Задания для практической работы

Практическое занятие 1

Посмотреть передачу, в основе которой лежит групповая дискуссия (например, "Большая стирка", "Чего хочет женщина", "Глас народа" и т.д.). Определить тип групповой дискуссии по предложенным выше классификациям. Дать общую характеристику группового процесса.

Практическое занятие 2

Отработать метод мозгового штурма как первый творческий этап ведения групповой дискуссии, проанализировать полученные результаты по следующим критериям:

выполнение - невыполнение правил,

ответственность – социальная леность при работе,

творческость - стереотипность,

проявление внешней и внутренней цензуры,

интенсивность (ощущение времени) – не интенсивность группового процесса,

субъективное ощущение (понравилось - не понравилось),

эмоциональное сопровождение,

сочетание индивидуального и группового мышления,

возможности использования.

Практическое занятие 3

Провести сравнительный анализ групповых дискуссий, используя критерии оптимизации группового процесса: соревнование между группами и введение ролей. Перечень ролей, проявляющихся в групповой работе представлен в приложении 1.

Практическое занятие 4

Проведение критического этапа групповой дискуссии в группах. Анализ группового процесса по следующим критериям:

- Достигнута ли цель?

- Групповым ли было решение, за счет чего это удалось достичь?

- Пользовались ли приемом оценки идей?

- Как распределились роли?

- Общая атмосфера в группе?

- Все ли были активны?

- Все ли мнения были выслушаны?

- Какие особенности отличали поведение руководителя групповой дискуссии (см. Приложение 2 "Задачи руководителя на разных этапах дискуссии?").

- Оценка всех участников групповой дискуссии с использованием шкал полярных профилей представленных в приложении 3.

Практическое занятие 5

Ролевая игра "деловое совещание" Анализ игры с учетом основных правил ведения совещания, представленных в приложении 4.

Приложение 1

Перечень ролей проявляющихся в групповой работе.

По предметно-содержательному обсуждению в группе:

Аналитик – человек, ориентированный на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, приоритетов, установление взаимосвязей.

Генератор идей – человек, ориентированный на поиск новых решений, интеллектуально активный, обладающий большим инновационным потенциалом, способствует разработки проблемы вширь

Эрудит – человек, компетентный в своей области, знающий ее в мелочах и ориентированный на еще большее углубление в конкретное содержание, способен выступать в качестве эксперта, способствует разработки проблемы вглубь.

Критик – человек, ориентированный на поиск обоснований: он сконцентрирован на вопросах, требующих от других приведения аргументов в пользу принятого решения.

Разработчик – человек, ориентированный на детализацию общих принципов, доведения сформулированного решения до уровня технологии его осуществления.

Агрессор (блокировщик идей) – человек, критикующий все без аргументов и вызывающий тем самым "огонь на себя". Введение такой роли обеспечивает сплоченность членов группы и активность в решении проблемы.

Комментатор – человек способный безоценочно (объективно) прокомментировать продвижение группы в решении проблемы и в любую минуту ответить на вопрос "что происходит здесь и теперь".

По организации группового процесса:

Организатор – человек, осуществляющий анализ ситуации и поставленных задач, формулирующий цели групповой работы, выделяющий отдельные этапы и формулирующий задания отдельным исполнителям.

Координатор – человек, осуществляющий анализ содержания всех индивидуальных деятельностей в общее целое (работает в тесном контакте с организатором).

Контролер – человек, осуществляющий надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением правил общения, времени выполнения работы, а также использованием ресурсов.

По реализации эффективной коммуникации в группе:

Эмоциональный лидер – человек, являющийся авторитетным для членов группы, обладающий влиянием вне зависимости от своего должностного положения.

Диагност – человек, способный проводить анализ состоятния социально-психологического климата в группе, а также выявлять особенности всех других участников группы, их положение по отношению к партнерам.

Гармонизатор (интегратор) – человек, способный сплачивать группу для решения отдельных задач, обладающий частью лидерского потенциала и целенаправленно осуществляющий необходимую коррекцию состояния групповой атмосферы.

Поощритель – человек, способный заметить изменения в группе, продвижение в решении проблемы и поощрить это.

Приложение 2

Задачи руководителя на разных этапах дискуссии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: