Заказ № 299



А / /

5. Эстетическая концепция Никола Буало как наиболее полное выражение доктрины классицизма.

ЛИТЕРАТУРА

Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М., 1935-1937. -

Т. 1-2.

Ваткин Л. М. Итальянское Возрождение. - М., 1995. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура

Средневековья и Ренессанса. - М., 1965. Буало Н. Поэтическое искусство. - М., 1957. Ванари. Жизнеописания. - М., 1963. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли:

В 5 т. - М., 1962. Т. 1; М., 1964. - Т. 2. История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1985. - Т. 2. Кривцун О. А. Эстетика. М., 1998. Леонардо да Винчи. Избранное. - М., 1952. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. - М., 1934. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: про­блемы эстетики и поэтики. - М., 1994.

Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетичес­ких учений. - М., 1963.

Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты. - М., 1982. Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М., 1966. Эстетика Возрождения. - М., 1981. - Т. 1-2.

Занятие 7. Эстетика XVIII века. Английское и французское Просвещение

1. Идеология Просвещения в период ранних буржуазных
революций в Европе.

2. Умеренный характер и трезвый реалистический тон
эстетических теорий английского Просвещения.

3. Особенности французского Просвещения. Эстетика Дени
Дидро.


515

ЛИТЕРАТУРА

Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. - М., 1978.

Вольтер. Эстетика. - М., 1974.

Дени Дидро об искусстве. - Л.; М., 1936.

Дидро Д. Парадокс об актере. - М., 1957.

Дидро Д. Эстетика и литературная критика. - М., 1980.

История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. - М., 1962. - Т. 2.

История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1985. - Т. 2.

Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.

Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетичес­ких учений. - М., 1963.

Руссо Ж. Ж. Об искусстве. - М.; Л., 1959.

Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. - М., 1973.

Хогарт В. Анализ красоты. - М., 1958.

Шефтсбери А. Эстетические опыты. - М., 1975.

Занятие 8. Эстетика XVIII века. Немецкое Просвещение

1. Исторический фон формирования просветительских
идей в Германии.

2. Эстетические идеи А. Баумгартена; введение термина
"эстетика" и определение места эстетики в системе философ­
ских дисциплин.

3. Эстетические воззрения И. Винкельмана и его привер­
женность ценностям античного искусства.

4. Книга Г. Лессинга "Лаокоон, или о границах живописи
и поэзии".

5. Выдвижение И. Гердером принципа исторического под­
хода к явлениям действительности; вывод о невозможности
правильного понимания и оценки искусства в отрыве от об­
щественных условий, в которых оно возникло.





516

ЛИТЕРАТУРА

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М., 1962.

ВинкельманИ. И. История искусств древности. - Л., 1933.

История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. - М., 1964. - Т. 2.

История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1985. - Т. 2.

Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998.

ЛессингГ. Э. Гамбургская драматургия. - М.; Л., 1936.

Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. -М., 1957.

Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетичес­ких учений. - М., 1963.

Занятие 9. Немецкая эстетика конца XVIII - начала XIX века

1. Проблема специфики эстетического в теоретическом на­
следии И. Канта; место эстетики в системе философского знания.

2. Соотношение эстетических суждений И. Гёте с позиция­
ми немецкой классической философии и просветительскими
идеями о роли искусства в формировании и развитии человека.

3. Ф. Шиллер о кризисе современной культуры и роли
эстетического воспитания в восстановлении внутренней гар­
монии человека.

4. Г. Гегель об исторических закономерностях развития
искусства.

5. Эстетика раннего (иенского) романтизма.

6. Развитие эстетических идей поздними (гейдельбергс-
кими) романтиками.

ЛИТЕРАТУРА

Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М., 1973. Афасижев М. Н. Эстетика Канта. - М., 1975. Вайнштейн О. Б. Язык романтической мысли. - М., 1994. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. - М., 1977.


51 7

Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М., 1966.

Гегель Г Эстетика. - М., 1968-1973. - Т. 1-4.

Гёте И. В. Об искусстве. - М., 1975.

ГофманЭ. Т. А. Письма, высказывания, документы. - М., 1981.

Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. - М., 1981.

История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли:

В 5 т. -М., 1967. -Т. 3.

История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1986. - Т. 3. Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч.: В 6 т.

-М., 1964. -Т. 5. Кривцун О. А. Эстетика. - М., 1998. Литературные манифесты западноевропейских романтиков.

-М., 1980.

Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетичес­ких учений. - М., 1963. Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. -

Тверь, 1992. Шиллер Ф. О. О наивной и сентиментальной поэзии. Письма

об эстетическом воспитании // Собр. соч.: В 6 т. - М.,

1959. - Т. 6.

Занятие 10. Эстетика середины и второй половины XIX века

1. Неклассическая эстетика. Опровержение и распад геге­
левской системы.

2. Мир как воплощение музыки и воли в эстетических
представлениях А. Шопенгауэра.

3. С. Кьеркегор - создатель первого типа экзистенциаль­
ного философствования.

4. Формалистическая эстетика И. Гербарта. "Средства
музыки" как наиболее подходящий объект математического
описания "чистых отношений" формальной структуры.

5. Эстетические представления в "позитивной философии"
О. Конта.

6. "Переоценка ценностей" в эстетическом наследии
Ф. Ницше.



518

7. Эстетика Эдуарда Гартмана и "философия бессознательного".

8. Возникновение марксизма. Материалистическое миро­
понимание как методологическая основа марксистской фило­
софии истории. Карл Маркс об искусстве как способе "прак­
тически-духовного освоения" действительности, осуществляе­
мом с помощью воображения и творческой фантазии.

ЛИТЕРАТУРА

Быховский Б. Э. Кьеркегор. - М., 1972.

БыховскийБ. Э. Шопенгауэр. - М., 1975.

История эстетической мысли. В 6 т. - М., 1986. - Т. 3.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.

Крпвцун О. А. Эстетика. - М., 1998.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. - Т. 42. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 г. // К. Маркс

и Ф. Энгельс. Соч. - Т. 46. - Ч. 1. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф.

Стихотворения. Философская проза. - СПб., 1993. Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетичес­ких учений. - М., 1963.

Прозерский В. В. Позитивизм и эстетика. - Л., 1983. ЦвейгС. Ф. Ницше. - Таллин, 1990.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М., 1900. -Т. 1. - Вып. II, III.

Занятие 11. Развитие эстетической мысли в России

в конце XVIII - первой половине XIX века и эстетические теории революционных демократов

1. Первые определения эстетики в русскоязычной фило­софской и искусствоведческой литературе. Эстетика просве­тительского классицизма, просветительского реализма, сенти­ментализма и преромантизма.

2. Эстетика русского романтизма.


510

3. Эстетические взгляды декабристов.

4. Славянофилы об отражении в искусстве народного быта
и особенностей национального характера, о значении право­
славной религиозности и соборности в русской духовной куль­
туре.

5. Революционно-демократическая эстетика о социально-
исторической детерминированности и гражданской функции
художественного творчества, о философско-эстетическом обо­
сновании принципов критического реализма, об идейности,
художественности и народности искусства. Магистерская дис­
сертация Н. Г. Чернышевского "Эстетические отношения ис­
кусства к действительности".

ЛИТЕРАТУРА

Белинский В. Г. Литературные мечтания // Поли. собр. соч.:

В 13 т. - М., 1953-1956. - Т. 1. Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. -

Там же. - Т. 1.

Белинский В. Г. Статьи о народной поэзии. - Там же. - Т. 1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. - Там же. - М., 1955. - Т. 7.

Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. -

Там же. - М., 1956. - Т. 10.

Бестужев-Марлинский А. А. Соч.: В 2 т. - М., 1958. Веневитинов Д. В. Избранное. - М., 1956. Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России середины

XIX века. -Л., 1982.

История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. - М., 1964. - Т. 2; М., 1969. - Т. 4 (первый полутом). История эстетической мысли: В 6 т. - М., 1986. - Т. 3. Киреевский И. В. Поли. собр. соч: В 2 т. - М., 1911. Одоевский В. Ф. Русские ночи. - Л., 1975. Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В. Очерки истории эстетичес­ких учений. - М., 1963.

Русские эстетические трактаты первой половины XIX века. -М., 1974.


520

Селиванов Б. В. Истоки оперного искусства в России: духов­ный контекст. - Новосибирск, 2000.

Хомяков А. С. Поли. собр. соч.: В 8 т. - М., 1900.

Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к дей­ствительности // Чернышевский Н. Г. Избр. соч. - М., 1950. - Т. 1.

Занятие 12. Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века

1. Эстетика Вл. Соловьева и русская религиозно-идеалис­
тическая мысль.

2. Эстетические взгляды Ф. Достоевского.

ЛИТЕРАТУРА

3. Символизм как философское и литературно-художе­
ственное течение в русской культуре.

Андрей Белый. Символизм как миропонимание. - М., 1994. Брюсов В. Русские символисты // Брюсов В. Собр. соч. - М., 1975. - Т. 6.

Достоевский Ф. М. Об искусстве. - М., 1973. Достоевский Ф. М. Письма. - М.; Л., 1934. - Т. 3. Достоевский Ф. М. Иолн. собр. соч.: В 30 т. - Л., 1972-1987. -Т. 18, 19,21.

Иванов Вяч. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего ре­лигиозного сознания // О Владимире Соловьеве и эстети­ке жизни. - М., 1912.

История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли:

В 5 т. - М., 1969. - Т. 4 (первый полутом). История эстетической мысли. В 6 т. - М., 1987. - Т. 4. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX -начала XX в. - М., 1975.

Соловьев В. С. Философия искусства и литературная крити­ка. -М., 1991.


ч


521 Занятие 13. Наиболее общие категории эстетики

1. Прекрасное и безобразное.

2. Трагическое и комическое.

3. Возвышенное и низменное.

ЛИТЕРАТУРА

БоревЮ. Эстетика. - М., 1988.

Гада мер Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997. Кантор К. М. Красота и польза. - М., 1967. Книга по эстетике для музыкантов. - М.; София, 1983. Лихачев Д. С, Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. -Л., 1984.

Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. - М., 1967.

Любимова Т. Б. Понятие комического в эстетике // Вопросы философии. - 1980. - № 1.

Занятие
14. Сущность и функции искусства

Тахо-Годи А. А. Судьба как эстетическая категория // Антич­ная культура и современная наука. - М., 1985.

1. Миметическая сторона природы искусства. Понятие
художественного образа.

2. Творческо-созидательная сторона природы искусства.
Формальная школа в эстетике и обоснование самоценности,
суверенности и самодостаточности искусства. Семиотика, гер­
меневтика, структурализм.

3. Дихотомия искусства и его социально-ролевая органи­
зация как сложно-динамическая система.

4 ч4.\Гносеологический, субстанциальный и семиотический параметры проблемы содержания и формы в искусстве.

^<&. Произведение искусства в системе художественной куль­туры.



I


522


ЛИТЕРАТУРА


Занятие 15. Система искусств


523



Алешина Н. Соотношение изобразительности и выразитель­ности в искусстве // Философские науки. - 1965. - № 6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989. ВёльфлинГ. Основные понятия истории искусств. - М., 1995. Волкова Е. В. Художественное произведение как предмет эс­тетического анализа. - М., 1976.

Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художествен­ной культуры. - М., 1988.

Гадамер Г.-Х. Истина и метод: основы философской герме­невтики. - М., 1976.

Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. - М., 1910. Гильдебранд А. Проблемы формы в изобразительном искус­стве. -М., 1991.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М., 1987. Глазман М. С. Научное и художественное мышление. — М.,

1973.

Грякалов А. А. Структурализм в эстетике. - Л., 1989. Еремеев А. Ф. Границы искусства. Социальная сущность ху­дожественного творчества. - М., 1987. Зоркая Н. А. Рецептивная эстетика // История эстетической

мысли: В 6 т. - М., 1990. - Т. 5.

ЗисьА. Я. На подступах к общей теории искусства. - М., 1995. Ильин И. П. Нарратология // Современное зарубежное лите­ратуроведение. - М., 1996.

Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. - М., 1982. Марков М. Е. Искусство как процесс. - М., 1970. Самохвалова В. И. Язык искусства. - М., 1982. Силичев Д. А. Семиотика и искусство: анализ западных кон­цепций. - М., 1991.

Столович Л. Н. Искусство и игра. - М., 1987. Структурализм: за и против. - М., 1974.

Хейзинга Й. Ното Ьийепз. Опыт определения игрового эле­мента культуры. - М., 1992. Художественное восприятие. - Л., 1971. Черняков И. В. Игра и художественная деятельность. - М., 1991.


I I


1. Морфология искусства и основополагающие принципы
его классификации.

2. Дифференциация и интеграция искусств.

3. Классы, семейства, виды, разновидности, роды и жанры
искусства как категории морфологического анализа.

ЛИТЕРАТУРА

Борев Ю. Эстетика. - М., 1988.

КаганМ. С. Морфология искусства. - Л., 1972.

Каган М. С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.

Книга по эстетике для музыкантов. - М.; София, 1983.

Занятие 16. Исполнительское искусство

., Творческая деятельность в системе художественного производства и специфика исполнительского искусства.

2. Художественная интерпретация, исполнение и продукт /
исполнительской деятельности.!

\3. Роман Ингарден о способе существования музыкального произведения. Музыкальное произведение как исторически кон­кретная целостная совокупность всех возможных и действительно существующих правомерных вариантов исполнительских объек­тивации продукта первичной художественной деятельности.

4. Исполнительство как творчество. Жизель Бреле о твор­ческих результатах исполнительского процесса.

ЛИТЕРАТУРА

Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. -М., 1989.

Вге1ег О. Ь'т1егргё1а1юп сгёа1г1се. Е8за1 зиг ГехёсиНоп тиз1са1е. - Т. 1. - Р.: Ргеззез итуегзИшгез с1е Ггапсе, 1951. (имеется перевод на русский язык в библиотеке Новоси­бирской консерватории).


524

Гильбурд Г. И. Исполнительское искусство - сфера проявле­ния художественной идеи. - Томск, 1984. Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (фи­лософский анализ). - Новосибирск, 1982. Гуренко Е. Г. Исполнительское искусство: методологические

проблемы. - Новосибирск, 1985. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962. Кандинский-Рыбников А. Об интерпретации музыки И. С. Баха советскими пианистами и органистами // Русская книга о Бахе. - М., 1986. Кандинский-Рыбников А. Эпоха романтического пианизма //

Музыкальное исполнительство и педагогика. - М., 1991. Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки. - Л., 1979. Малышев И. В. Музыкальное произведение: эстетический

анализ. - М., 1999.

Меркулов А. Исполнительские концепции "Карнавала" Р. Шу­мана // Музыкальное исполнительство и современность. -М., 1988.

Павчинский С. Из истории интерпретации произведений Скря­бина // Музыкальное исполнительство. - М., 1972. Станиславский К. С. Работа актера над собой // Станиславс­кий К. С. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1954. - Т. 2. Сурина Т. Историческая преемственность // Театр. - 1981. -№ 1.

Феноменология искусства. - М., 1996.

Хализев 3. Интерпретация и театр // Театр. - 1980. - № 4.

Занятие 17. Эстетическое и художественное развитие

общества

1. Линейный принцип построения истории искусств и те­
ория локальных цивилизаций.

2. Творческий метод как категория историко-художествен-
ного процесса.

3. Диалектика художественного направления, течения,
школы и стиля. Идейно-эстетические ориентации и принци­
пы художественного творчества в исторической перспективе.


525

4. Творческий метод и мировоззрение художника. Г 5. Значение эстетического и художественного воспитания. 6. Актуальные проблемы культурно-эстетического разви­тия общества.

ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н. А. Смысл истории. - Берлин, 1923.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - Л., 1940.

Гароди Р. О реализме без берегов. - М., 1961.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М., 1987.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1993.

Евин И. Е. Синергетика искусства. - М., 1993.

Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. -М., 1986.

ЗисьА. Я. На подступах к общей теории искусства. - М., 1995.

Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества: ис­тория и проблемы. - М., 1996.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.

Кантор К. М. История против прогресса. Опыт культурно-исторической генетики. - М., 1992.

Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Пост­модернизм. - М., 1996.

Коган Л. Н. Художественная культура и художественное вос­питание. - М., 1989.

Курицын В. О постмодернизме. - Свердловск, 1992.

Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. - Л., 1982.

Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. - Киев, 1994.

Махлина С. Т. Реализм и условность в искусстве. - СПб., 1992.

Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. -

Киев, 1985.

