Практическое занятие 1
Посмотреть передачу, в основе которой лежит групповая дискуссия (например, "Большая стирка", "Чего хочет женщина", "Глас народа" и т.д.). Определить тип групповой дискуссии по предложенным выше классификациям. Дать общую характеристику группового процесса.
Практическое занятие 2
Отработать метод мозгового штурма как первый творческий этап ведения групповой дискуссии, проанализировать полученные результаты по следующим критериям:
выполнение - невыполнение правил,
ответственность – социальная леность при работе,
творческость - стереотипность,
проявление внешней и внутренней цензуры,
интенсивность (ощущение времени) – не интенсивность группового процесса,
субъективное ощущение (понравилось - не понравилось),
эмоциональное сопровождение,
сочетание индивидуального и группового мышления,
возможности использования.
Практическое занятие 3
Провести сравнительный анализ групповых дискуссий, используя критерии оптимизации группового процесса: соревнование между группами и введение ролей. Перечень ролей, проявляющихся в групповой работе представлен в приложении 1.
Практическое занятие 4
Проведение критического этапа групповой дискуссии в группах. Анализ группового процесса по следующим критериям:
- Достигнута ли цель?
- Групповым ли было решение, за счет чего это удалось достичь?
- Пользовались ли приемом оценки идей?
- Как распределились роли?
- Общая атмосфера в группе?
- Все ли были активны?
- Все ли мнения были выслушаны?
- Какие особенности отличали поведение руководителя групповой дискуссии (см. Приложение 2 "Задачи руководителя на разных этапах дискуссии?").
- Оценка всех участников групповой дискуссии с использованием шкал полярных профилей представленных в приложении 3.
Практическое занятие 5
Ролевая игра "деловое совещание" Анализ игры с учетом основных правил ведения совещания, представленных в приложении 4.
Приложение 1
Перечень ролей проявляющихся в групповой работе.
По предметно-содержательному обсуждению в группе:
Аналитик – человек, ориентированный на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, приоритетов, установление взаимосвязей.
Генератор идей – человек, ориентированный на поиск новых решений, интеллектуально активный, обладающий большим инновационным потенциалом, способствует разработки проблемы вширь
Эрудит – человек, компетентный в своей области, знающий ее в мелочах и ориентированный на еще большее углубление в конкретное содержание, способен выступать в качестве эксперта, способствует разработки проблемы вглубь.
Критик – человек, ориентированный на поиск обоснований: он сконцентрирован на вопросах, требующих от других приведения аргументов в пользу принятого решения.
Разработчик – человек, ориентированный на детализацию общих принципов, доведения сформулированного решения до уровня технологии его осуществления.
Агрессор (блокировщик идей) – человек, критикующий все без аргументов и вызывающий тем самым "огонь на себя". Введение такой роли обеспечивает сплоченность членов группы и активность в решении проблемы.
Комментатор – человек способный безоценочно (объективно) прокомментировать продвижение группы в решении проблемы и в любую минуту ответить на вопрос "что происходит здесь и теперь".
По организации группового процесса:
Организатор – человек, осуществляющий анализ ситуации и поставленных задач, формулирующий цели групповой работы, выделяющий отдельные этапы и формулирующий задания отдельным исполнителям.
Координатор – человек, осуществляющий анализ содержания всех индивидуальных деятельностей в общее целое (работает в тесном контакте с организатором).
Контролер – человек, осуществляющий надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением правил общения, времени выполнения работы, а также использованием ресурсов.
По реализации эффективной коммуникации в группе:
Эмоциональный лидер – человек, являющийся авторитетным для членов группы, обладающий влиянием вне зависимости от своего должностного положения.
Диагност – человек, способный проводить анализ состоятния социально-психологического климата в группе, а также выявлять особенности всех других участников группы, их положение по отношению к партнерам.
Гармонизатор (интегратор) – человек, способный сплачивать группу для решения отдельных задач, обладающий частью лидерского потенциала и целенаправленно осуществляющий необходимую коррекцию состояния групповой атмосферы.
Поощритель – человек, способный заметить изменения в группе, продвижение в решении проблемы и поощрить это.
Приложение 2
Задачи руководителя на разных этапах дискуссии