Содержательные теории мотивации (Маслоу. Мак-Клелланда, К.Альдерфера, Ф.Герцберга)

К содержательным теориям относятся:

1. Теория А.Маслоу, пять основных видов потребностей человека –это:

- физиологические, необходимые для выживания;

- потребности в безопасности и уверенности в будущем (обеспечении государством);

- социальные, т.е потребности в причастности к какому-либо сообществу;

- потребности в уважении и признании;

- потребности самовыражения.

Особенности данной теории в том, что потребности нижних уровней требуют первоначального удовлетворения. Прежде, чем потребность следующего уровня станет фактором для удовлетворения, обязательно должны быть удовлетворены потребности предыдущих уровней. Руководителю необходимо наблюдать, за подчиненными, чтобы определить какие активные потребности движут ими в настоящее время. Недостаток данной теории в том, что не всегда удается учесть индивидуальные отличия людей.

2. Теория Д.Мак-Клеланда, три уровня потребностей:

- потребность власти, желание воздействовать на других;

- потребность успеха, человек удовлетворен процессом доведения работы до конца;

- потребность в причастности, люди заинтересованы иметь дружеские отношения, оказывать помощь другим, поэтому руководители обязаны создавать атмосферу, при которой не будут ограничиваться межличностные контакты.

3.Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, но считает возможным переход их от одного уровня к другому в различных направлениях по принципу «фрустрация-регрессия». Процесс продвижения вверх по уровням потребностей называется процессом удовлетворения потребностей, а вниз – процессом фрустрации, т.е. неудачи в стремлении удовлетворить потребность. Таким образом, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня работник опять возвращается к низшему и активизирует свою деятельность тут.

4. Теория двухфакторная Ф.Герцберга, он считал, что две группы факторов влияют на поведение людей:

- гигиенические (условия труда, социальные отношения, стиль руководства в организации, вознаграждение, социально-психологический климат) –положительное влияние этих факторов позволяет усилить удовлетворенность работой у людей.

- факторы мотивации (работа, как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования) –эти факторы позволяют усилить удовлетворенность работой у подчиненных.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: