Привлечение наблюдателей

При проведении деловых и ролевых игр определенное количество людей ока­зывается напрямую не задействовано в игре. Чтобы вовлечь этих людей в игровую ситуацию и позволить им, наряду с игроками, активно учиться на ней, можно вводить их в качестве наблюдателей или болель­щиков. Функции наблюдателя заключаются в следующем:

· Наблюдать за происходящим и оценивать эффективность поведе­ния участников, чтобы потом представить свои выводы во время обсуждения. Некоторые выводы относительно эффективности дей­ствий станут частью итоговых занятий.

· Оставаться в стороне от происходящего, чтобы увидеть то, чего не замечают участники.

· Сформулировать выводы для участников и остальных членов груп­пы. Таблица ведения наблюдения поможет наблюдателю обращать внимание на нужные моменты. (Пример таблицы ведения наблю­дений приводится в раздаточном материале 3.)

Можно поручить одному наблюдателю следить за невербальной коммуникацией, а другого попросить наблюдать за техникой поста­новки вопросов. Наблюдателям необходимо объяснить важность их роли в процессе обучения для участников игр и обратить их внима­ние на то, как они сами могут учиться с помощью такого вида деятель­ности.

Обсуждение и обратная связь

По окончании игры очень важно дать возможность участникам про­анализировать свои действия и получить обратную связь от окружаю­щих. Обсуждение проводится сразу же. Высказывания должны быть конструктивными, очень конкретными и рассматривать поведение с точки зрения его эффективности.

Цель такого обсуждения - осознать необходимость измениться и определить направления, где эти изменения были бы наиболее необ­ходимы.

Признаки хорошей обратной связи:

- комментарии легко принимаются;

- они конкретны. Обобщения не принесут пользы. Замечания долж­ны указывать на конкретную деталь поведения и последствия, т. е. связывать поведение и результат;

- отсутствуют оценки и предположения. Все обсуждение строится только на фактах наблюдения и их последствиях;

- соблюдается равновесие между негативом и позитивом - не ме­нее важно указывать и на то, что удалось, а не только на моменты, требующие улучшения;

- предлагаются альтернативные планы действий. Остерегайтесь го­ворить «должны», старайтесь заменять его на «могли бы»;

- если замечания были сделаны правильно, человек сможет: понять их; согласиться с ними; принять необходимость изменить свое поведение; понять, каким образом можно это сделать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: