждения о пользе философии (не будем забывать, что эстетика - философская дисциплина) некоторым философам могут показаться кощунственными. Правомерно ли в принципе рассматривать философию как средство для чего бы то ни было? Ведь философия сама содержит в себе цель, - утверждают они. Принято считать, что философия - это поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания. Техничес­кие науки в состоянии оснастить нас сложнейшими орудиями и приборами, сделать жизнь более благоприятной и комфортной, но они никогда не ответят на вопрос, в чем состоит смысл и предназначение человеческого существования. Науки о мозге способны раскрыть природу тончайших физиологических ме­ханизмов, обеспечивающих накопление обширной и жизненно важной информации, но они не ставят перед собой задачу выяс­нить, что человек может знать и есть ли предел человеческому познанию. Математика может осуществлять самые невероятные расчеты, но не задумывается над тем, что есть число. Искусство­знание изучает законы стихосложения, звуковой гармонии, бе­зупречной организации художественной формы, но не может ответить на вопрос, что такое красота.

Главная задача философии - не столько изучение мира, сколько его осмысление. Она нащупывает в нем те предель­ные основания, которые делают существование мира возмож­ным или должны его обязательно погубить. Философия не стремится никого и ни в чем убеждать. Она должна всячески противиться служению какой бы то ни было цели, если толь-


493

Декция XVII

ко эта цель не установлена ею самой. Как только общество начинает навязывать философии внешнюю, чуждую ей цель стремится подчинить ее своим нуждам или сделать аргумен' том в пользу своей целесообразности и разумности, философ­ствование тут же прекращается и перерождается в софистику идеологию или религию. Поскольку же цели философии в разных мировоззренческих системах понимаются не одина­ково и часто меняются, возникает повод говорить о принципи­альной бесцельности и бесполезности философствования Ис­тория философии есть череда регулярных и неистребимых попыток осмыслить самые общие, предельные закономернос­ти бытия и познания вопреки сложившимся установлениям социальной жизни, религии или господствующей морали. Подлинная философия - это свободный поиск истины, кото­рый не посчитается ни с чем. Истиной, - говорил первый круп­ный арабоязычный философ Аль-Кинди, - никого нельзя уни­зить. Наоборот: истина облагораживает всякого.

Многие считают, что философия - это образ жизни. Филосо­фы чаще всего стараются жить незаметно. Их попытки практи­чески участвовать в общественных делах оканчиваются доволь­но скверно. Тот же Платон, неоднократно посещавший одного из сицилийских тиранов с целью убедить его взяться за реализа­цию тщательно разработанных представлений об идеальном государстве, изложенных в известном философском диалоге, не только ничего не добился, но даже был продан в рабство.

Справедливости ради надо сказать, что в значительной части широко распространенных философских текстов встре­чается и прямо противоположная позиция. Ее суть можно выразить так: философия не содержит цели в самой себе. Сторонники прагматизма, например, полагают, что философия должна быть не размышлениями о первоначалах бытия и познания, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Идеи, по У. Джемсу, имеют лишь инструментальное значение. Они подсказывают, как наилучшим образом устроиться в окружающем нас мире и «чувствовать себя, как дома во все­ленной». А позитивист Р. Карнап безоговорочно отвергал как бессмысленные любые утверждения, не проверяемые эмпири-


494

Эстетическое и художественное развитие общества

чески. Позитивисты даже высказали мысль о неизбежном умирании философии, которое будет протекать в форме ее раз­ложения на отдельные науки, имеющие собственные предме­ты и методы. Эти науки будут давать не абстрактные филосо­фемы, лишенные всякого практического смысла, а «положи­тельное», основанное на опыте и приносящее конкретную пользу, знание. Это пророчество, правда, не осуществилось и слухи о смерти философии оказались сильно преувеличенными. Сам же позитивизм стал еще одним философским течением и послужил новым импульсом для ее дальнейшего развития.

Как видим, каждая из упомянутых здесь позиций пред­ставляет собой некую крайность, Сциллу и Харибду философ­ского поиска. Первая точка зрения увлекает философствова­ние в заоблачные выси и отрывает от грешной реальности, а вторая - чрезмерно заземляет, лишает возможности свободно­го творческого полета.

Можно предположить, что существует объективная, неза­висящая от мнения самих философов роль философского зна­ния в жизни общества. Эта роль состоит, очевидно, в крити­ческом стимулировании развития наличного бытия и созна­ния. В определение философии как поиска высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания надо обязательно добавить еще одну черту. Эта черта - выработка стратегии свободной человеческой жизнедеятельности. А если в компетенцию философии все же входит вопрос - что человек должен делать? - к философствованию можно отно­ситься одновременно и как к цели, и как к средству. Цель и средство нельзя противопоставлять. Существует объективная диалектика цели, средства и результата. Ни один результат не может быть достигнут иначе, как с помощью того или ино­го средства. Все это означает, что к любой философской дис­циплине можно относиться как к чему-то полезному и необ­ходимому. Ничего некорректного в этом подходе нет. Итак, зачем студенту эстетика?

Студент - не Диоген. Изучение эстетики ему необходимо прежде всего потому, что в конце этого курса придется сда­вать зачет, а потом и итоговый экзамен. Эта вполне прозаи­ческая и лежащая на самой поверхности причина любому


495

Лекция XVII

студенту хорошо понятна: если этого сделать не удастся, он не достигнет своих академических целей и не сможет получить то образование, к которому стремится.

В любом музыкальном вузе эстетика является обязатель­ной дисциплиной, то есть она, если говорить без обиняков, на­вязывается системой образования. Неприятный эффект, кото­рый производит эта истина, будет нивелирован лишь в том случае, если нам удастся ответить на следующий, вполне ре­зонный вопрос: а существует ли разумный смысл такого на­вязывания?

Да, такой смысл, конечно же, существует. Студентам кон­серватории эстетика необходима для их будущей профессио­нальной деятельности. Эта философская дисциплина может оказаться полезной:

- для тех, кто музыку создает, особенно для композито­
ров, желающих разобраться в самой сущности процесса твор­
чества, в вопросах взаимоотношения художественных мето­
дов, направлений, течений и стилей, в проблемах содержания
и формы в искусстве, в онтологических закономерностях су­
ществования музыкальных произведений;

- для тех, кто музыку исполняет, то есть для музыкантов-
инструменталистов и певцов, если они всерьез интересуются
тем, что такое художественная интерпретация и как она свя­
зана с процессом исполнения и продуктом исполнительской
деятельности, что представляет собой исполнительство как
искусство и чем оно отличается от прочих видов творчества;

- для тех, кто музыку изучает, поскольку она не существу­
ет вне общего контекста, который образует мировой историко-
художественный процесс со всеми его противоречиями и слож­
ной морфологической структурой, и не может быть правильно
понята без глубокого осмысления ее ценностной природы, эсте­
тической сущности и многочисленных социальных функций;

- для тех, кто музыку «потребляет» и хотел бы разоб­
раться во всех особенностях эстетического и художественно­
го восприятия, в диалектике эстетического вкуса и эстетичес­
кого тезауруса, в специфике нормативной, предписательно-оце-
ночной стороны эстетического сознания и в закономерностях
развития художественного языка;


Лекция XVII


49,



- лля тех наконец, кому в будущем суждено руководить музыкальными коллективами и организациями, управлять ими Ведь художественная культура обладает трехмерным строением и. наряду с морфологическим и духовно-содержа­тельным измерениями, включает в себя также и организаци­онно-институциональный блок (творческие союзы, филармо­нии музыкальные учебные заведения, театры, издательства, журналы и т. п.). Эффективность этого вида деятельности связана с уровнем образованности и культуры руководителя, умением ориентироваться в вопросах специфики искусства, его места и роли в общественной жизни, в актуальных про­блемах эстетического и художественного воспитания.

Нейгауз говорил, что в ученике он старается сформиро­вать прежде всего личность, потом - художника, и лишь за­тем - музыканта. Для каждого, кто действительно хочет полу­чить хорошее академическое образование в интересующей его области, материал этого курса и книги по эстетике будут полезны для более глубокого осмысления целого комплекса нефилософских дисциплин - истории и теории музыки, исто­рии исполнительского искусства, педагогики, психологии и др. Но этого мало. Существуют и такие основания, которые делают эстетику полезной не только будущему музыканту, но и вообще любому студенту-не-философу (необходимость при­обретения солидного теоретико-эстетического багажа на фи­лософских факультетах, надеюсь, доказывать не приходится). Первым из этих оснований является то, что эстетика - это хорошая школа мысли, пройдя которую можно достойно про­явить себя всюду, где требуется ясная голова. Любая философс­кая дисциплина (и эстетика здесь не составляет исключения) предполагает строгое использование основных категорий и вы­ражений. Категориальный аппарат эстетики и все ее содержа­ние строится по законам логики - этого универсального инст­румента познания, который выявляет общие правила мышле­ния в любой сфере интеллектуальной деятельности человека.

Следующим аргументом, подтверждающим полезность эс­тетики для студентов-не-философов, служит то, что в основе вся­кого философствования лежит рефлексия, позволяющая чело­веку сознательно контролировать свои действия и регулиро-


вать свои отношения с окружающим миром. Развитое умение размышлять и анализировать собственные мысли и пережива­ния - важное условие активного саморазвития личности. Эти навыки поддаются тренировке и могут распространяться на решение самых разнообразных творческих задач. Благодаря рефлексии некоторые люди обретают такие ориентиры в жизни, которые, как верно заметил Ю. Тихонравов [1], помогают им в гораздо меньшей степени, чем остальным, зависеть от неблаго­приятной, неожиданно ухудшающейся социальной среды.

Знание основ эстетики полезно еще и потому, что напря­мую определяет важнейший компонент эстетической куль­туры личности. В прошлой лекции нам уже приходилось отмечать, что эстетическая культура человека, наряду с други­ми компонентами, предусматривает необходимый объем и качество информативных эстетико-теоретических знаний. Без этих знаний невозможно формирование эстетического отно­шения к явлениям жизни и искусства. Отсутствие подлин­ной эстетической культуры обедняет человеческое существо­вание, а тот, кто обладает высоким уровнем культурно-эсте­тического развития, обычно способен проявлять себя во всех видах практической деятельности (независимо от своей про­фессии) как творческий, эстетический субъект.

И наконец, для тех, кто уже приобрел первые навыки фило­софствования и ощутил его вкус, эстетика может стать притяга­тельной сферой самовыражения. Потребность раскрыться, поде­литься с другими, вступить с ними в диалог, обнаружить себя в каком-то внешнем проявлении особенно характерна для неко­торых художественно одаренных и духовно богатых натур. Фи­лософствование в эстетической сфере требует не только строгос­ти терминов и точности дефиниций, но и осмысления речи с позиций критериев красоты, а также ассоциативных и контек­стуальных связей с иными формами культуры (мифологией, ре­лигией, искусством). В процессе философствования, как и в ху­дожественном творчестве, для выражения особых оттенков смысла языковая фактура может иметь решающее значение.

Ранее уже говорилось, что в теме «Студент и эстетика» есть и вторая сторона: зачем эстетике студенты? Такая постановка вопроса может показаться не менее кощунствен-


развитие общ еСтпв

НОИ,

™и, поскольку здесь уже в качестве средства должны рас­сматриваться сами студенты. Можно не сомневаться, что ДЛя доказательства абсолютной неприемлемости такого подхода нам посоветуют обратиться к Канту.

Что ж, совет не плох. Однако хочется сказать: «Вы слиш­ком любезны!» Гимн, пропетый Иммануилом Кантом чело­веку как цели, правильно понимается далеко не всегда. Кант выделял три вида цели: техническую, относящуюся к уме­нию, прагматическую, относящуюся к благу и содержанию поступков, и нравственную, относящуюся к общеобязатель­ному принципу поступков человека. Нравственная цель и есть категорический императив, гласящий: «<... > поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не отно­сился бы к нему только как к средству» [2].

Вдумайтесь, разве здесь речь идет о том, что к человеку вооб­ще не правомерно относиться как к средству? Ничуть не бывало, кантовский постулат имеет другой смысл. К человеку всегда надо относиться как к цели - это бесспорно, и именно поэтому к нему никогда не следует относиться только как к средству. Это означает, что Кант допускал двоякое отношение к человеку: (1) как к цели и (2) как к цели и средству одновременно.

Вопрос о пользе, которую могут принести эстетике студен­ты, не содержит в себе ничего предосудительного. Эстетику привлекает в студентах их молодость, свободомыслие, любо­знательность, оптимизм, стремление к поиску истины за гра­нями дозволенного, отсутствие моральных предрассудков. Эс­тетику привлекает пусть скромный, но все же приносящий определенную пользу, вклад в теоретическое развитие ее по­ложений и идей, содержащийся в рефератах и дипломных ра­ботах, статьях и кандидатских диссертациях (у нас есть и та­кой прецедент!), которые пишутся на студенческой скамье, остетику, наконец, не могут не привлекать возможности, кото­рыми обладают молодые специалисты, активно способствую­щие достижению ее главной цели. Ведь объективной сверхза­дачей эстетики как философской дисциплины является кри­тическое стимулирование развития наличного эстетического бытия и эстетического сознания. А если учесть, что будущему


499

Ле кция XVII

специалисту придется жить и творить не в вакууме, а в конк­ретной социальной среде и в реальной эстетосфере, становит­ся ясно, что цели студента и эстетики сущностно совпадают. Выходит, что развитие эстетики осуществляется в том числе и в интересах самих студентов. Фактически в этом и прояв­ляется отношение к ним не только как к вспомогательному средству, но и как к самой высокой цели.

К решению каких актуальных проблем культурно-эсте­тического развития общества должны готовить себя будущие специалисты?

Начавшиеся в нашей стране социально-экономические преобразования оказали существенное влияние на состояние культуры. Избавление от идеологического гнета государства, снятие препон, препятствующих свободному обращению к ис­точникам информации, плюрализм вместо идеологической монополии привели к заметным переменам в жизни обще­ства. Усилились процессы демократизации культурной дея­тельности, начали складываться предпосылки для свободы творчества; вместе с тем, вторжение в сферу культуры рыноч­ной стихии привело к заметной коммерциализации и пони­жению качества культурной жизни.

Неудовлетворительное бюджетное финансирование в кон­це 90-х годов привело к тому, что учреждения культуры были вынуждены сокращать объемы своей работы (особенно по­страдала гастрольная и выставочная деятельность), бесплат­ные формы стали заменяться платными, к минимуму своди­лись возможности библиотек, музеев и архивов пополнять свои фонды, обветшала материальная база. Значительная часть де­ятелей культуры и искусства оказалась за чертой бедности. Усилилась утечка «мозгов и талантов». Театральные труппы и другие художественные коллективы слабо пополнялись све­жими творческими силами. Существенно сократился куль­турный обмен внутри России и со странами СНГ. Активизи­ровалось нашествие антикультуры: худшие образцы зарубеж­ной массовой культуры и ее отечественных подражателей начали вытеснять настоящее искусство.

Чтобы свести к минимуму негативные последствия начав­шихся преобразований и усилить позитивные, конструктив-





500


Эстетическое и художественное развитие


501



ные элементы, необходимо, по-видимому, кардинально менять ориентиры и приоритеты культурной политики. ^

Первой отличительной чертой новой культурной полити­ки должно стать перенесение акцента с «узкоотраслевого» (ведомственного) подхода в трактовке культурных процес­сов на общезначимый для всех сфер общественной жизни. Дело в том, что понятие «культура» часто употребляется в традиционном, узком смысле слова и рассматривается как ответвление в ряду других отраслей народного хозяйства, та­ких как промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, связь, наука, образование, здравоохранение и т. п. В этом смысле культура охватывает прежде всего профессио­нальное и любительское искусство, народное творчество, куль-турно-досуговую и культурно-просветительскую деятельность со своими организациями и учреждениями, театрами, музея­ми, библиотеками, художественными учебными заведениями. Но подлинная культура - это, как известно, нечто иное. Ее общественный статус будет по-прежнему принижаться, если за ее границы будут выведены культура труда и производства, культура политическая, правовая и нравственная, культура межнациональных отношений и т. п.

Вторая отличительная черта должна состоять в переносе акцента с «учрежденческого* подхода (не следует забывать, что показателями развития культуры до сих пор принято счи­тать количество книговыдач, спектаклей, концертов и т. д.) на развитие самого человека, способного осваивать и использо­вать различные культурные образцы для реального улучше­ния качества своей жизни, решения собственных социальных проблем. Сегодня как никогда необходим сдвиг общественно­го мнения в сторону понимания, что достижение социальных, экономических и культурных благ невозможно без затраты усилий каждого человека на их созидание, поддержание и эффективное использование (возможности культурной поли­тики, кстати говоря, здесь достаточно велики).

Третий принцип новой культурной политики должен со­стоять в необходимости преодоления в общественном созна­нии укоренившегося стереотипа, в соответствии с которым о культуре говорят сочувственно, как о чем-то желатель-


ном, но в сущности не очень обязательном. К культуре при­нято относиться как к чему-то, без чего можно обойтись. В дореформенный период сфера культуры рассматривалась как вторичная по отношению к экономическому базису общества. Отсюда и пресловутый, набивший оскомину остаточный прин­цип ее финансирования, который, увы, и теперь полностью не изжит в реальной политике государства. Удивительная лег­кость, с которой еще вчера сдавались позиции в области духов­ности, образования, науки и культуры, вызывали недоумение и стали одним из негативных приобретений нашей эпохи.

Культурно-эстетическое развитие общества - не благое по­желание, а объективная необходимость. Оно находится не на периферии, а на фарватере общественного прогресса. Времени радикальных реформаторов-романтиков, кажется, приходит ко­нец. Крепнет осознание того очевидного факта, что продолже­ние реформ исключительно монетаристскими методами мо­жет окончательно разрушить народное хозяйство России. Ведь не секрет, что стратегия реформ фактически сводилась к при­митивной схеме: вначале проведем либерализацию цен, потом - финансовую стабилизацию, затем добьемся подъема произ­водства, а уж после этого подумаем о развитии науки, культуры и образования. Такое отношение к духовной жизни общества академик Б. В. Раушенбах прокомментировал следующим об­разом: «Глупо не поливать огород все лето и говорить: «Я по­том полью». Осенью там, конечно, ничего не вырастет». Мне приходилось слышать, как Н. П. Шмелев - один из самых изве­стных отечественных экономистов - на Конгрессе российской интеллигенции в 1997 г. заявил: «Когда вы слышите, что на развитие науки, культуры и образования у нас нет денег, то это -брехня (буквальное выражение Шмелева. - Е. Г.). Это вообще не вопрос наличия или отсутствия денег. Это вопрос приоритетов!»

Ложные приоритеты вынуждают общество оперировать ошибочными аргументами, которые, в свою очередь, ведут к тупиковым действиям. Тупиковые действия являются источ­никами плачевных результатов. Получается так, что выбирая приоритеты, общество выбирает свою судьбу.

Четвертый принцип новой культурной политики должен состоять в следующем. Культура - это мощный рычаг разви-





502


Эстетическое и художественное развитие общества


Лекция XVII


503



тия общества, необходимое условие продвижения России по пути экономических реформ, развития демократии, нрав-ствеиного очищения общества.

Еще в дореформенный период наше общество приняло установку, согласно которой наука является непосредствен­ной производительной силой. Сейчас пришла пора признать, что непосредственной производительной силой в известном смысле может стать и высокоразвитая культура. Культура обес­печивает прежде всего оснащение новыми технологиями всех видов общественно значимой деятельности. Без культуры нельзя обеспечить подъем производства, рост качества продукции. Новые технологии означают не только и часто не столько тех­ническое оснащение различных отраслей социально-экономи­ческой жизни, но прежде всего их рационализацию и повыше­ние эффективности в направлении реального уровня и каче­ства жизни населения. Культурная политика в сфере произ­водства все более будет содействовать переходу от традицион­ных, часто ремесленнических технологий, к постиндустриаль­ным. Она должна направляться на распространение и внедре­ние современных организационно-технологических моделей, стереотипов поведения, ценностей и норм, доказавших свою эффективность в России, в экономически развитых странах.

Наряду с традиционными, в основном некоммерческими отраслями (исполнительское искусство, изобразительное твор­чество, литература, библиотеки, музеи, архивы, государствен­ное эфирное вещание), все более прочное место будут зани­мать высокоприбыльные новейшие отрасли (кабельное и спут­никовое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, мода, реклама, промышленный дизайн), способные качествен­но изменить рынки товаров и услуг культурного назначения. Культура, следовательно, все более будет рассматриваться не только как производитель и хранитель культурных ценнос­тей (без культуры не существует нравственности, демократии, правового государства, нормальных межнациональных отно­шений), но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоёмких отраслей, значительный приток доходов от туризма и новых налоговых платежей в государственный и муниципальные бюджеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: