Расчет нежестких ДО по критерию сдвигоустойчивости

Дорожную одежду проектируют из расчета, чтобы при воздействии кратковременных или длительных нагружений в подстилающем слое земляного полотна и в малосвязанных слоях за срок службы не возникали недопустимые деформации сдвига. Деформаций сдвига в конструкции не будет, если обеспечивается условие:

,

где Кпр – необходимое минимальное значение коэффициента прочности, который определяется по таблицам

Та – расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего напряжения, не погашенное внутренним трением) в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции от действующего временного нагружения, определяемое по формуле;

Тпр – предельная величина активного напряжения сдвига в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции, превышение которой вызывает нарушение прочности на сдвиг

Тпр=с·kNC·kg

где - активное напряжение сдвига от действия единичного нагружения, определяемое по номограммам на рисунках.

р– расчетное давление от колеса на покрытие;

tв – напряжение от веса дорожной одежды, определяемое по номограмме на рисунке

Используются номограммы для для определения активного напряжения сдвига от временного нагружения в нижнем слое двухслойной системы и номограмма для для определения активного напряжения сдвига tв от собственного веса дорожной одежды

Предельное активное напряжение сдвигу Тпр в грунте рабочего слоя (или в песчаном материале промежуточного слоя) определяют по формуле

Тпр=с·kNC·kg

где с – сцепление в грунте земляного полотна (или в промежуточном песчаном слое), МПа;

kg - коэффициент динамичности, учитывающий особенности работы конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания. При использовании в нижнем слое из укрепленных материалов, а также укладке на границе «основание – песчаный слой» геосетки, необходимо принимать значение kg равным:

- 7,0 – при использовании в песчаном слое крупного песка;

- 6,0 – при использовании в песчаном слое песка средней крупности;

- 5,0 – при использовании в песчаном слое мелкого песка;

- 3,0 – при использовании пылеватых песков;

Во всех остальных случаях kg принимают равным 1,5.

kNC

- коэффициент, учитывающий повторность приложения нагрузки за время эксплуатации (Nф), определяемый по графику,

При расчете на длительное действие нагружения kNC=1,23, а величина Nсп определяется по формуле

Nсут=åNф / (Трдг*T)

Nсут

Рисунок - Зависимость коэффициента kNC от количества расчетных нагружений за сутки (Nсут)

где åNo – количество накопленных расчетных осей,

Трдг - количество расчетных дней в году принимают по приложению

T– расчетный срок службы до капитального ремонта, лет.

При расчетах многослойную дорожную конструкцию приводят к двухслойной расчетной модели.

При расчете дорожной конструкции на прочность по сдвигоустойчивости грунта земляного полотна за нижний слой принимают грунт земляного полотна (с его характеристиками с учетом влажности), а за верхний – всю дорожную одежду. Толщину верхнего слоя hв принимают равной сумме толщин слоев дорожной одежды ().

Модуль упругости дорожной одежды принимают как средневзвешенный модуль пакета слоев, рассчитанный по формуле

,

где n – количество слоев дорожной одежды,

Ei - модуль упругости i-го слоя, МПа;

hi - толщина і-го слоя, м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: