Опытные станции Наркомпроса С.Т.Шацкого

Рассматривая вопросы социального воспитания в практике воспитательных учреждений 20-30-х гг., следует остановиться одной из них - личности в коллективе. Это учебно-воспитательная работа педагогических коллективов в детских домах, трудовых коммунах, воспитательных колониях. Некоторые методы воспитания в коллективе применялись и в общеобразовательной школе. В этой лекции обратимся к оригинальному опыту В.Н.Сорока - Росинского, А.С.Макаренко, к идеям педагогики среды с учетом новых социальных условий. Этот опыт не единственный и многое из него может пригодиться современному социальному педагогу.

Перед создаваемой советской системой образования, ставилась задача воспитания нового человека, человека социалистического общества, честного, инициативного труженика, образованного, высокоморального коллективиста.

Исходя из этого, перед специальными воспитательными учреждениями ставились задачи помочь ребенку овладеть знаниями, отвлечь его от неблагополучной среды, помочь бороться с ее отрицательным влиянием, создать условия для благоприятного развития в ребенке положительных индивидуальных задатков и способностей. И главным в решении этой задачи было воспитание личности, которая будет жить, и работать в коллективе, в обществе.

Опытные станции Наркомпроса. Для проверки опыта и экспериментов новых принципов учебной и воспитательной работы в 1918 г. Наркомпросом стали создаваться опытно-показательные школы. В 1925 г. в стране их насчитывалось 100. Кроме того, создавались опытные станции, перед которыми также ставилась задача апробировать новые формы и методы учебной и воспитательной работы в школе. Станции представляли собой комплекс воспитательных учреждений, включая детский сад, несколько школ, курсы повышения квалификации учителей.

Первой опытной станцией руководил комитет во главе с С.Т.Шацким. Станция была создана на базе колонии «Бодрая жизнь» в Калужской губернии и включала детский сад, школу, педагогический техникум, а также исследовательскую группу. На Протяжении 13 лет Шацкий апробировал свою идею влияния окружающей среды на формирование личности ребенка, а также Влияние ребенка на окружающую его среду; здесь он разрабатывал теоретические вопросы социальной педагогики, педагогики социальной среды. На станции разрабатывалась система трудового и эстетического воспитания. В школе опытной станции было организовано трудовое обучение, проводились опыты в огороде, в саду. Ученики снимались в различных кружках. Общественно-полезная работа доводилась по озеленению и благоустройству деревень, распространению книг, газет и журналов.

Шацкий продолжал изучение детского общества в самых разумных социальных условиях, определял связи школы с окружающей средой, разрабатывал содержание методической помощи школам. Он составлял программы для других опытных станций Наркомпроса. Одной из них была программа охраны здоровья, куда вошло приобретение ребенком различных навыков: изготовление и прием пищи, отношение к холоду и теплу, уход за помещением, забота о чистоте тела, условия сна, предупреждение различных заболеваний и т.п. Давались рекомендации, как в школе организовать рациональное питание детей, физическое закаливание, как научить ребенка ухаживать за собой, за помещением. Шацкий был убежден, что культуру быта, которую ребенок приобретет в школе, он обязательно внесет в быт своей семьи. По его убеждению, здоровый детский коллектив возможен только при организации настоящего детского самоуправления, интересного и полезного производительного труда, при участии детского коллектива в общественно-полезной работе и обязательном соединении обучения с трудом.

Анализируя наследие С.Т.Шацкого, следует подчеркнуть, что диапазон педагогических проблем, которыми он занимался, достаточно обширен. Для социальной педагогики это, прежде всего изучение детского общества в самых различных социальных условиях: в детском саду, в подростковом клубе, в летней детской трудовой колонии. Он был против отрицания роли педагога в воспитании ребенка, введения в практику теории свободного воспитания, так как считал, что свободы ребенка не существует, поскольку он постоянно зависит от среды, от ее влияния на него. И задача педагога - разобраться во всех влияниях на ребенка извне.

Его требования к учителю - требования времени. Учитель должен быть только преподавателем, он исследователь, он изучает ребенка, его отношения с детьми, взрослыми, обобщает опыт и выбирает нужный прием в данной ситуации. Поэтому подготовка учителя не должна ограничиваться приобретением только научных знаний. Учителю нужно уметь вести исследовательскую работу, пройти практику в школе, участвовать в педагогических съездах и конференциях, знать об опыте лучших учителей.

С.Т.Шацкий - педагог с мировым именем. Его опыт, его педагогическое наследие было известно не только в России, Первую опытную станцию Наркомпроса посещали Д.Дьюи, Р.Тагор, высоко оценивая его деятельность. Созданные в 20-е гг. опытно-показательные учебно-воспи тельные учреждения, опытные школы и станции Наркомпроса были центрами новаторских исканий в педагогике того времени. Перед школой была поставлена задача связать обучение и воспитание в школе с требованиями общества, что значило подготовить поколение умеющих «коллективно работать, способных к организованному творчеству», а главное, способных к самоорганизации.

Одной из таких опытных площадок была Опытная школа-коммуна Наркомпроса, которая была открыта в 1918 г. в с. Литвиновичи Рогачевского уезда Гомельской губернии, ее организатором (по поручению Наркомпроса) был Пантелеймон Николаевич Лепешинский (1868-1941). В большом селе, отделившись от ранее существовавшей школы, при школе был создан интернат, в котором и разместилась школа-коммуна. Однако открытое враждебное отношение населения к коммунарам мешало проведению опытной работы, и осенью 1919 г. школа переехала в Москву. В Москве, на Пречистенской набережной, в здании бывшего детского приюта «Маяк», продолжалась опытная работа. К приехавшей группе сельских ребят в школу приняли городских, большинство из них были дети «ответственных товарищей» со знанием нескольких языков. Связывающим звеном этого сложного, разнохарактерного коллектива ребят стал общий труд. Первый праздник в школе был тогда, когда провели электричество. Все вместе заготовляли дрова, продукты, оборудовали дом, решали проблему занятости воспитанников 16 - 17 лет.

Тушение пожара, ремонт канализации, переезд в новое здание, организация обучения, участие в производительном труде, экскурсии «по очереди», так как всем не хватало пальто и шапок. Участие в сельскохозяйственном труде решалось значительно проще, так как на лето коммуна выезжала в село Успенское, а потом в Липовку, где ребята выполняли все сельскохозяйственные работы и обеспечивали коммуну овощами на зиму. Организация детского самоуправления была центральной в работе педагогического коллектива. В коммуне было 60-70 ребят от 9 до 15 лет и 9-10 школьных работников. Всей жизнью коммуны руководило общее собрание, которое собиралось по необходимости. Общее собрание распределяло работы в мастерских, на скотном дворе, в огороде, оранжерее, на электростанции. Задания давались на две-три недели, назначались дежурные, обсуждались спектакли театра коммуны, различные приказы. Учетом всех работ и участием каждого воспитанника в труде занимался трудком. Члены трудкома ежедневно связывались (летом) с совхозом о работе ребят и собирали сведения о всех необходимых работах в коммуне, следили за качеством и сроком выполнения работ.

Принципы самоуправления в школе-коммуне были сформулированы следующим образом:

  • «Самоуправление в нашей школе рассматривалось как форма организации жизни подростка во всех ее проявлениях. В области образования — метод самостоятельного исследования и групповой организации занятий. В вопросах воспитания — отказ от безусловной авторитарности педагога и широкое привлечение ребят к педагогическому творчеству, основанному на ясном понимании педагогических требований. На этих путях общественного развития самоорганизации ребят был предоставлен наибольший простор не только в смысле большей независимости их от руководства педагогов, но и, главное, в смысле расширения их деятельности за пределами школы.
  • «Конституция» самоуправления была построена на началах связи ее с действительными потребностями ребят и школы. Она преследовала также цель правильного распределения обязанностей ребят координирующего начало личной ответственности в условиях коллективной работы. «Конституции» придавалась форма достаточно эластичная, чтобы приспособиться к росту и потребностям школы.
  • Роль педагога в направлении самоуправления была велика и ответственна. Не было ни одной более или менее важной функции сан управления, в которой не участвовал бы педагог. Но это значение навсегда основывалось на моральной связи с ребятами, причем авторитет его не применялся там, где он помешал бы свободному росту до рой воли ребят.

Самоуправление действовало замедляющим образом на процессе закрепления организационных и рабочих навыков ребят, но зато эти навыки усваивались глубже и крепче. Небольшие пока данные об окончивших школу и энергично работающих в общественных организаций высших школ, ряд успешных работ за последний год в самой школе дают возможность верить правильности сделанного вывода.

Но рядом с этим школа стоит перед серьезной задачей устранения целого ряда недочетов методического характера. Все еще нет; статочной планомерности в работе ребят, нецелесообразна поставка учета их работы, нет твердости в проведении поставленной за и пр.» Важной проблемой было обучение и участие ребят в принудительном труде. В 1920-21 учебном году старшие воспитанники работали на фабрике, младшие - в мастерских. Педагогический коллектив разрабатывал и экспериментировал учебные планы программы, как организовать и совместить учебу и работу на предприятии. Были сменены несколько предприятий, в результат становились на работе на фабрике Бутикова на Пречистенской набережной в 4 мин ходьбы от школы.

Вокруг фабрики концентрировалась вся работа и жизнь школы-коммуны. Работа ребят на фабрике - путь реально подготовить их к самостоятельной жизни. Экспериментальные программы составлялись из принципа, что «прежде всего определенная область знаний, помеченная темами, затем курс дисциплин, носящий систематический характер». Расписание составлялось на целый год с учетом, что каждый четверг проводились экскурсии. В старших классах урок длился по 2 часа, больше обращалось внимания на изучение физики и математики, в младших классах на изучение географии и естествознания.

Каждый преподаватель разрабатывал ряд «тем по фабрике», которые охватывали работу фабрики с точки зрения его предмета. Ученики принимали участие в разработке тем. Это было формой исследовательской работы ребят. «Темы по фабрике» помогали ученикам приблизить свои знания к практике жизни. На школьном совете заслушивались отчеты преподавателей о выполнении учебной экспериментальной программы. Перед летними работами «летний исполком» разрабатывал план трудовых летних работ. Кроме работы в совхозе (который принадлежал коммуне) ребята проводили геодезические работы по съемке плана совхоза.

В 1923 г. школа-коммуна состояла из ребят, постоянно живущих и из приходящих, занятия продолжались до позднего вечера, с 9 утра до 13 были классные занятия, от 15 до 16 - работа в мастерских, потом работа кружков. Кружки (обществоведческие, литературные, художественные географические, спортивное общество «Муравей») охватывали всех ребят школы.

Следует сказать и о роли в жизни школы-коммуны комсомольской ячейки и пионерской организации. Комсомольская ячейка возникла в школе в 1919 г. после переезда школы в Москву. Ячейка стала центром участия ребят во всех революционных преобразованиях. По инициативе комсомольцев создавалась изба-читальня, выписывались газеты, комсомольцы работали среди сельской молодежи и крестьян, подготавливали революционные праздники, стали инициаторами совместных дел школьников с молодежью фабрики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: