Дорожную одежду проектируют из расчета, чтобы при воздействии кратковременных или длительных нагружений в подстилающем слое земляного полотна и в малосвязанных слоях за срок службы не возникали недопустимые деформации сдвига. Деформаций сдвига в конструкции не будет, если обеспечивается условие:
,
где Кпр – необходимое минимальное значение коэффициента прочности, который определяется по таблицам
Та – расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего напряжения, не погашенное внутренним трением) в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции от действующего временного нагружения, определяемое по формуле;
Тпр – предельная величина активного напряжения сдвига в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции, превышение которой вызывает нарушение прочности на сдвиг
Тпр=с·kNC·kg
где - активное напряжение сдвига от действия единичного нагружения, определяемое по номограммам на рисунках.
р– расчетное давление от колеса на покрытие;
tв – напряжение от веса дорожной одежды, определяемое по номограмме на рисунке
|
|
Используются номограммы для для определения активного напряжения сдвига от временного нагружения в нижнем слое двухслойной системы и номограмма для для определения активного напряжения сдвига tв от собственного веса дорожной одежды
Предельное активное напряжение сдвигу Тпр в грунте рабочего слоя (или в песчаном материале промежуточного слоя) определяют по формуле
Тпр=с·kNC·kg
где с – сцепление в грунте земляного полотна (или в промежуточном песчаном слое), МПа;
kg - коэффициент динамичности, учитывающий особенности работы конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания. При использовании в нижнем слое из укрепленных материалов, а также укладке на границе «основание – песчаный слой» геосетки, необходимо принимать значение kg равным:
- 7,0 – при использовании в песчаном слое крупного песка;
- 6,0 – при использовании в песчаном слое песка средней крупности;
- 5,0 – при использовании в песчаном слое мелкого песка;
- 3,0 – при использовании пылеватых песков;
Во всех остальных случаях kg принимают равным 1,5.
kNC
- коэффициент, учитывающий повторность приложения нагрузки за время эксплуатации (Nф), определяемый по графику,
При расчете на длительное действие нагружения kNC=1,23, а величина Nсп определяется по формуле
Nсут=åNф / (Трдг*Tcл)
Nсут
Рисунок - Зависимость коэффициента kNC от количества расчетных нагружений за сутки (Nсут)
где åNo – количество накопленных расчетных осей,
Трдг - количество расчетных дней в году принимают по приложению
Tcл – расчетный срок службы до капитального ремонта, лет.
|
|
При расчетах многослойную дорожную конструкцию приводят к двухслойной расчетной модели.
При расчете дорожной конструкции на прочность по сдвигоустойчивости грунта земляного полотна за нижний слой принимают грунт земляного полотна (с его характеристиками с учетом влажности), а за верхний – всю дорожную одежду. Толщину верхнего слоя hв принимают равной сумме толщин слоев дорожной одежды ().
Модуль упругости дорожной одежды принимают как средневзвешенный модуль пакета слоев, рассчитанный по формуле
,
где n – количество слоев дорожной одежды,
Ei - модуль упругости i-го слоя, МПа;
hi - толщина і-го слоя, м.