При проведении деловых и ролевых игр определенное количество людей оказывается напрямую не задействовано в игре. Чтобы вовлечь этих людей в игровую ситуацию и позволить им, наряду с игроками, активно учиться на ней, можно вводить их в качестве наблюдателей или болельщиков. Функции наблюдателя заключаются в следующем:
· Наблюдать за происходящим и оценивать эффективность поведения участников, чтобы потом представить свои выводы во время обсуждения. Некоторые выводы относительно эффективности действий станут частью итоговых занятий.
· Оставаться в стороне от происходящего, чтобы увидеть то, чего не замечают участники.
· Сформулировать выводы для участников и остальных членов группы. Таблица ведения наблюдения поможет наблюдателю обращать внимание на нужные моменты. (Пример таблицы ведения наблюдений приводится в раздаточном материале 3.)
Можно поручить одному наблюдателю следить за невербальной коммуникацией, а другого попросить наблюдать за техникой постановки вопросов. Наблюдателям необходимо объяснить важность их роли в процессе обучения для участников игр и обратить их внимание на то, как они сами могут учиться с помощью такого вида деятельности.
|
|
Обсуждение и обратная связь
По окончании игры очень важно дать возможность участникам проанализировать свои действия и получить обратную связь от окружающих. Обсуждение проводится сразу же. Высказывания должны быть конструктивными, очень конкретными и рассматривать поведение с точки зрения его эффективности.
Цель такого обсуждения - осознать необходимость измениться и определить направления, где эти изменения были бы наиболее необходимы.
Признаки хорошей обратной связи:
- комментарии легко принимаются;
- они конкретны. Обобщения не принесут пользы. Замечания должны указывать на конкретную деталь поведения и последствия, т. е. связывать поведение и результат;
- отсутствуют оценки и предположения. Все обсуждение строится только на фактах наблюдения и их последствиях;
- соблюдается равновесие между негативом и позитивом - не менее важно указывать и на то, что удалось, а не только на моменты, требующие улучшения;
- предлагаются альтернативные планы действий. Остерегайтесь говорить «должны», старайтесь заменять его на «могли бы»;
- если замечания были сделаны правильно, человек сможет: понять их; согласиться с ними; принять необходимость изменить свое поведение; понять, каким образом можно это сделать.