Петров В. М., Бояджиева Л. Г. Перспективы развития ис­кусства: методы прогнозирования. - М., 1996.

Потебня А. Слово и миф. - М., 1989.


Абди 293, 297, 298 Августин Аврелий 11, 52, 137, 184-186, 434, 513 Аверинцев С. С. 69, 125 Аддисон Д. 193 Адлер А. 468 Айвазовский И. К. 456 Аксаков К. С. 25, 438 Александр Македонский 162, 441 Альберти Л. Б. 12, 13, 156, 188, 189, 513 Аль-Кинди 493 Анаксагор 178 Антониони М. 322 Апухтин А. Н. 151 Ариосто Л. 462 Аристотель 10-12, 30, 52,115-117, 136, 137, 173, 175, 180-183, 186, 188, 218, 224-226, 231, 243, 251, 289, 325, 353, 445, 461, 482, 512 Аристофан 136 Арним А. 20 Архит 173 Асафьев Б. В. 355, 402 Асмус В. Ф. 69, 172, 202, 203 Афанасьев А. Н. 469 Ахматова А. А. 167 Ашкенази В. Д. 151
Бабаевский С. П. 167 Байрон Д. 118, 131, 163, 218, 470 Балакирев М. А. 476, 481 Бальзак О. де 132, 230, 231, 453 Бальмонт К. Д. 27, 470

526

Пропп В. Я. Морфология сказки. - М., 1969.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - СПб., 1995.

Устюгова Е. Н. Стиль как явление культуры. - СПб., 1994.

Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Достоевский и отцеубийство //

Фрейд 3. Художник и фантазирование. - М., 1995. Художественный примитив. Эстетика и искусство. - М., 1996. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М., 1996. Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М., 1996. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.


527

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Барт Р. 301

Баттё Ш. 216, 300

Баумгартен А. 6, 16, 53-55, 57,

196, 515

Бах И. С. 134, 227, 276, 375, 480

Бахтин М. М. 70, 153, 251, 260,

269, 337, 489

Белинский В. Г. 25, 30, 154, 206,

219, 223, 231, 288, 297, 471

Белый А. 27

Бенуа А. Н. 506

Бергсон А. 114, 144, 149, 422,

429, 430

Бердяев Н. А. 436, 483, 507

Берн Э. 155,157,158,193,198, 207

Берлиоз Г. 153

Бернайс Я. 115

Бестужев А. Ф. 25

Бестужев-Л ада И. В. 506

Бестужев-Марлинский А. А. 24

Бестужев-Рюмин М. П. 128

Бетховен Л. ван 110, 111, 131,

134, 152, 166, 234, 271, 300, 355,

360, 477, 479

Библер В. 260

Блок А. А. 27, 98, 470

Бодлер Ш. 470

Бодуэн Ш. 468

Боккаччо Д. 218, 462

Борев Ю. Б. 57, 70, 73, 131, 135,

161, 229, 234, 264

Бородин А. П. 456

Борхес Л. 308

Боттичелли С. 227

Бочкова И. В. 457

Брейтгаупт Р. 476





528

Бреле Ж. 37, 408-432, 523

Брентано К. 20

Брентано Ф. 341

Бродский И. А. 466

Бруно Д. 87, 163, 187

Брюллов К. П. 166

Брюсов В. Я. 27, 470

Буало-Депрео Н. 14, 64, 68, 118,

139, 157, 190, 445, 461, 514

Бубеннов М. С. 167

Бубер М. 260

Бузони Ф. 478, 480

Бунин И. А. 98

Буров А. 70

Бэкон Ф. 192

Бюргер А. 197

Бюффон Ж. 458

В

Вагнер Р. 134, 284, 436

Вазари Д. 187

Ваккенродер В. Г. 18

Ван-Бреда Г. 345

Ван Гог В. 98, 295, 367

Ванслов В. В. 73

Васильев С. А. 231

Васнецов В. М. 456

Вахтангов Е. Б. 322, 394 Вебер К. 152, 477 Ведерников А. И. 457 Вёльфлин Г. 31, 226, 243, 245, 247 Веневитинов Д. В. 24 Верещагин В. В. 169 Вернадский В. И. 59, 440 Веселовский А. Н. 70, 469 Вико Д. 37, 434 Виланд К. М. 489 Винер Н. 280


Винкельман И. И. 16, 154, 155, 197, 198, 243, 461, 515 Виньи А. де 106 Витрувий 52 Вознесенский А. А. 170 Волин Б. М. 221 Волкова Е. В. 70, 305, 306 Волконская М. Н. 213 Вольтер 110, 131 Вольф X. 53, 198 Врубель М. А. 276 Выготский Л. С. 70

Г

Гадамер Г. 59, 99, 237, 253 Гайдн Й. 152, 153, 456 Галуппи Б. 140 Гаман И. Г. 193, 197 Ганслик Э. 31, 201, 225, 246, 247, 426

Гапоненко Т. Г. 167 Гартман Н. 209 Гартман Э. 20, 23, 467, 518 Гегель Г. В. 6, 17, 19, 21, 47, 54-56, 62, 63, 68, 119, 120, 122, 124, 141, 154, 159, 198, 203-206, 223, 226, 243, 255, 377, 420, 424-427, 435, 442, 445, 484, 516 Гейне Г. 141, 234 Гейнзе И. Я. 197 Генина Л. С. 77 Гераклит Эфесский 10, 116, 174, 177, 240, 512

Гербарт И. Ф. 20, 21, 31, 63, 68, 201,246, 517

Гердер И. Г. 16, 118, 131, 154, 162, 193, 197, 515 Гермагор 154 Гермоген 182


Геррес Й. 20

Герц А. 478

Герцен А. И. 25, 206

Гершкович 3. И. 420, 421

Гесиод 51, 434

Гессе Г. 301

Гете И. 17, 18, 118, 131, 148, 154,

193, 197, 198, 203, 210, 212, 215,

218, 221, 287, 436, 489, 516

Гилельс Э. Г. 457

Гильдебранд А. фон 31, 226, 242,

244

Гиппас 173

Гиппий 175

Глазунов А. К. 399

Глинка М. И. 456, 476, 481

Глюк К. 210, 470

Гоббс Т. 147, 192

Гоген П. 367

Гоголь Н. В. 142, 203, 218, 453

Гойя Ф. 150

Голосовкер Я. Э. 70, 123, 239,

240, 469

Голохвастов П. Д. 296

Гольдони К. 138, 140

Гомбрих Э. 442

Гомер 51, 136, 166, 234, 252. 276.

469

Гончаров И. А. 489

Гораций 52, 182

Горгий 52, 175, 210, 325

Горовиц В. С. 375

Горький М. 230, 449

Готшед И. 65

Гофман И. 381

Гофман Э. 20, 218, 463, 470

Гоцци К. 138, 287

Гранвиль 150


529

Гранин Д. А. 507

Грёз Ж. Б. 106, 449

Грибоедов А. С. 142, 288

Григ Э. 456

Гримм В. 20

Гриммельсхаузен X. 148

Гринденко Т. Т. 457

Гротсвита Гандерсхеймская 137

Гулыга А. В. 69

Гульд Г. 375

Гумбольд В. фон 251

Гумилев Л. Н. 38, 440, 441

Гумилев Н. С. 470

Гус Ян 441

Гуссерль Э. 253, 301, 341, 345, 347

Гутман Т. Д. 457

Гюго В. 118, 166

Гюйо Ж. 482

д

Давыдов Ю. В. 70, 263

Дали С. 218

Даниелло 137

Данилевский Н. Я. 38, 438-440, 442

Дантан Ж. 150

Дантон Ж. 212

Дарвин Ч. 90, 108, 505

Даргомыжский А. С. 152, 470

Дасье 106

Дворжак М. 31, 243, 247

Дебюсси К. 295

Дега Э. 295

Декарт Р. 190, 198

Деметрий 182

Демокрит 178

Деппе Л. 476

Депре Ж. 456

Державин Г. Р. 24



 


530

Деррида Ж. 254

Джемс У. 493

Джером К. Джером 145

Джотто Б. ди 227

Дземидок Б. 264

Дидро Дени 15, 118, 140, 154,

157, 193, 195, 196, 445, 514

Диккенс Ч. 453, 489

Дильтей В. 111, 112, 252, 253

Дионисий Галикарнасский 154, 182

Дмитриева Н. А. 73

Добролюбов Н. А. 25

Долгорукая Наталья 213

Доливо А. Л. 378

Достоевский Ф. М. 26, 126, 211,

230, 240, 436, 468, 482, 520

Дынник М. А. 55

Дьюи Д. 90

Дюбо, аббат 191

Дюма А., отец 470

Дюрер А. 188, 189, 227

Дюфаи Г. 456

Дюфрен М. 260

Е

Еврипид 115, 210, 461 Еремеев А. Ф. 70, 264 Ефремов И. А. 91 Ефремов О. Н. 394

Ж

Жан Поль (Рихтер И. П.) 141, 144, 151, 159, 463 Жанна д'Арк 441 Жирмунский В. М. 250 Жислин Г. Е. 457 Жуковский В. А. 25


Зак Я. И. 457

Заринов Р. 70

Зедльмайр Г. 245, 442

Зенон из Китиона 124

Зенон Элейский 353, 359

Зингер Е. М. 475

Зись А. Я. 70, 113, 161, 243, 264,

455, 459, 462, 464, 465

Зольгер К. 159

Зульцер И. 198

И

Иванов В. 393 Иванов Вяч. 27 Игумнов К. Н. 355, 481 Ильенков Э. 263 Ингарден Р. 35, 225, 340-345, 347, 348, 351-354, 356-358, 361-365, 371, 390, 523 Иоанн Дамаскин 184, 450 Иоффе И. И. 249 Исократ 210, 325

К

Каган М. С. 69-71, 77, 83, 111, 135, 161, 221, 222, 260, 264-269, 271, 282, 308, 309, 323, 325, 331, 334-336, 453, 466, 508 Каллистрат 182 Кальдерон Б. П. де ла 131 Калькбреннер Ф. 475, 478 Кампанелла Т. 434 Камю А. 470, 471 Кандинский В. В. 450, 451, 506 Каннабих Й. X. 456 Кант И. 6, 17, 18, 53-56, 62, 63, 100, 101, 111, 140, 143, 145, 151,


\


154. 155, 159, 197-204, 240, 244,

250, 255, 263, 467, 498, 516

Кантемир А. Д. 24, 65

Кантор К. М. 70

Караваджо М. 227

Карамзин Н. М. 24

Карнап Р. 251, 493

Кассий Лонгин 154

Кассирер Э. 469

Кафка Ф. 131, 132

Каховский П. Г. 128

Квинтилиан 165, 325, 457

Кейдж Д. 447

Келлер Целлариус X. 434

Киреевский И. В. 25, 438

Киреевский П. В. 25

Клайберн В. 377

Кларк Ф. 476

Клеанф 124, 182

Клейст Г. 20

Климент Александрийский 450

Коген Г. 250

Кожинов В. 70

Колмогоров А. Н. 467

Кольбер Ж. Б. 190

Кондильяк Э. Б. де 194

Кондорсе Ж. 435

Конт О. 20, 22, 37, 435, 442, 517

Конфуций 434

Коперник Н. 87, 187

Корнель П. 118, 166

Корниенко В. С. 73

Корреджо А. 216

Кортасар X. 301

Корыхалова Н. П. 405-408, 416-

418, 420, 421, 423, 424, 427

Кошелев А. И. 25

Крайнев В. В. 481


531

Кречетова Р. 398 Кривцун О. А. 68, 69 Кромвель О. 163 Кронин А. 453 Кроче Б. 161, 208 Крылов И. А. 160 Ксенофонт 175, 177, 489 Куперен Ф. 105, 106 Курасава Акира 163 Кьеркегор С. 20, 21, 121. 125, 256, 517 Кюхельбекер В. К. 25

Л

Лакан Ж. 254 Лангер С. 209 Лармин О. 57 Лассаль Ф. 121 Лассо О. 456 Лебрен Ш. 190

Леви-Строс К. 40, 254, 285, 311, 469 Левитан И. И. 456 Лейбниц Г. 198, 251, 414, 467 Ленотр А. 191

Леонардо да Винчи 13, 62, 68, 150, 188, 189, 227, 287, 445, 462, 513 Леонтьев А. Н. 228 Лермонтов М. Ю. 161 Лессинг Г. 16, 30, 115, 118, 140, 197, 219, 296, 461, 515 Ли Верной 208 Липпс Т. 144, 146, 208 Лисса С. 422

Лист Ф. 131, 284, 354, 398 Лихачев Д. С. 507 Ложье Ж. Б. 478 Локк Д. 194 Ломоносов М. В. 24


532

Лопе де Вега 117, 138, 139. 470 Лоррен К. 210 Лосев А. Ф. 60, 61, 69 Лотман Ю. М. 70, 251 Лукиан 136, 143, 182 Лукреций 182, 218 Луначарский А. В. 449 Людовик XII 216 Людовик XIV 14, 106, 191 Лютер М. 162 Лядов А. К. 456

М

Маджи В. 115 Майкапар С. 381 Майков А. Н. 209 Макиавелли Н. 503 Малевич К. С. 284, 285 Мамкин Александр 164 Мандельштам О. Э. 167 Манн Т. 490 Марк Аврелий 182 Марков М. Е. 228 Маркс К. 23, 37, 121, 143, 146, 169, 208, 248, 249, 255, 278, 299, 378, 435, 442, 461, 518 Марциал 136 Матисс А. 246, 367 Мейерхольд В. Э. 322 Мендельсон М. 144, 198 Мережковский Д. С. 27 Мериме П. 470 Метродор 182

Микеланджело Б. 150, 165, 166, 188, 227, 462 Мирабо 212 Мольер 139, 470 Монтень М. 188


Монтескье Ш. 37, 194, 434

Мор Т. 434

Морган Л. 487

Моррис Ч. 251, 482

Моцарт В. А. 402, 456, 470, 477

Мошковский М. 375

Мунго-Парк 108

Муравьев-Апостол С. И. 128

Мусоргский М. П. 152, 284, 456,

476, 481

Мухина В. И. 289

Мюллер Э. 115

Мюссе А. де 470

Н

Наполеон Б. 441

Натев А. 264

Наторп П. 250

Наумов Л. Н. 457

Нейгауз Г. Г. 151, 392, 457, 474

Некрасов Н. А. 456

Немирович-Данченко В. И. 288,

371, 394

Низами 233

Николай I 128

Ницше Ф. 20, 22, 120, 132-134,

256, 436, 517

Новалис Ф. (Харденберг Ф. фон)

19, 20, 144, 463, 467

Новиков Н. И. 24

Новикова Л. И. 57, 70

О

Оборин Л. Н. 481 Обрехт Я. 456 Овсянников М. Ф. 69 Огарев Н. П. 25 Огдон Д. 151


Одоевский В. Ф. 24 Окегем Й. 456 Ортега-и-Гассет X. 225

П

Паганини Н. 354 Паизиелло Д. 140 Палиевский П. 70 Панофский Э. 442 Пачоли Л. 188 Перголези Д. Б. 140, 152 Переверзев Л. 70 Перов В. Г. 456 Пестель П. И. 128 Петр I 143 Петрарка Ф. 462 Пикассо П. 226, 234, 367, 452, 454 Пико делла Мирандола Д. 156, 188, 189 Пиндар 103 Пиррон 182 Пирс Ч. 251 Писарев Д. И. 25 Пифагор Самосский 92, 173 Пиччинни Н. 140 Плавт 136

Платон 10, 52, 63, 72, 116, 136, 175, 178-183, 187, 212, 221, 224, 225, 240, 376, 445, 450, 467, 482, 493, 512

Плетнев М. В. 481 Плеханов Г. В. 86, 249, 371 Плисецкая М. М. 399 Плотин 11, 182, 183 Плутарх 154, 182 Полибий 434 Поликлет 52, 103 Польти Ж. 287


533

Поп А. 65, 155

Поспелов Г. Н. 56, 73

Потебня А. А. 70, 300

Пресман М. 381

Пригожий И. Р. 443

Пришвин М. М. 228

Продик 175

Прокофьев С. С. 98, 153, 295, 356,

479, 481

Пропп В. Я. 70, 251, 469

Протагор 175

Псевдо-Лонгин 154, 155

Публий Сервилий 371

Пудовкин В. И. 322

Пузис Г. 56

Пуссен Н. 190

Пушкин А. С. 106, 151, 211, 218,

234, 470, 471

Рабле Ф. 137, 462, 489

Равель М. 151

Радищев А. Н. 24, 471

Раппопорт С. X. 70, 238, 239, 264,

265, 281

Расин Ж. 118

Раушенбах Б. В. 501

Рафаэль С. 50, 150, 210, 227, 462

Рахманинов С. В. 98, 354, 379,

481, 506

Рембрант 227

Ренуар О. 367

Репин И. Е. 454

Рескин Д. 482

Ригль А. 31, 226, 242, 243, 245, 247

Риддель 198

Рильке Р. 470

Римский-Корсаков Н. А. 456, 481


\


534


535



Рихтер С. Т. 98, 375, -/57. 479

Ричард III 212

Роб-Грийе А. 448

Роден О. 289 Роллам Р. 490 Россини Д. 153 Рощин М. М. 393 Рубенс II. 131, 227 Рубинштейн Л. Г. 374, 381, 476, 481 Руссо Ж. 19, 37, 435, 455, 489 Рылоон К. Ф. 25, 128

Саккетти Л. 144, 147

Сакулин П. Н. 249

Салтыков-Щедрин М. Е. 142. 149

Самарин К). Ф. 25

Санд Жорж 470

Сантаяна Д. 72

Сартр Ж. II. 125

Свифт Д. 453

Сезанн П. 98, 246. 367

Секст Эмпирик 182

Сенека 182, 341

Сен-Сане К. 210

Сен-Симон К. 37, 435

Сервантес С. 138, 149, 166. 234.

453, 462

Силин В. 264

Скалигер 137

Скрыпник В. И. 506

Скрябин А. Н. 131, 166, 284,

474, 481

Смирнов М. 480

Соколов В. 70

Сократ 10, 52, 175-178, 212, 512

Соловьев В. С. 26, 60, 520

Сологуб Ф. К. 27


Ф. де 2о 1

Софокл 16, 103. 115, 210, 213. Ю1

Софроницкий В. В. 473, 481

Спенсер Г. 106, 144, 146

Спиваков В. Т. 457

Спиноза Б. 147

Стайн Гертруда 226

Стамиц Я и 456 Станиславский К. С. 322, 371,

473, 474, 476-479

Стенгерс И. 443

Степанов Н. А. 150

Столович Л. II. 70, 73, 70, 204.

265

Стравинский И. Ф. 234, 454, 477

Сумароков А. П. 24, 65

Сурио Э. 209

Суров В. П. 167

Сухово-Кобылин А. В. 142

Сысоева Л. С. 488

Таиров А. Я. 322

Тарковский А. А. 466

Тарский А. 251

Тасалов В. 70

Тассо Т. 462

Тертуллиан 52

Тетенс 198

Тик Л. 19, 141, 467

Тнмон 182

Тирсо де Молина 470 Тихонравов Ю. В. 497 Тициан В. 131 Товстоногов Г. А. 466 Тойнби А. Д. 38, 439, 440, 442 Толстой Л. Н. 98, 127, 234-236, 263, 296, 489


Третьяков В. В. 457 Трофимов П. 77 Тугаринов В. П. 78 Туполев А. Н. 95 Тынянов Ю. Н. 250, 251 Тютчев Ф. И. 509

У

Уёмов А. И. 357, 358 Ушаков Д. Н. 221

Ф

Фал ее Милетский 174

Фал л ада X. 453

Фарбер М. 345

Фейербах Л. 206

Фейнберг С. Е. 375, 376

Феллини Ф. 322

Фенелон Ф. 489

Фехнер Г. Т. 63, 68

Фидий 103, 165

Фидлер К. 31,226, 242,244, 245,247

Филодем 182

Филострат младший 182

Филострат старший 182

Фиренцуола А. 188, 189

Фихте И. 62, 255, 467

Фичино М. 188, 189

Фишер Р. 208

Фишер Ф. 151, 246

Фишер Э. 375, 376

Фома Аквинский 12, 52, 186, 194,

341, 513

Фонвизин Д. И. 142

Франческа П. делла 188

Фрейд 3. 40, 144, 468

Фрейзер Д. 469

Фриче В. М. 249


укидид 218 Фуко П. 254 Фурье Ш. 482

Хайдеггер М. 59. 72, 209, 253, 301, 345 Хакен Г. 443 Хаузер А. 442 Хёйзинга Й. 263 Хемингуэй Э. 168, 453 Хетчесон Ф. 140. 193. 198 Хлебников В. 167 Хогарт В. 150, 193 Хомяков А. С. 25, 438 Хоум Г. 193 Хрисипп 124, 182

Ц

Цветаева М. И. 98, 167, 470 Цейзинг А. 145 Цецилий 154, 155, 457 Циммерман Р. 31, 151, 201, 246 Цицерон 182, 325, 457

Чавчавадзе Н. 3. 70, 83, 112

Чайковский П. И. 134, 151, 295,

297, 454

Чапек К. 470, 471

Чаплин Ч. 114

Чернышевский Н. Г. 25, 96, 97,

101, 120, 142, 154, 160, 206-208,

211, 218, 289, 519

Чехов А. П. 98, 150, 371, 394

Чимароза Д. 140

Чинцио 137

Чухрай Г. Н. 288


       
   
 
 



536

III

Шагал М. 506 Шагинян М. С. 379 Шаляпин Ф. И. 379, 506 Шамбре Ф. де 190 Шарден Ж. 293, 297, 298, 449 Швейцер А. 440 Шевченко Т. Г. 456 Шекспир В. 98, 106, ПО, 111, 117, 118, 130, 131, 138, 166, 212, 218, 288, 395, 453, 462 Шел ер М. 345 Шелли П. 131

Шеллинг Ф. 24, 62, 119, 144, 159, 203, 244 Шестаков В. 69 Шефтсбери Л. 140, 193, 194 Шиллер Ф. 17, 18, НО, 118, 140, 141, 145, 154, 193, 197, 198, 203, 231, 263, 287, 482, 516 Шишкин И. И. 456 Шкловский В. Б. 250, 251 Шлегель Август 18. 467 Шлегель Фридрих 18, 467 Шлейермахер Ф. 252, 300 Шмелев Н. П. 501 Шмит Ф. И. 249 Шнитке А. Г. 466 Шолохов М. А. 234 Шопен Ф. 340, 350, 354, 356, 456 Шопенгауэр А. 20, 120, 131, 151, 225, 245, 256, 436, 467, 517 Шостакович Д. Д. 134,153, 466. 481 Шоу Б. 470, 471 Шпенглер О. 38. 436-438. 440, 442, 487 Шпор Л. 110 Штайн Эдит 345


Штейнгаузен Ф. 476 Штраус Р. 210, 470 Шуберт Ф. 479 Шуман Р. 152, 456, 479

Щ

Щедрин Р. К. 481 Щепкин М. С. 375

Э

Эйзенштейн С. М. 322 Эйхенбаум Б. М. 250, 251 Эккерман И. 212 Эль Греко 227 Эмпедокл 116, 175 Энгельс Ф. 23, 121, 160. 448 Энесидем 182 Эпиктет 165, 182 Эпикур 182

Эразм Роттердамский 188, 462 Эсхил 115, 131, 143, 166, 461 Эшенбах (Вольфрам фон Эшен-бах) 489

Ю

Ювенал 136 Юдина М. В. 481 Юм Д. 193, 194, 300 Юнг К. Г. 40. 468 Юстиан, император 183 Юстнн Мученик 184

Я

Якобсон Р. 301 Янкелевич Ю. И. 457 Ясперс К. 59, 260 Яусс Г. 301


СОДЕРЖАНИЕ

Студентам от автора.................................................... _................ 3

Учебная программа курса............................................................ 5

План курса..................................................................................... 43

Рабочая программа...................................................................... 45

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА................ 47

Лекция I

1. Предмет, категориальный аппарат и методы эстетики... 47

2. Сущность эстетического.................................................. 70

2.1.Объективный характер эстетического

в действительности........................................................... 72

Лекция II

2.2.Структура эстетического сознания................................. 89

НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ...................... 113

Лекция III

1. Трагическое и комическое.......................................... 113

1.1. Трагическое..................................................................... 114

1.2. Комическое.................................................................... 135

Лекция IV

5Т 2. Возвышенное и низменное........................................ 154

Лекция V

3. Прекрасное и безобразное........................................... 172

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА................................. 220

Лекция VI

1. Искусство как высшая форма эстетического познания

и эстетической деятельности человека........................ 220

1.1. Определение границ искусства.................................... 220

1.2.Миметическая сторона природы искусства................. 226

Лекция VII

" 1.3. Творческо-созидательная (деятельностная) сторона

природы искусства........................................................... 242

1.4. Понятие деятельности..................................................... 255


538

"■', 1.5. Социально-ролевая организация искусства

как сложно-динамическая система............................... 261

Лекция VIII

2. Содержание и форма в искусстве................................ 273

2.1. Гносеологический параметр: два аспекта проблемы
содержания и формы в искусстве.................................. 273

2.2. Субстанциальный параметр: содержание и форма

/г. как идеальное и материальное......................................... 276

' 2.3.Семиотический параметр:

изобразительное и выразительное в искусстве.............. 280

2.4. Диалектика художественного содержания

и художественной формы................................................. 287

2.5. Произведение искусства в системе
художественной культуры................................................ 298

МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА......................................................... 307

Лекция IX

У, 1. Система искусств............................................................. 307

1.1. Методологические основы морфологического

изучения искусства............................................................. 307

^1.2. Дифференциация и-интеграция искусств........................... 313

Лекция X

О 1.3. Искусство как система классов, семейств, видов,

разновидностей, родов и жанров....................................... 326

Лекция XI

2. Бытийный статус музыкального произведения............... 339

Лекция XII,

3. Исполнительское искусство^............................................. 366

3.1. Творческая деятельность в системе художест­
венного производства.......................................................... 366

3.2.Признаки исполнительского искусства.............................. 374

3.3.Художественная интерпретация........................................... 383

3.4.Специфическая функция исполнительства......................... 400

Лекция XIII

3.5. Ж. Бреле о творческих результатах исполнительс­
кого процесса....................................................................... 409


539

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА........................................................... 433

Лекция XIV

1. Линейный принцип построения истории искусств

и теория локальных цивилизаций........................... 433

2. Творческий метод, направление, течение, школа

и стиль как категории историко-художественного
процесса............................................................................... 444

2.1. Сущность творческого метода и его структура........... 444

2.2. Художественное направление, течение, школа, стиль... 454
Лекция XV

2.3.Идейно-эстетические ориентации и принципы худо­жественного творчества в исторической перспективе.. 461

2.4. Творческий метод и мировоззрение художника_____ 466

2.5. Исполнительский идеал, исполнительский метод

и исполнительский стиль.............................................. 472

Лекция XVI

^. 3. Эстетическое и художественное воспитание............... 482

Лекция XVII

4. Студент и эстетика............................................................ 492

Планы семинарских занятий.................................................... 510

Именной указател ь................................................ 527






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: